Судьба генерала

 

  Самед бек Мехмандаров - 160

 

 ЛЕТОПИСЬ

 

 ЧАСТЬ IV

 

Президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение о проведении 160-летнего юбилея генерала Самед бека Мехмандарова, имеющего исключительные заслуги перед азербайджанским народом. С целью подобающего проведения этой даты на государственном уровне Министерству обороны совместно с министерствами образования и культуры и туризма поручено подготовить и осуществить соответствующий обширный план мероприятий, связанных с юбилеем видного азербайджанского военачальника.

Чтобы спастись от жестоких преследований, изнурительных допросов, в 1930 году, после смерти Самед бека, военного министра бывшей Азербайджанской Демократической Республики, его жена Елизавета Николаевна вместе с сыном Игорем вынужденно переезжают в Ленинград. Но и здесь не оставляют их в покое советские чекисты.

 «...В 1937 году семью Мехмандаровых ссылают из Петербурга в Саратов. Однако и в этом городе Игорь Мехмандаров не обрел спокойствия. Отсутствие элементарных условий для нормальной жизни, тяжелое материальное положение, ежедневные вызовы в НКВД делают положение семьи невыносимым.

Несмотря на все это, палачи и не думают униматься. В 1941 году Е.Н.Мехмандарову вместе с сыном вновь ссылают в Сибирь. На этот раз она погибла в поезде, подвергшемся налету фашистских самолетов. А ее сын после ссылки продолжительное время живет в Калининграде. В 1977 году правительство Азербайджана приглашает Игоря Мехмандарова посетить Баку.

На основании запроса, направленного Генеральной прокуратурой Азербайджанской Республики в областные прокуратуры Санкт-Петербурга и Саратова, где жили в свое время Мехмандаровы, проводятся дополнительные проверки. Дела были еще раз изучены, и, наконец, получены официальные оправдательные документы на Игоря Самед бек оглу Мехмандарова и его мать Елизавету Николаевну Мехмандарову. Хоть и с опозданием, но удалось стереть еще одно черное пятно из истории нашего народа».

Родина зовет

В один из теплых майских дней 1910 года родина после долгой разлуки радостно встретила своего героического сына Самед бека Мехмандарова. 24 мая он назначается начальником артиллерии корпуса 1-й Кавказской армии, расположенной в Тифлисе. 31 июля Самед бек становится инспектором артиллерии этого корпуса, а 31 декабря 1913 года возглавляет 21-ю кавалерийскую дивизию.

С самого начала Первой мировой войны дивизия Самед бека Мехмандарова сражается в составе 3-го Кавказского армейского корпуса и завоевывает огромную славу в русской армии. Особенно отличились под его командованием 81-й Абшеронский и 83-й Самурский кавалерийские полки.

Назначенный 11 декабря 1914 года командиром корпуса 2-й Кавказской армии, Самед бек Мехмандаров провел тяжелые, но успешные бои с немецкими войсками на берегах реки Сана за населенные пункты Прасныш, Холм и Вильно. На протяжении всей войны возглавляемый им корпус не потерял ни одного орудия.

 

Близко знавший Самед бека майор Гаджи ага Ибрагимбейли в изданной в 1946 году брошюре «Самед бек Мехмандаров» с гордостью пишет: «Офицер, официально не получивший академического образования, мог достичь высоких званий лишь благодаря необычайному дарованию, огромной любви к военному делу, беспримерной отваги в боях и воинской сноровке, преданности клятве и глубокой порядочности. Самед бек Мехмандаров был из плеяды таких офицеров. Артиллеристу высшего класса Самед беку Мехмандарову могли позавидовать и выпускник артиллерийской академии, и каждый видный войсковой генерал».

Генерал Мехмандаров завоевал славу как талантливый военачальник, нанесший в годы Первой мировой войны ряд серьезных поражений немецким дивизиям. Особую известность он обрел после боевой операции в районе Лодзи 15 сентября 1914 года. Войска немецкого генерала Макензи, взяв мощным штурмом Ивангород, начали развивать наступление на Лодзь. Отступавшие русские войска оказались в очень тяжелом положении. Перейдя в атаку по всей линии, фронта немцы пытались окружить часть противостоявших им русских соединений.

21-я пехотная дивизия Самед бека Мехмандарова состояла из 81-го Абшеронского, 82-го Дагестанского, 83-го Самурского и 84-го Ширванского полков. Каждый из них имел свои боевые традиции. Командующий корпусом, обеспокоенный участью вверенных ему частей, по телефонной связи справляется у Мехмандарова положением дел в дивизии. В трубке прозвучал свойственный командиру мужественный, по-военному короткий ответ: «Положение тяжелое. Перехожу в наступление!».

В то время как две русские дивизии в панике отступали, дивизия Мехмандарова нанесла по уверенно наступавшему врагу значительные удары, заставив отойти на исходные позиции. Спустя три дня после кровопролитных боев дивизия уже штурмовала Ивангород. Эта удачная операция Самед бека Мехмандарова разбила в пух и прах далеко идущие планы немецкого генерала. А две русские дивизии избежали участи оказаться в позорном плену.

В ходе той операции генерал Али ага Шихлинский по приказу Верховного главнокомандующего занимал должность генерала по особым поручениям при Главной инспекции полевой артиллерии. Впоследствии он писал: «В тот период я был вызван на Западный фронт для проверки состояния дел с тяжелыми полевыми орудиями, новыми для русской армии, и направления деятельности в данной сфере. Я обошел семь корпусов и установил, что только в корпусе Самед бека Мехмандарова правильно понято предназначение тяжелых орудий и они расставлены в соответствии с их функциями. Это было заслугой не корпусного орудийного инспектора, а результатом работы искусного артиллериста Мехмандарова».

За героический подвиг 22 марта 1915 года Самед беку Садых бек оглу Мехмандарову присвоено звание полного генерала артиллерии. Его героизм был оценен по достоинству: за удачные операции 27-29 сентября 1914 года и 2 января 1915 года он удостоен орденов Святого Георгия III степени и Святого Владимира II степени (с мечами), а за участие в операции по взятию города Ивангорода Самед бек получает Георгиевское оружие, украшенное бриллиантами.

Современники с большой симпатией отзываются о Самед беке Мехмандарове, его приветливом обращении с подчиненными. Майор Гаджи ага Ибрагимбейли пишет, что в ходе Первой мировой войны генерал Мехмандаров завоевал огромный почет и уважение. Беспримерная храбрость генерала, его потрясающее хладнокровие в самый ответственный момент сражений снискали ему заслуженную славу в русской армии.

С.Мехмандаров ценит справедливых, добросовестных людей, оказывает им поддержку, но крайне беспощаден к бесчестным. Лично знавшие Мехмандарова в один голос утверждают, что все подчиненные боялись генерала как огня, однако любили и беспрекословно верили ему. Самед бек Мехмандаров всегда поддерживал рядовых военнослужащих, нередко помогал им.

 

«Мехмандаров - редкостный артиллерист» - эти слова принадлежат командующему Краснознаменной Кавказской армией Ионе Якиру. Он собственноручно записал их в личное дело Самед бека, работавшего в 1925 году преподавателем Азербайджанского объединенного военного училища.

В годы революции жизнь С.Мехмандарова не отличалась безмятежностью. Представители новой власти не доверяли ему. Как резкая пощечина звучали слова «царский генерал», «мусаватский министр», брошенные в лицо Самед беку и его соратникам. С тех дней сохранились две странички, написанные рукой Самед бека Мехмандарова 4 июня 1920 года. Заполненный по требованию большевиков «Листок заключенного» ныне хранится в архиве Министерства национальной безопасности АР.

Анкета

В жизни это был невысокий человек с бородой, расчесанной надвое. Из-за маленького размера ноги носил обувь, сшитую из специальной кожи.

Рассказывают, что в 1923 году знаменитого генерала видели с метлой в руке на улицах Баку. 67-летний полководец, бывший военный министр мусаватистского правительства, пряча глаза от прохожих, орудовал метлой, а затем торопился в Азербайджанскую чрезвычайную комиссию. Явиться следовало обязательно, причем ни в коем случае не опоздать на регистрацию. Пусть видят: он на месте, никуда не уехал, не сбежал.

Говорят, так было. В сохранившихся документах об этом ничего не сказано, однако факт остался в памяти современников. Долгое время бытовало мнение, что не очень-то важно знать свою историю, различные ее периоды - даже если вникнуть в детали и разобраться во всех перипетиях, все равно мы не сможем правильно воспринять ее. Но порой маленький лучик способен вынести на поверхность истину, осветить все темные закоулки, подобно отливу, вычищающему подводные камни.

В октябре 1999 года исследования привели меня в архивы КГБ (ныне МНБ). Здесь, среди анкет «бывших людей», хранится двойной листок, обесцвеченный временем и исписанный мелким почерком Самед бека Мехмандарова. Двойной листок, отдающий гарью той эпохи...

 

Продолжение следует

 

Шамистан НАЗИРЛИ,

полковник-лейтенант в отставке,

военный публицист

Каспiй.-2015. - 24 октября.- С. 14.