Учитесь счастью у детей

Лариса Тарусова: К сожалению, у нас нет спонсора…

Детский театр-студия «Гюнай» представил большой красочный спектакль в Театре песни имени Рашида Бейбутова. Маленькие актеры справились с поставленной задачей ничуть не хуже профессиональных мастеров и доставили своим зрителям массу удовольствия.

Несмотря на возраст - а актерам, задействованным в спектакле, от 5 до 19 лет, - они читали сложные монологи, танцевали и держались на сцене так, словно выступают не перед заполненным до отказа залом, а в привычной для себя атмосфере. И это не удивительно: ведь они с раннего детства познают тонкости актерского мастерства, а заслуги театра и непосредственно его воспитанников неоднократно отмечало строгое жюри на всевозможных конкурсах - как у нас в стране, так и за ее пределами. Детский театр «Гюнай» успешно представлял Азербайджан в России, Польше, Болгарии, Венгрии, Турции, Франции и других странах.

Спектакль «Щелкунчик», показанный маленькими актерами в Театре песни имени Р.Бейбутова, перенес зрителей в атмосферу сказки, а ребята, игравшие свои роли, настолько вошли в образ, что грань между главными и второстепенными персонажами исчезла полностью.

Началось представление с небольшого вступления ведущих, которые рассказали зрителям о достижениях детского театра, о работе руководителя и личных достижениях участников. Затем появились Баба Яга и Клоун, которые провели со зрителями небольшой интерактив - игры, песни и пляски. Интересно, что в тот день взрослых на сцене не было вообще, все действие было доверено детям, которые успешно справились со своими обязанностями.

И вот началась сама сказка - спектакль «Щелкунчик», поставленный по одноименному произведению Гофмана. Музыкальное красочное действо, органично сочетающее в себе классическую музыку П.И.Чайковского, приковало к себе внимание зала, зрители с восхищением следили за происходящим на сцене. Где-то начинался новогодний бал или игрушечный пир, происходили сражения мышиного короля с принцем, коронация… И каждый эпизод напоминал яркий фейерверк чувств и эмоций - и зрителей, и самих актеров. Дети не умеют притворяться, а потому и их игра отличается особой искренностью.

В главных ролях задействованы Аян Муршудова, Максим Коршунов, Лейла Юсубова, Лейла Муршудова, Гюляр Асланова, Алан Сулейкин, Игорь Штофенмахер, Гюляра Исмайлова и другие. Своим успехом маленькие актеры во многом обязаны основателю театра «Гюнай», сценаристу, режиссеру-постановщику, члену Союза театральных деятелей Азербайджана Ларисе Тарусовой и хореографу театра Гюнеш Талыбовой.

По завершении спектакля юные актеры вышли на поклон и как настоящие звезды, получив признание своего зрителя, собрали море цветов. А к руководителю театра выстроилась целая очередь впечатленных зрителей, которые решили незамедлительно записаться в театр.

Руководитель детского театра-студии «Гюнай» Лариса Тарусова любезно согласилась ответить на некоторые вопросы корреспондента газеты «Каспiй».

- Как вы реализуете билеты на спектакли вашего театра, сотрудничаете ли с кем-то в этом вопросе?

- К сожалению, у нас нет контакта с руководством школ и других образовательных учреждений. Это сложный вопрос, и мы решаем его собственными силами: дети рекомендуют спектакли своим одноклассникам, знакомым и друзьям. Но я думаю, наши постановки были бы интересны и более широкому кругу зрителей - к примеру, мы могли бы давать представления в школах или приглашать их на свои спектакли, тем более что билеты у нас не очень дорогие - 3,50 маната. Все, кто к нам приходит, остаются довольны, а посмотреть выступления своих сверстников будет интересно многим. Пока же мы по большей части выступаем для своего зрителя, который заранее знает о готовящихся представлениях, ждет их и с удовольствием посещает.

- Как долго идет подготовка к спектаклю?

- Честно говоря, очень долго. «Аршин мал алан» мы, к примеру, готовили почти год, «Щелкунчик» - чуть меньше, но тоже достаточно усердно. Тут ведь много танцев, которые требуют репетиций и подготовки. Для того чтобы маленькие актеры на сцене работали слаженно, нужно с ними долго и упорно заниматься. Поэтому когда к нам приходят новички, я заранее честно заявляю: это только на сцене все так четко и красиво, но пока дойдешь до этого, приходится попотеть на многочасовых репетициях и прогонах. Но и ребята, и родители настолько проникаются, что их это не пугает.

- Все детишки в будущем станут театральными актерами?

- Конечно, нет. У каждого в жизни свое направление, но думаю, что в душе у них навсегда останется любовь к театру. И это не раз пригодится им, где и чем бы они ни занимались в дальнейшем.

- Что помимо хореографии изучают воспитанники театра?

- Сценическое мастерство: мы работаем над речью, дикцией, ставим актерские этюды…

- Ребята, которые приходят к вам, отличаются какими-то особыми качествами или из любого малыша можно сделать актера?

 

- Из любого, конечно, не получится... Ну, нет у ребенка слуха - как же он запоет? Или нет соответствующих способностей - как стать балериной? Какие-то достоинства должны присутствовать непременно, а мы поможем их раскрыть.

- Как скоро можно определить, выйдет ли из ребенка толк?

- По-разному бывает. Иногда этот процесс очень стремителен. К примеру, в минувшем году к нам пришли очень замкнутые, даже зажатые дети, но в течение полугода, глядя на окружающих, они сумели раскрыться.

- Сколько сегодня актеров в вашем театре и каков их возрастной диапазон?

- Сейчас играющих детей - 25, и это в основном школьники. Правда, есть две девочки, которым еще не исполнилось шести, однако они настолько артистично одаренные, что я не смогла устоять и сделала для них исключение. Самой старшей нашей участнице - Гюле - на данный момент 19 лет. Она буквально выросла в нашем коллективе - занимается с четырех лет.

- Как, по-вашему, насколько высок интерес к театру среди учащихся?

- Я бы очень хотела ответить, что интерес к театру есть… но не могу. Впрочем, за последнее время он несколько возрос.

- У вас очень яркие и красочные костюмы, не заметить которые невозможно. Кто создает для вас такую красоту?

- Что касается костюмов и декораций, то все это заслуга родителей наших актеров, которым я очень благодарна.

- Сколько на сегодняшний день у вас действующих спектаклей?

- «Аршин мал алан», «Щелкунчик», «Русалочка», «Мсье Жордан», «История любви». Приступили к репетициям спектакля, посвященного трагедии в Ходжалы.

 

- Не тяжело ли детям работать над столь трагической темой?

- Нет, они все делают с душой, вытаскивая наружу все эмоции.

- Могут ли родители разглядеть в своем чаде актерские задатки или это под силу лишь профессионалу?

- Все зависит от конкретного случая. Иногда родители приводят своих детей, которые буквально «работают на публику»: любят переодеваться, кривляться, пародировать... Это - качества, присущие актерской профессии, но бывают и скрытые способности. У нас есть девочка, которая сейчас учится в девятом классе. Пришла она к нам, когда ей было четыре года, и тогда она не могла связать пару слов, сейчас же читает сложнейшие монологи и готовится поступать в Институт культуры и искусства. Считаю, что театр - некий синтез, который помогает развиваться детям. Тут и классическая музыка, которую в обычной жизни они не слушают, но которая невольно затрагивает какие-то струнки детской души. Мы вместе думаем о декорациях, что развивает их художественный вкус, о музыке, спектаклях - все это формирует личность ребенка.

- Часто ли выезжаете на фестивали и конкурсы? В ближайшем будущем намечаются какие-то поездки?

- Приглашения мы получаем постоянно. Но, к сожалению, не на все можем согласиться, ведь мы выезжаем исключительно за свой счет. Сейчас с нами связались из Минска - приглашают на фестиваль в конце марта. Проживание, культурная программа, питание и размещение - за счет устроителей. Но проезд в оба конца мы должны оплатить сами... Это создает определенные трудности, поскольку у нас нет спонсора и мы сами должны обо всем позаботиться.

Виктория ТРЕТЬЯКОВА

Каспiй.- 2015.- 23 января.- С.- 13