«Каспiй» в гостях у «Каспiя»

  

Умеренная позиция

 

16 октября 1907 года Г.З.Тагиев получает свидетельство на продолжение издания газеты «Каспiй» под редакцией А.А.Вейнберга, выпускника Императорского Новороссийского университета, окончившего «курс наук». Он имел определенный стаж работы в столичных изданиях, считался опытным литератором. Андрей Андрианович Вейнберг, даже не вдаваясь в подробности уровня его образования, литературной, журналистской деятельности, способностей руководителя, организатора газетного дела, являлся фигурой, угодной официальным кругам хотя бы потому, что был не мусульманином, а христианином и не принадлежал к «национальному меньшинству», был представителем «великороссов», «коренного» населения империи...

 

А.Вейнберг приступает к деятельности редактора и уже с 232-го номера, с 1907 по 1919 год подписывает «Каспiй». Программа газеты заранее была определена Комитетом печати и приложена к копии свидетельства. В том же первом, подписанном А.Вейнбергом, номере в передовой статье излагались цели и задачи газеты. Считая ее единственным органом мусульман на русском языке, новое руководство редакции преследовало цель продолжить ее традиции: «отстаивать культурные, общественные и политические интересы многомиллионного мусульманского населения России, и в частности Закавказья, всеми силами стремиться по пути просвещения и прогресса к лучшему, светлому будущему для этих народностей». В этой передовице, излагающей программу, цели и задачи «Каспiя», чувствовалось близкое родство между обещанием новой редакции и официальными, ни к чему не обязывающими, общими, демагогическими реляциями и заверениями правительства. Было бы достаточно, если бы газета смогла бороться за права мусульман хотя бы Закавказья, а о «многомиллионном населении России» подумали бы в столице империи сами власти. «Умеренная» на взгляд официальных кругов позиция газеты была им по душе, ибо они не терпели ни малейшего отклонения в сторону крайностей. Потому газета постепенно начинала терять свой боевой характер, когда кровно заинтересованная в судьбах своего народа азербайджанская интеллигенция часто «отклонялась в сторону крайностей», причиняя беспокойство властям.

 

Основное внимание новая редакция уделяла «более солидному» внешнему виду газеты. Она набиралась по-новому, в виде горизонтальных и вертикальных колонок, разного вида курсивом, наклоном букв вправо, строчные буквы которого имитировали написание шрифта от руки. Газета продолжала традицию своих предшественников, уделяя внимание важным явлениям литературной и культурной жизни края, России, зарубежья. Заметно активизируется отдел «Литература и искусство», где появляются оперативная информация о театральных постановках и рецензии на произведения зарубежных и русских писателей. Привлекает внимание своеобразный выбор имен и авторов. Среди авторов пьес имена Кнута Гамсуна, Генриха Ибсена, Герхарта Гауптмана; рядом с именами великих реалистов Л.Н.Толстого, А.П.Чехова. А.М.Горького - имена писателей-декадентов Леонида Андреева, Константина Бальмонта, Вячеслава Иванова...

 

Следуя общекультурной программе, газета придавала большое значение созданию национального театра, улучшению жизненных условий актеров, обновлению репертуара произведениями азербайджанских, русских и зарубежных авторов. Эту идею поддерживали своими публицистическими выступлениями Узеир бек Гаджибейли, Мехти бек Гаджинский, Рагим бек Меликов, Гусейн Минасазов и другие деятели культуры. Газета «Каспiй», особенно азербайджанская интеллигенция, входящая в группу ее сотрудников, придавала большое значение изданию книг, в особенности дешевых, для огромной армии трудового народа, тянувшегося к просвещению, знаниям. Что способствовало развитию родной литературы, распространению грамотности, демократических, прогрессивных идей среди народа.

 

Невидимые рычаги

 

Трудно представить себе, что бедность, материальные затруднения заставили миллионера Г.З.Тагиева в феврале 1912 года сдать типографию газеты «Каспiй» в аренду. Этот факт представляется маловероятным и неправдоподобным. Очевидно, здесь были задействованы какие-то иные, невидимые рычаги. В связи с этим вспоминается характеристика кавказского цензурного комитета «о татарах-мусульманах», пользующихся большим влиянием не только среди мусульман...

 

С декабря 1916 года Г.З.Тагиев передает типографию Первому типографскому товариществу Э.Левенсона. До ноября 1918 года газета сохраняет свой высокий тираж, а потом Товарищество обязуется выпустить газету до 1 апреля 1919 года тиражом 5000 экземпляров.

 

В годы Первой мировой войны газета «Каспiй», как все «умеренные» органы печати, движимая чувством «патриотизма», выступала в унисон официальной политике правительства. Конечно, сегодня можно сожалеть или упрекать газету за такой пассаж, но, учитывая исторический опыт, скажем, положа руку на сердце: при каком, даже самом демократическом обществе, какая периодическая или непериодическая печать осмеливалась идти против политики своего правительства, предавать интересы своего государства во время войны? Конечно, за давностью лет легко осуждать «Каспiй» за его «более правые» взгляды, за отход от либерально-буржуазной позиции и «приближение к буржуазно-националистическим органам печати». Да и сама газета не раз объявляла о своей «беспартийности». Вместе с тем «Каспiй» приветствовал Временное правительство, призывал все мусульманское население поддержать его, создав «всеобщий союз мусульманской демократии».

 

Публикации «Каспiя» за 1917 год отличаются особым разнообразием и жанровостью, принадлежностью их авторов к самым различным политическим партиям и группировкам. В апреле 1917-го газета публикует статью Бехбуд бека Шахтахтинского «Структура мусульманской действительности» (№ 113), в мае - выступление народного комиссара по национальным делам Джуга­швили (Сталин), разъясняющее ленинское «Обращение ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» (№126), «Воззвание М.Горького к трудящимся», посвященное вопросам культурного строительства (№136), в июле - «Письмо из Елизаветполя Агасамеда Агамали оглу» (№186).

 

Октябрьский переворот

 

Октябрьскую революцию «Каспiй» встретил враждебно - сказалась его «умеренность» и нейтрально-сдержанная позиция.

 

В августе 1917-го в 242-м номере «Каспiй» печатает ответ на «Обращение Ленина ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» - «Кадетизм или большевизм», где отрицается сама идея революционного переворота, международное значение Октябрьской революции.

 

В октябре 1917-го в 273-м номере газеты появляется статья А.Мамедова-Ахлиева, в которой автор открыто заявляет, что «...с новой революцией для народностей Кавказа готовятся новые цепи порабощения».

 

В ходе кровавых событий 1918 года, мартовского геноцида азербайджанцев со стороны армянских националистов-дашнаков и экоцида - уничтожения ценных памятников истории и культуры на всей территории Азербайджана, многих уникальных памятников, в том числе и здания парламента «Исмаилийе», культурных центров в Баку подвергается разгрому и типография «Каспiя». Только в сентябре 1917-го удается восстановить ее и приступить к набору. В том году выходит всего 120 номеров.

 

Газета «Каспiй» дожила до марта 1919 года, выпустила 59 номеров и прекратила свое существование. 38 лет она служила распространению прогрессивных идей азербайджанских просветителей, деятелей культуры, развитию азербайджанской журналистики конца ХIХ - начала ХХ века. «Каспiй» был той благодатной почвой, которая взрастила поистине блестящую плеяду публицистов, журналистов, деятелей науки и культуры Азербайджана и заложила основы азербайджанской журналистики ХХ века.

 

На фото:

Гаджи Зейналабдин Тагиев

Редакция и типография газеты «Каспiй» по улице Николаевская (Истиглалийат)

 

Малахат КАЛАНТАРЛИ

Каспiй.-2016.- 27 апреля. - С.11.