Звездный полпред азербайджанской дипломатии

К юбилею Полада Бюльбюльоглу

Говорят, когда Полад, окончив композиторское отделение Азгосконсерватории, вместо серьезной музыки стал писать эстрадные песни, а затем и исполнять их, родня музыканта была в шоке. Особенно переживала мама Полада, считавшая, что сын легковесными песнями в стиле «шейк» и «твист» дискредитирует имя своего прославленного отца. Однако и Полад достиг вершины славы, еще при жизни став легендой советской песни. Прошло уже много лет, но представители среднего и старшего поколения навсегда запечатлели в своей памяти худенькую, по-юношески угловатую фигуру молодого Полада, его задорные веселые песни, в которых ниспровергались все классические постулаты советской официальной эстрады. Они были, как тогда говорили, «легковесны», но именно эта легковесность, а вернее, жизнелюбие, оптимизм привлекали к песням Полада Бюльбюльоглу миллионы слушателей и зрителей. Одним словом, Полад на многие годы стал любимцем женщин всего Советского Союза.

И вдруг крутой поворот судьбы: в 1988 году Полада назначают на должность министра культуры Азербайджана. И он замолчал. На долгие годы…

Много позднее я спросила Полада Бюльбюльоглу, почему он «самоотлучил» себя от сцены, от своих песен и мелодий. Не потому ли, что эти песни, по-юношески светлые, оптимистичные, в какой-то момент перестали соответствовать тем жестоким реалиям, с которыми мы столкнулись в конце 80-х - начале 90-х годов? Помнится, он мне тогда ответил: «В какой-то степени вы правы. Во время Карабахской войны я часто посещал линию фронта. Бывал у раненых солдат в полевых госпиталях. Никогда не забуду страшную картину: одному пареньку отрезали ногу выше колена практически без наркоза. Такое забыть невозможно. Разве после этого можно писать песни, можно вернуться к тому светлому лирическому настрою, который был у меня в молодости?».

В середине 90-х годов ХХ века музыкально-художественная атмосфера в городе стала меняться, тем более что руководитель страны Гейдар Алиев, сам заядлый театрал и меломан, как и в 70-е годы, волевым решением повернул своих чиновников лицом к культуре. Знаменитые симфонические «посиделки» по пятницам президент более не устраивал, однако, ощутимо повысив оклады работникам симфонического оркестра, а затем деятелям оперы и балета, он фактически спас их от вымирания. И тем самым положил начало возрождению славных музыкальных традиций нашего города: домой из-за границы потянулись уехавшие несколько лет назад музыканты и дирижеры, переполненный зал бакинской оперы, где ныне выступают знаменитые теноры и меццо-сопрано, вскоре уже казался нам чем-то привычным, равно как и проведение престижных международных музыкальных конкурсов. Апофеозом же и зримым символом возрождения стали совместные концерты великого маэстро Ростроповича и Азербайджанского государственного симфонического оркестра. Министр культуры республики Полад Бюльбюльоглу ко всем этим позитивным сдвигам в сфере отечественного искусства имел непосредственное отношение. Однако сам долгое время «не засвечивался». И я опять спросила его: почему? В числе прочих причин, ответил Полад муаллим, есть «один щекотливый момент, связанный со спецификой моей должности. Я не могу позволить кривотолков в отношении себя, мол, он - министр культуры, поэтому его песни поют, его мелодии играют. Помню, свой первый звонок в качестве министра я сделал председателю Республиканского гостелерадио, попросив его не передавать по радио и не показывать по телевидению мои песни. Он страшно удивился, стал возражать. И все же я настоял на своем. Тогда мне казалось, что эту страницу в своей жизни я закрыл навсегда»лава Аллаху, что министр культуры ошибся. Сначала было празднование 50-летия Полада в Баку, на которое прибыл солидный десант звезд из России и других стран СНГ. На концерте присутствовал Президент Азербайджана Гейдар Алиев. Именно на том концерте Полад ощутил, что он по-прежнему любим и востребован публикой. Кстати, это памятное событие происходило в условиях комендантского часа, и вот как об этом впоследствии вспоминал легендарный капитан команды КВН «Парни из Баку» Анар Мамедханов:

«Когда закончилось первое отделение и объявили перерыв, Гейдар Алиевич прошел в комнату отдыха. Полад Бюльбюльоглу озабоченно говорит ему:

- Скоро комендантский час, а гости еще не все выступили. Что делать?

- Позовите сюда Усубова, - сказал Президент, и когда пришел министр внутренних дел, он велел: - Пойдите и предупредите все посты. Когда люди будут ехать домой с юбилея Полада Бюльбюльоглу, чтобы их всех пропускали. - Потом повернулся ко мне и говорит: - Ты сможешь объявить об этом со сцены?

 

Это было его первым поручением мне. Я вышел и сказал:

 

- Сегодня было много подарков юбиляру. Но самый большой подарок сделал Гейдар Алиевич. Сегодня на один день отменен комендантский час. Так что вы все можете спокойно досидеть до конца концерта, а на каждом посту, где вас остановят, сообщайте пароль: «Полад Бюльбюльоглу. Пятьдесят лет». В 1998 году турецкий бизнесмен Окан Топан предложил Поладу заново записать одну из его песен и снять на нее клип. И в результате песня «Gəl, ey səhər», написанная 30 лет назад, побила в Турции и Азербайджане все рекорды популярности. Затем состоялось возвращение Полада на российскую сцену, причем возвращение триумфальное. В начале февраля 2000 года в Москве произошло событие, которое многие расценили как этапное в творческой судьбе известного музыканта. В киноконцертном зале «Россия» при огромном стечении публики и абсолютном аншлаге состоялся юбилейный концерт Полада Бюльбюльоглу, после которого прошла церемония закладки именной звезды на Площади звезд. Мне довелось побывать на этом незабываемом концерте и от всей души порадоваться за своего земляка. Наверняка любовь огромной аудитории, которая не забыла композитора и его песни за долгий период добровольного «самоотлучения», заставили Полада вернуться к любимой профессии.

После того памятного концерта я взяла у Полада интервью и опубликовала его в российской «Общей газете». В числе прочих там был такой диалог:

«- Когда вы поняли, что, несмотря на огромную паузу, вам удалось сохранить и публику, и популярность, не мелькнула ли у вас в голове мысль о возвращении к концертной деятельности?

- После концерта я всю ночь не спал и думал над тем вопросом, который вы мне задали. Потому что когда две с половиной тысячи человек тебя так бурно приветствуют, а после концерта всю ночь звонит телефон и тебе в любви объясняются совершенно незнакомые люди, а в номер несут и несут охапки цветов, ты понимаешь, что твои песни чего-то стоят. Из Москвы уже поступило несколько предложений издать компакт-диски. Продюсеры удивляются: как, у вас до сих пор нет компакт-дисков?

- И к чему вы пришли после ночных раздумий?

- К тому, что надо стабильно, хотя бы каждое воскресенье, работать в студии с Сиявушем Керими и музыкантами из ансамбля «Ашуги». Теми самыми, которые так здорово помогли мне провести концерт в «России». Я ведь думаю и о том, что мне уже 55 лет и, следовательно, недалек тот день, когда голос будет звучать не так, как этого хотелось бы. Что-то надо записать. Есть идеи, есть какие-то наработки. К примеру, мы уже записали в новой аранжировке шесть или семь песен, которые пел мой отец. У меня есть идея сделать диск «Песни Бюль-Бюля, которые поет Полад Бюльбюльоглу». В общем, поживем-увидим» одном из разговоров с Поладом я посетовала: жаль, если нынешнее поколение запомнит вас не как певца и композитора, а лишь как министра культуры или дипломата. Хотя, конечно, эта ипостась многолетней деятельности Полада Бюльбюльоглу очень важна. И в качестве министра культуры, и особенно в качестве полпреда азербайджанской дипломатии в России он запомнился громкими делами и акциями, инициативами и культурными проектами. Он был первым генеральным директором Türksoy - организации, объединившей министров культуры тюркоязычных стран, своей деятельностью внес неоценимый вклад в создание общего культурного пространства между родственными народами. В Москве Полад Бюльбюльоглу возглавляет Совет по гуманитарному сотрудничеству стран СНГ и многое делает для активизации духовного и культурного сотрудничества на постсоветском пространстве. Он принципиально и когда требуется - достаточно жестко защищает национальные интересы Азербайджана. Мне довелось это наблюдать в ходе своих поездок в Москву, а также в Баку, на заседаниях межпарламентской комиссии дружбы между Азербайджаном и Россией. Его очень уважают во властных коридорах Москвы, к его мнению прислушиваются. Словом, имя Полада Бюльбюльоглу прочно вписано в историю строительства независимой азербайджанской государственности. Он 10 лет проработал в команде великого политика Гейдара Алиева. Делясь со мной воспоминаниями для моих книг о жизни и деятельности общенационального лидера, Полад Бюльбюльоглу в частности сказалГоды работы с Гейдаром Алиевым - это огромная школа. И человеческая, и административная, школа общения с людьми, подготовки документов, школа собранности, постоянной нацеленности на успех, на конечный результат. Это и умение молчать, когда нужно, и говорить, когда надо. Он терпеливо воспитывал, «шлифовал» нас какими-то полунамеками, шутливыми замечаниями, добрыми советами. Поэтому когда я был назначен послом, мне никакой дополнительной подготовки не понадобилось - я прошел школу Гейдара Алиева. Это настоящий университет, диплом которого не выдают нигде в мире. Диплом называется «Десять лет с Гейдаром Алиевым».

 

***

 

И все же я от души рада, что мои предположения не сбылись. И что Полад вернулся к композиторской деятельности в неожиданном для многих качестве. В 2005 году на свет появился балет «Любовь и смерть». В этом балете Полад воплотил боль Карабаха, трагедию своей малой родины - Шуши, страдания десятков тысяч соотечественников, насильственно отторгнутых от родных очагов. Эта народная трагедия, опалившая его сердце, неминуемо должна была воплотиться в некоем эпическом полотне. Амбициозный замысел художника вылился в форму хореографической саги-балета, созданного по мотивам дастана «Деде Горгуд». Красочное, очень зрелищное действо, поставленное с размахом и на уровне, соответствующем последним мировым достижениям сценического искусства, помимо эстетического заряда имело несомненное политическое значение для нашей страны. Премьеры балета в Санкт-Петербурге, Москве, европейских столицах означали, что наш талантливый соотечественник совершил второй после знаменитой «Легенды о любви» прорыв в мировом хореографическом искусстве. Создав музыку к замечательному балету, он вписал новую страницу не только в историю современного балетного искусства, но и в свою собственную творческую биографию. И слава Богу: ибо министры и дипломаты приходят и уходят, а творения человеческого Духа живут многие-многие лета. На днях Полад Бюльбюльоглу будет отмечать на родине свой юбилей. Правда, цифра «70» ну уж никак не гармонирует с его по-прежнему худощавой, спортивной фигурой, неутомимой энергией и поистине бешеным темпом работы. Хочется пожелать своему другу прежде всего доброго здоровья, отличного расположения духа, новых свершений как на ниве дипломатии, так и на творческом фронте. Верю, что так оно и будет!

Эльмира АХУНДОВА

Каспiй.- 2015.- 31 января.- С.- 9