Ответственная миссия

Гусейн хан Нахчыванский - четвертый генерал из рода Кенгерли

23 февраля Гусейн хан Нахчыванский награжден иранским орденом «Лев и Солнце» с алмазами, болгарскими орденами «За воинские заслуги» 3-й степени и Свлександра 4-й степени. 1 марта он направлен в распоряжение Кавказского военного округа. 24 марта Гусейн хан прибыл в Петровск (ныне Махачкала), где участвовал в формировании 2-го Дагестанского добровольческого мусульманского полка, командиром которого был назначен 25 марта. С этой частью азербайджанский офицер принял участие в русско-японской войне 1904-1905 годов. Когда был ранен в бою князь Григор Орбелиани, на Гусейн хана возложили командование Кавказской кавалерийской бригадой, в которую входил также Терско-Кубанский казачий кавалерийский полк.

На полях сражений в Маньчжурии Гусейн хан Нахчыванский проявил образцы отваги, достойно продолжая ратные традиции азербайджанского народа и рода Кенгерли. Эти героические эпизоды увековечены на холсте русским художником-баталистом В.В.Мазуровским. За успешные боевые действия против японцев 13-22 августа 1904 года близ Ляояна азербайджанский офицер 3 ноября награжден орденом Свнны 2-й степени с саблями, а за последующие военные операции 8 февраля 1905 года удостоен ордена Св.Владимира с саблями и бантом, 3 марта - золотого оружия с надписью «За доблесть». За бесстрашие, проявленное в боях в течение июля-августа того же года, Гусейн хан 7 сентября награжден орденом Свтанислава с саблями 2-й степени. Кроме того, за героизм, проявленный в боях у селения Ландунгоу, он удостоен высшей воинской награды Российской империи - ордена Свеоргия 4-й степени. Этот орден был учрежден в 1760 году императрицей Екатериной II и присваивался, как правило, высшим офицерам, а также воинским частям. Кавалеры этого ордена возводились в дворянское сословие. С 1913 года орден стал называться Георгиевским крестом. В российской историографии этой награде посвящена обширная литература, причем одна из интересных монографий - «Георгиевские кавалеры - азербайджанцы» принадлежит перу живущего в Москве историка-азербайджанца Э.Исмайлова.

Мужество и героизм Гусейн хана в русско-японской войне нашли отражение в многотомнике российского историка В.А.Потто «Из истории Нижегородского Его Величества драгунского полка». В частности вот что пишет по этому поводу автор: «Взамен командира полка Комстадиуса 24 ноября 1905 года был назначен полковник Гусейн хан Нахичеванский. Он - потомок знаменитого в нашей истории Эхсан хана Нахичеванского».

По окончании войны, 14 февраля 1906 года, Гусейн хан назначен командиром 44-го Нижегородского драгунского полка. С 21 марта по 29 апреля он откомандирован в Петербург, где готовится к представлению императору депутации Кавказской кавалерийской бригады. Вот как пишет об этом Потто: «В депутации, прибывшей в Петербург с соизволения его императорского величества, командир полка Хан Нахичеванский, подполковник Глонти, ротмистры Кобиев и Кусов, адъютант командира полка штабс-ротмистр князь Трубецкой, поручик Ден и князь Чавчавадзе. Прием депутации состоялся 5 апреля 1906 года в Царском Селе…

Государь вышел к депутации в форме Нижегородского полка вместе с супругой, на руках у него был маленький престолонаследник. Командир полка поднес наследнику миниатюрный нижегородский мундир, изготовленный для царевича. Мундир был празднично украшен. Штык же был мал, тогда как другой штык, поднесенный царевичу, был настоящим боевым штыком, принадлежащим Хану Нахичеванскому, с отличным старинным лезвием. Государь учтиво принял подношения, от имени супруги и наследника поблагодарил нижегородцев и сказал командиру полка: «В память о нынешнем дне я назначаю вас флигель-адъютантом». После чего обнял командира и поцеловал в лицо».

Это назначение последовало 8 апреля 1906 года. А 4 июля того же года Гусейн хан назначен командиром кавалерийского лейб-гвардии полка. 20 июля 1907 года ему присвоено звание генерал-майора. 6 декабря 1910 года Гусейн хан Нахчыванский награжден орденом Свтанислава 1-й степени и отправлен в распоряжение Петербургского военного округа, где участвовал в различных маневрах и учениях. 18 апреля 1912 года его назначили начальником Отдельной 1-й кавалерийской бригады, а 6 декабря 1913-го он был удостоен ордена Свнны 1-й степени.

За отличие в воинской службе Гусейн хан 16 января 1914 года произведен в генерал-лейтенанты, а затем назначен начальником 2-й кавалерийской дивизии, с которой и отправился на фронт Первой мировой войны. 13 октября азербайджанский офицер назначен командиром 2-го кавалерийского корпуса. В состав этого соединения входила и 12-я кавалерийская дивизия, которой командовал вначале генерал А.М.Каледин, а затем известный впоследствии военный деятель, генерал, барон Карл Густав Маннергейм. Кроме того, в состав корпуса входила Кавказская туземная кавалерийская дивизия, которой командовал генерал-майор, великий князь Михаил Романович. 22 октября указом императора Гусейн хан Нахчыванский за успешные операции в Восточной Пруссии удостоен ордена Свеоргия 3-й степени. 1 мая 1915 года он награжден орденом «Белый Орел» с мечами, а 1 июня - назначен адъютантом Его Величества. 25 октября Гусейн хан Нахчыванский отправлен в распоряжение наместника Кавказа и главнокомандующего Кавказской армией великого князя Николая Николаевича. Именно Гусейн хан спас от разгрома российскую армию в Сарыкамышской и Эрзурумской операциях. 23 января 1916 года ему присвоено звание полного генерала кавалерии, а 9 апреля он назначен командиром гвардейского кавалерийского корпуса.

В 1917 году Гусейн хан проходит в качестве военного запаса вначале в Киевском штабе, а с 23 июня - в Петроградском военном округе. Здесь же, в Петрограде, Гусейн хан Нахчыванский арестован, а в январе 1919-го - расстрелян большевиками.

Уместно отметить, что в 1917 году все представители азербайджанского рода Кенгерли, служившие в российской армии, по наказу Гусейн хана вернулись на родину и встали на защиту своей земли от нападений дашнакских банд, которым был дан сокрушительный отпор. Сам же Гусейн хан из-за ареста не смог присоединиться к соотечественникам.

Гусейн Нахчыванский в 1889 году женился на Софии Николаевне Таубе (1864, Петербург - 1941, Бейрут), дочери известного поэта, издателя, переводчика Николая Васильевича Гербеля. От их брака родились сыновья Николай (1891-1912, Петербург) и Георгий (1889, Петербург - 1948, Бейрут), дочь Татьяна (1894, Петербург - 1972, Ницца). Их потомки живут в Нахчыване.

Еще в царской России заслугам и ратным делам Гусейн хана Нахчыванского, 20 лет жизни отдавшего службе в кавалерии российской армии и не раз на поле боя приумножавшего славу российского оружия, были посвящены десятки книг. Положение изменилось при советском режиме - лишь в некоторых энциклопедических изданиях и отдельных литературных источниках этого времени содержатся беглые упоминания о видном азербайджанском военачальнике. Только с восстановлением независимости Азербайджана жизнь и военная деятельность Гусейн хана Нахчыванского стали предметом тщательного исследования. Всесторонняя информация о его ратных делах содержится в работах военных историков Ш.Назирли, Ф.Нагдалиева и других. Однако необходимо особо отметить книгу российского историка и кавказоведа Рудольфа Иванова «Генерал-адъютант Его Величества» (Москва, 2006) объемом в 368 страниц, которая в 2008 году была издана и на азербайджанском языке.

Просматривая имеющуюся литературу, убеждаешься в том, что налицо настоятельная необходимость всестороннего изучения военной деятельности Г.Нахчыванского на Кавказе. Целесообразно также написание монографии о жизни и деятельности этого видного представителя азербайджанской военной элиты царской России. Ведь биография этого человека, всей душой преданного родному краю, может служить достойным примером для грядущих поколений азербайджанцев. Этот бесстрашный воин, под стать своим предкам, до последнего сохранил верность своему долгу, принятой за много лет до того присяге. Отличаясь не только военными талантами, бесстрашием и доблестью, но и высокими моральными качествами, чистосердечностью, широтой натуры, и в то же время строгой требовательностью и железной волей, Гусейн хан Нахчыванский стал единственным азербайджанцем, снискавшим непоколебимый авторитет и в военной среде, и при российском императорском дворе.

28 июля 2013 года исполнилось 150 лет со дня рождения Гусейн хана Нахчыванского. По указанию председателя Верховного Меджлиса Нахчыванской Автономной Республики Васифа Талыбова эта знаменательная дата широко отмечалась во всех воинских частях республики и в Нахчыванском гарнизоне. И это вполне естественно, поскольку жизненный путь незаурядного военного деятеля - ценнейший материал для военно-патриотического воспитания азербайджанской молодежи и в наши дни, и в будущем.

Окончание

 

Муса ГУЛИЕВ,

Каспiй.- 2016.- 1 сентября.- С.13.