Юбилей отечественной моды

 

Любовь Гуторова: Если есть конкуренция, значит нам удалось расшевелить наш рынок

 

ПОДИУМ

 

Недавно у одного из ведущих модельных агентств столицы - FMS Models состоялся первый серьезный юбилей. Ровно 10 лет назад Любовь Гуторова основала мало кому известное на тот момент агентство.

 

Тогда никто и подумать не мог, что через пару лет оно станет самым успешным в Баку и что именно тут впервые в столице начнут осуществляться модные проекты, благодаря которым в нашу жизнь уверенным шагом войдет высокая мода - со своими законами, понятиями, правилами и лицами.

 

Модельное агентство сегодня это целый механизм, жизнь в котором не останавливается ни на минуту. Руководит всем, как и в первые дни, Любовь Гуторова - молодая, успешная, красивая бизнес-леди и в то же время любимая жена и любящая мать. Она находит время и на душевный разговор со своими моделями, и на деловые встречи с заказчиками, и на переговоры с партнерами, и на семейные посиделки. Ее энтузиазму и энергии можно позавидовать - видимо, поэтому и агентство под ее руководством с каждым днем становится все более узнаваемым, причем не только у нас в стране, но и за рубежом. В беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» Любовь Гуторова рассказала о своей работе, о профессии модели и том, как стать успешной в этом красивом и опасном мире фэшн-индустрии.

 

- Госпожа Гуторова, вы ведь тоже из моделей, потому, наверное, и бизнес себе выбрали такой?

 

- Да, так и есть. Я разбиралась в этом бизнесе, и мне было интересно сделать что-то свое. В Азербайджане на тот момент не было крупных модельных агентств, этот бизнес был развит очень слабо. В этом направлении мне было интересно работать.

 

- Вы задумывали агентство как долгоиграющий проект или просто хотели временно разнообразить досуг, а потом посвятить себя семье, как это часто бывает с бизнес-леди?

 

- Нет, я не задумывалась об этом как о чем-то краткосрочном, так как если за что-то берусь, то всегда основательно. Семья и бизнес - разные вещи. Семья семьей, а работа и любимое дело - совсем другое. Я продолжаю свое дело и сейчас разворачиваю его в более широком формате. Сегодня мы работаем не только с моделями, но и с дизайнерами, международными партнерами. Конечно, когда я все это начинала, не знала, к чему это приведет - ведь трудно заглянуть на 10 лет вперед. Я не могла всего прогнозировать, но старалась использовать свои профессиональные контакты, опыт и не только применять то, что уже наработано, но и обязательно изучать что-то новое, выходить за пределы Азербайджана, знакомиться с профессионалами за рубежом и стараться развивать все, что связано с модой.

 

- Сложно было делать первые шаги на этом поприще или, напротив, все пошло по накатанной - легко и свободно?

 

- Конечно, было сложно. Но сейчас, по прошествии стольких лет, я понимаю, что многое мы тогда делали пробно. Мы экспериментировали, не зная, к чему это приведет. А сейчас такое время, когда эксперименты уже не проходят, нужно делать профессиональные шаги. Сегодня почва для работы совершенно другая, ну и опыта у нас побольше. А тогда у нас было меньше возможностей и большое желание произвести какие-то глобальные изменения. И рядом со мной оказались люди, которым тоже это было интересно, командой мы создавали нечто интересное, старались объединить людей, которым была интересна сфера моды.

 

- Сейчас работать стало легче или сложнее, ведь с одной стороны, вы - корифей моды, а с другой - за эти годы и огромная конкуренция появилась?

 

- Конкуренция - это хорошо, ведь если ее не будет, мы перестанем развиваться. Но конкуренция тоже бывает разная. Сейчас на рынке появляется очень много людей, которые начинают копировать, перенимать и даже воровать чужие идеи. Это было, есть и будет всегда во всем мире. Мы сейчас стараемся искать другие направления и развиваться в новом русле. Тот путь, который мы прошли, он уже в прошлом, нужно больше развиваться, стоять на месте мы не можем. Поэтому работать сейчас сложнее, но труд становится более профессиональным. Сегодня мы знаем, что конкретно делаем и что сейчас нужно. И если есть конкуренция, значит, нам удалось расшевелить наш рынок, пошло развитие. Значит, это интересно многим, и это гораздо лучше, чем когда ничего не происходит и ты начинаешь просто вносить новаторские изменения, не зная, к чему они приведут. Сейчас мы знаем, что рынок развивается, и надеемся, что и в дальнейшем будет так.

 

- Получается, ваши опыт и знания сегодня работают на вас?

 

- Да. Сейчас опыт очень помогает. Уже не чувствуешь себя слепым котенком и, грубо говоря, не работаешь на одной вере и желании, а знаешь к чему приведет каждый твой шаг. Я себя чувствую гораздо увереннее, и, общаясь с профессионалами, мне комфортно. Многое уже сделано, но впереди еще масса того, что надо изменить.

 

- Наблюдая за активизацией мира моды у нас, я подозреваю, что недалек тот час, когда мы станем вторым Миланом...

 

- Мы очень этого хотим и, быть может, когда-нибудь придем к этому, если все вместе будем над этим работать. Но чтобы достичь какого-то результата, нужно работать в команде, без этого ничего не получится. Если какое-то звено хромает, общая картина будет где-то давать свой минус. Поэтому нужно подтягивать профессиональные ресурсы, чтобы сделать наш рынок модной индустрии профессиональным, грамотным и красивым.

 

- А спрос на фэшн-индустрию у населения возрос?

 

- Конечно, если сравнивать с прошлыми годами, он вырос. Появилось много местных дизайнеров, спрос на изделия которых растет с каждым днем. У любителей и ценителей моды проснулся интерес, и дизайнеры стали востребованными. Сейчас у нас огромное количество заказов на показы наших местных дизайнеров. Раньше бывало 5-6 показов в год, а сейчас - по 3-4 в день. Мы постоянно держим связь со всеми дизайнерами, агентство регулярно обновляет свою базу, у нас никогда не бывает моделей, грубо говоря, десятилетней давности.

 

- Вы их списываете?

 

- Нет, просто профессия модели - удел молодых. Как правило, модели работают у нас 1-3 года, после чего находят себе другую сферу или выходят замуж. Поэтому в основном моделями работают студенты. Для студенток это возможность дополнительного заработка или просто хобби. Поэтому я могу сказать, что через наши руки прошло огромное количество молодых девушек и юношей. Сейчас у нас новый набор, около 8 моделей, которые на днях приступают к обучению на курсах в нашей модельной школе. Обычно в год мы выпускаем около 15 новых моделей. Дело в том, что это профессия текучая: одни уходят, другие приходят, в периоде активной работы они находятся, как правило, около трех лет, редко кто задерживается на больший срок, хотя и такое в нашей практике случалось.

 

- То есть невозможно навсегда связать свою жизнь с профессией модели? Хотя, если вспомнить мировую практику, ту же Наоми Кэмпбелл, то она ведь до сих пор дефилирует по подиуму...

 

- Кэмпбелл это Кэмпбелл. Буду откровенна: если у кого-то есть потенциал и он хочет стать моделью, эту профессию стоит рассматривать как перспективную в Париже, Милане, Лондоне. Хотя и там топ-моделями становятся лишь единицы. Многие спрашивают, что нужно для того, чтобы стать топ-моделью. Тут очень много факторов, и отслеживают их именно корифеи моды, дизайнеры, главы модельных агентств, менеджеры. Помимо внешних данных у моделей должна быть определенная аура, которую можно назвать изюминкой или индивидуальностью. Это та самая харизма, которая притягивает людей.

 

- А может, это просто дело случая: оказался в нужное время в нужном месте - и ты звезда?

 

- Да, случай тоже играет свою роль, но еще нужно, чтобы глаз останавливался именно на тебе. На кастингах присутствуют сотни красивых девушек, но только одна выделяется из общей толпы. В ближайшее время мы хотим пригласить представителей одного крупного агентства, модели которого работают по всему миру, и с участием этой профессиональной команды провести тут кастинг. Отобрав моделей, мы будем стараться открыть им дорогу для работы в ведущих модельных агентствах, если они смогут справиться со всем объемом работы и требований к моделям мирового уровня. А в работе с нашими моделями мы всегда сталкиваемся с одной проблемой: как бы мы ни доносили до них информацию об особенностях работы за пределами Азербайджана, ничего не получалось. Я не раз отправляла наших моделей на работу в Европу, но они не справлялись. Дело в том, что там нужно проходить огромное количество кастингов, и вот тут у них происходит ломка. Ведь наши кастинги в значительной мере отличаются от европейских: приходит 20 моделей, девочки быстро получают заказы, при этом и сами заказчики показов довольно лояльны к ним. А вот на Западе это целый круговорот с бесконечными кастингами и тысячами профессиональных моделей, одна лучше другой. Попадая туда, наши девочки если и не ломаются, то впадают в депрессию. Мы рассказываем и объясняем им обо всем, что там ждет, как нужно готовиться, но одно дело - слышать, а совсем другое - переживать наяву. И это еще несмотря на то, что отправляем мы успешных моделей, которые здесь востребованы. На кастинге надо отвечать на вопросы, дефилировать и уметь подать себя, а у наших девушек возникают комплексы, зажатость, которые закрывают все двери. У нас было немало попыток освоить европейский модельный мир, но ни одна из них пока не увенчалась успехом.

 

- Может, и не стоит тогда покорять мировые подиумы?

 

- Я думала об этом и поняла, что профессия модели - удел избранных, быть хорошим профессионалом можно лишь по призванию. Модели должны быть готовы к работе, уметь конкурировать, верить в себя и совершенствоваться. И никакой звездной болезни! У нас в стране сейчас нет топ-моделей, говорить об этом вообще рано, наш рынок еще не на том уровне.

 

- Многие полагают, что профессия модели - легкая и гламурная: тебя одевают, делают макияж, ходишь себе под музыку и при этом получаешь деньги и славу…

 

- Люди, которые не знают нашей работы, могут такое сказать. На самом же деле в профессии модели много чему нужно учиться. Представьте себе, приходят девушки, которые не могут встать на каблук, не говоря уже о том, чтобы красиво пройтись. Существует множество необходимых вещей: и умение ходить, и держаться на подиуме, не бояться публики, правильно смотреть, двигаться. Тут множество тонкостей, которые обычный человек не увидит. Мы обучаем их техническим нюансам, психологическим, форс-мажорным обстоятельствам. Обычно нужен год, чтобы суметь раскрыть модель и научить ее работать. Сейчас у нас около 50 активно работающих моделей.

 

- Почему модели оставляют эту профессию, мы поняли, а как они приходят в нее?

 

- На нашем сайте есть раздел, где любой желающий может оставить заявку, заполнив небольшую анкету. После мы с ними связываемся и приглашаем в агентство. Основной поток новых моделей приходит именно оттуда. Второй путь - социальные сети, куда часто пишут потенциальные модели. И еще один - когда я сама подхожу и приглашаю в агентство, если вижу девушек и парней, подходящих для модельного бизнеса.

 

- Никогда не было желания все бросить и заняться чем-то другим?

 

- Периодически такие моменты у меня бывают. Но проходит день, и я понимаю, что жить без этого не могу. Это стало частью меня, и я понимаю: если есть какие-то проблемы, их кроме меня не решит никто.

 

Виктория ТРЕТЬЯКОВА

Каспiй.-2016. - 9 января.- С. 19.