Надежды оправдались
Михаил Дегтярь: Баку - уникальный город, другого такого нет
СОБЕСЕДНИК
Известный российский продюсер, режиссер документального кино, журналист, лауреат премии ТЭФИ и в какой-то мере бакинец, Михаил Дегтярь с 1977 по 1982 год жил и работал в столице Азербайджана. По его словам, этот город для него - второй родной дом. Дружит со многими известными личностями Азербайджана, крепкие творческие узы связывали его с ныне покойным Максудом Ибрагимбековым. В очередной раз в Баку приехал в рамках Фестиваля российских фильмов в Азербайджане, который проходил в Киноцентре «Низами». Он привез в Баку фильм «Коробка», сопродюсером и исполнителем одной из главных ролей в котором является его сын Кирилл. Сегодня Михаил Дегтярь - гость газеты «Каспiй».
- Вы работали в Баку, скажем так, в период расцвета Азербайджана, когда наш город посещал тогдашний генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев, республика получала ордена, переходящие красные знамена. Как получилось, что вы оказались в нашем городе?
- Я прожил в Баку шесть лет и, как видите, язык не забыл (смеется). Эти годы в моей жизни были самыми яркими, потому что мне тогда было двадцать два и я был выпускником института. После того как в 1977-м я окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, получил распределение в Баку. Несколько месяцев работал в Баладжары, чистил канализационные трубы. Потом перевелся в Баку, трудился в системе водоснабжения железной дороги. Конечно, это было не мое, но работать надо было.
Это был потрясающий город, в котором никогда не закрывались двери, можно было зайти в любой двор - там жарились шашлыки, тебя приглашали, абсолютно не зная, кто ты, да и не спрашивали. Гость в этом городе - дело святое. Это уникальный город, и я считаю, что другого такого нет. Я понимаю, что в силу каких-то субъективных и объективных причин какие-то национальные группы покинули Баку, но он от этого не стал хуже. Я очень часто приезжаю в Баку, и каждый раз вижу что-то новое, завораживающее.
- Наверное, наряду с красотой города главной его ценностью были люди?
- Безусловно, в Баку я познакомился с замечательными людьми, подружился с ними, и, надо сказать, именно эти взаимоотношения определили мою будущую жизнь. Я очень близко был знаком и дружил с Максудом Ибрагимбековым, продолжаю дружить с Рустамом Ибрагимбековым, Юлием Гусманом и многими другими. Дружба эта длится по сей день. Жаль, конечно, что безвременно ушел из жизни талантливейший Максуд, но что поделаешь… Кстати, после нашей беседы мы с сыном поедем на его могилу, я еще не был там.
- Насколько я знаю, вы написали книгу «Репортер», в которой очень много бакинских историй.
- Да, такая книга есть, и в ней очень много историй из моей жизни в Баку, о том, как я попал в газету «Молодежь Азербайджана», на радио.
- Тогда же вы начали писать?
- Да, желание это у меня было давно, и я начал работать в газете «Молодежь Азербайджана». Редакция находилась в здании издательства, рядом с вашим офисом, мы располагались на восьмом этаже. Проработал я там год, потом перешел в Союз кинематографистов. В результате так влюбился в кино, что решил поступить во ВГИК. И поступил.
- То есть именно Баку помог вам стать кинематографистом?
- Именно так. Я стал телерепортером, более 20 лет на телеканале «Россия» - тогда он назывался РТР - выходила моя передача, долгие годы был политическим обозревателем ВГТРК, снимал документальное кино. Сейчас мы сделали художественный фильм «Коробка», сопродюсером которого я являюсь. Другой сопродюсер - Елена Гликман. Фильм уже принял участие в пяти международных фестивалях и везде получил Гран-при. Так что у фильма неожиданная судьба. Кстати, наш фильм закрывал фестиваль российских фильмов в Киноцентре «Низами».
- Тема, насколько я знаю, достаточно актуальная?
- Я бы сказал, на сегодняшний день злободневная. Речь идет о конфликте российских и кавказских подростков. Вы знаете, что в Москве очень много азербайджанцев, среди них немало подростков, и они, как и взрослые, ощущают на себе ксенофобию, давление.
- Речь идет о подростках-азербайджанцах?
- В том-то и дело, что нет. Мы создали образ абстрактного подростка-кавказца, мы не называем национальности, это могут быть и чеченцы, и армяне, и азербайджанцы, и дагестанцы. Например, Кирилл играет главного кавказца, хотя он - еврей по национальности. Вообще, в этом фильме очень много необычного. Например, в фильме главный русский, его играет очень популярный в России актер Сергей Романовский, который принял мусульманство лет шесть назад. Такой вот парадокс: в фильме главный русский - мусульманин, а главный кавказец - еврей (смеется). Это действительно получилось очень неожиданно. По фильму Кирилла зовут Дамир - такое мы ему придумали имя. Хотя я считаю, что оно более тюркское. Вчера какое нам имя предложили? (обращается к Кириллу).
- Кажется, Тимур...
- Да, Тимур. Мы искали имя, которое, которое могло бы подойти многим кавказцам. Кстати, по фильму Тимуром зовут отца Дамира.
- Наверное, сложно было делать подобный фильм, тема достаточно щепетильная…
- Действительно, мы очень боялись, что нас не поймут, подумают, что мы разжигаем межнациональную рознь. Такие моменты были. Фильм посмотрели в правительстве Российской Федерации, в Администрации президента. Все висело буквально на волоске, и нам сказали, что фильм, скорее всего, будут закрывать. Хотя там нет и намека на ксенофобию.
- И как все разрешилось?
- Мне неожиданно пришла в голову идея показать фильм нынешнему главе Республики Дагестан Рамазану Абдулатипову. Как я пробивался, это целая история, попасть к нему труднее, чем к более высоко стоящим политикам. Однако мне это удалось, мы вместе посмотрели фильм, и Р.Абдулатипов стал его фанатом. Более того, он многое посоветовал нам, и мы включили его в титры в качестве консультанта. После просмотра и консультаций вопросов больше не возникало. Вы знаете, что Рамазан Гаджимурадович - очень влиятельная фигура в политике, когда-то был министром национальностей России. Абдулатипов поддержал наш фильм, он был продемонстрирован в Махачкале, и на просмотре присутствовал также руководитель Федерального агентства по межнациональным отношениям, фактически министр РФ Игорь Баринов. После просмотра случилось неожиданное: мне присвоили звание заслуженного деятеля культуры Дагестана, а Кирилл стал заслуженным артистом республики. Званий заслуженных артистов Дагестана удостоены второй актер и режиссер фильма.
Кстати, я забыл о нем упомянуть. Это Эдуард Бордуков, достаточно молодой, ему 35 лет. К слову сказать, он - бывший спортсмен, мастер спорта международного класса по бегу на длинные дистанции. Оставив спортивную карьеру, решил заняться кино, написал сценарий, пришел к нам, заявив, что будет режиссером фильма. Мы, правда, долго сомневались, но рискнули и не ошиблись. Уверяю вас, мы еще не раз услышим это имя, если ему удалось своим фильмом взять высшие награды на фестивалях.
В разговор вступает герой фильма Дамир, он же Кирилл Дегтярь.
- С режиссером я был знаком еще тогда, когда он писал сценарий, и в некоторой степени я, как один из главных героев, помогал ему дописывать его. Что касается моего имени в фильме, то я все-таки думаю, что оно имеет символический смысл: Да! Мир! В ходе кастинга он предложил мне эту роль. Это моя первая роль в кино, я учусь на режиссера. До того я много снимался в разных студенческих работах.
- Михаил, а участие в фестивалях было вашей инициативой или…
- Я понимаю ваш вопрос. Дело в том, что до участия в фестивалях наш фильм неоднократно демонстрировался в ходе Дней российского кино в разных странах. Успех его был предопределен именно на этих мероприятиях. Но я хочу перечислить то, что уже есть на сегодня. Мы будем участвовать в Днях российского кино в Таджикистане (в Азербайджане мы уже были), в Киргизии, во Франции, в Германии, США, Мексике, Бразилии, Монголии. Болгарии. Это то, что я помню. То есть все компании, которые организовывают Дни России в разных странах, включают «Коробку» в программу мероприятий.
- Наверное, таким же образом он оказался в Азербайджане?
- Мне позвонили из Министерства культуры Российской Федерации и сказали, что наш фильм включен в программу Дней кино России в Азербайджане. Я связался с руководителем отдела кино Министерства культуры Азербайджана - Джахангиром Мамедовым, которого очень хорошо знаю, и спросил, действительно ли это так. Он подтвердил, что наш фильм включен в программу. То есть никакого давления с моей стороны не было, его включили без моего ведома. Думаю, в Азербайджане прекрасно понимают, насколько отношения между русскими и кавказцами важны и здесь. Очень важно было этот фильм показать в Азербайджане.
- Вы сказали, что ваш фильм включен в Дни российского кино во многих странах, от Азии до Латинской Америки. Вполне вероятно, что тема ксенофобии, национализма существует везде, поэтому фильм, скажем так, берет за живое.
- Безусловно, посмотрите, что происходит в Европе: беженцы, ненависть друг к другу, межнациональная нетерпимость. Я считаю, что эта тема во всем мире важна…
- То есть вы проделали большую работу…
- Да, причем для всего мира. Потому что нет ни одной страны, где не было бы таких проблем. Давайте возьмем самые успешные государства: Норвегия, США, Швеция - везде это происходит. Поэтому я считаю, что тема нашего фильма попадает на любую почву и прорастет невероятным садом.
Беседовал Али САИДОВ
Каспiй.-2016.- 5 ноября.- С.11.