Когда вокалист растворяется в музыке…

 

Азер Зейналов: Если мелодия не вызывает трепета в моей душе, я не смогу донести ее красоту до слушателей

 

ПЕРСОНА

 

История национального вокального искусства Азербайджана всегда славилась незабываемыми голосами и яркими личностями. Бюль-Бюль, Р.Бейбутов, Л.Иманов, Р.Атакишиев, М.Магомаев… Все они оставили после себя неугасимый шлейф творческой неповторимости и огромного таланта. Однако время идет, поколения сменяются одно за другим, азербайджанская земля рождает все новые таланты, и на оперном небосклоне зажигаются новые звезды.

 

…Он заявил о себе с самого первого появления на сцене своим красивым, с бархатным тембром, тенором, высокой культурой пения, личностным своеобразием, сценическим аристократизмом и благожелательностью артистического облика. Исполняемые им оперные арии и просто песни всегда находят путь к сердцам слушателей, его высокопрофессиональный вокал украшает любой концерт или оперный спектакль, не говоря о том, что каждое его выступление превращалось в событие и музыкальный праздник.

 

Мы встретились с народным артистом Азербайджана, заведующим кафедрой национального вокала Государственной национальной консерватории, профессором Азером Зейналовым сразу после его возвращения из Беларуси, где он выступил на гала-концерте оперного театра. Но обо всем по порядку.

 

- Вы вернулись из Минска, где принимали участие в VIII международном рождественском оперном форуме звезд мировой оперы. Расскажите, пожалуйста, об этом.

 

- Некоторое время назад по инициативе директора Театра оперы и балета имени М.Ф.Ахундзаде Акифа Меликова я участвовал в постановке оперы «Паяцы» Леонкавалло в главной роли Канио, разделив сцену с солистами Большого театра. На гала-концерт Рождественского оперного форума из Азербайджана приглашение помимо меня получили молодая, подающая надежды, вокалистка Афаг Аббасова и талантливый солист Ильхам Назаров. Этот традиционный форум проводится накануне Нового года, и на него со всех концов мира съезжаются известные оперные исполнители. Концерт из двух частей продолжался почти три часа, публика принимала артистов очень тепло и радушно. Я отметил для себя особое внимание и любовь, с которым зрители слушали выступление каждого солиста.

Отрадно, что солистов из Азербайджана публика встречала под дружные аплодисменты и такими же бурными овациями провожала, не отпуская со сцены. Каждый из нас исполнял одну арию из классического оперного репертуара, и я в частности спел «Плач Федерико» из оперы Ф.Чилеа «Арлезианка». Для всех нас участие в столь престижном мероприятии было незабываемым, мы слышали выступления знаменитых оперных звезд из самых разных стран, со всех континентов!

 

- В каких оперных спектаклях вы сегодня заняты?

 

- Буквально накануне поездки в Минск, а точнее - за несколько часов до полета, я участвовал в роли Балаша в «Севиль» Ф.Амирова. Опера имела большой успех у публики, и здесь также в роли Дильбер выступила талантливая Афаг Аббасова. В этой опере она задействована впервые, и надо сказать, выдержала экзамен на отлично - и с вокальной точки зрения, и в плане актерского мастерства.

 

- Вы осуществляете творческую деятельность в нескольких направлениях - и в концертном, и в оперном, и в педагогическом, заведуете кафедрой, однако у вас помимо двух образований по вокалу есть еще и режиссерское образование. Свои силы в этой области вы не пробуете?

 

- До сих пор мне как-то не приходилось реализовать себя в этом плане, хотя я окончил Университет культуры и искусства по специальности режиссера драмы в классе выдающегося режиссера и актера Мехти Мамедова. Моей дипломной работой в Нахчыванском государственном драматическом театре стала постановка спектакля «Дуэль» по М.Байджиеву, которая, признаюсь, не прошла незамеченной. После этого я весь окунулся в вокальное искусство, и режиссер во мне не особенно давал о себе знать. Но подспудно во мне давно зреет желание осуществить постановку или оперного спектакля, или драматического, или даже в сфере кино.

 

- Этому наверняка способствует ваш немалый творческий и жизненный опыт, который играет не последнюю роль в режиссерском становлении и формировании профессионального видения…

 

- Возможно, вероятно, для этого должно было пройти определенное время и осмысление каких-то принципов и истин.

 

- Сегодня у нас немало молодых вокалистов, делающих свои первые успешные шаги на оперной сцене. Кого бы вы назвали, хоть и маленьким, но событием и будущим азербайджанской оперной сцены?

 

- Сегодня, к сожалению, интерес к классической музыке заметно упал, однако при всем этом я хотел бы назвать одно имя, которое подает очень большие надежды на будущее национальной оперы. Это Азер Рзазаде, очень талантливый исполнитель, с красивым голосом, отличной вокальной техникой, и я надеюсь, что он войдет в список ярких имен азербайджанских оперных исполнителей. Азер живет сейчас в Милане, и я верю, что он будет представлять наше оперное искусство на самом высоком уровне. Его первым педагогом по вокалу был я, затем он поступил в консерваторию, после завершения которой уехал учиться в Италию. В профессиональном плане он добился больших успехов.

 

- Нужно ли вокалисту обязательно овладеть итальянской техникой, чтобы отличаться среди других и быть востребованным на более глобальном, мировом уровне, и выступать на лучших оперных сценах?

 

- Если речь идет о вокальном искусстве, это, конечно же, очень хорошо. Я убежден, что вокалист обязательно должен овладеть итальянской вокальной техникой, если не в самой Италии, то хотя бы у педагога, в совершенстве знающего ее, потому что сегодня к оперному исполнителю предъявляются чрезвычайно высокие требования, конкуренция очень жесткая, и выделиться на этом фоне не так легко. Учеба в Италии помимо великолепной вокальной и психологической подготовки подразумевает еще и хорошее знание итальянского языка, чистого, осмысленного произношения, без которого петь итальянскую оперу невозможно, знание ментальных особенностей музыкальной среды, приобщение к высокой исполнительской культуре, к практике посещения итальянских оперных спектаклей. Все эти составляющие играют большую роль в формировании и развитии оперного певца и его вокального искусства.

 

- Касается ли все сказанное исключительно мужских голосов?

 

- Нет, почему же, эти условия одинаково важны и нужны также для обладательниц женских оперных голосов. Вокальная школа высокого уровня должна быть у каждого оперного исполнителя.

 

- Я не сомневаюсь в вашем великолепном исполнении оперных партий, но для меня, как и, возможно, для многих, исполнение знаменитой «Шюкрии» является своеобразной вершиной, в которой в высшей степени гармонично соединилось три вдохновения - поэтическое, музыкальное и исполнительское. Восторженный и мудрый Ахмед Джавад, талантливейший и утонченный Эмин Сабитоглу, возвышенно-светский и по-восточному пылкий Азер Зейналов! Только лишь при исключительной безупречности, искренности и отточенности этих составляющих может появиться столь совершенное и уникальное произведение искусства. И стихи, и музыка, и исполнение являют собой нечто изумительное и прекрасное! Именно потому каждое ваше исполнение этого произведения в разные периоды не оставляет никого равнодушным - настолько оно проникновенно и прочувствованно…

 

- Я много читал об авторе стихов и той необыкновенной женщине, кому Ахмед Джавад посвятил эти волшебные строки. Шюкрия ханым, с ее нелегкой судьбой, была действительно незаурядной женщиной с большой силой воли и чувством собственного достоинства. Можно сказать, что она обладала теми качествами, наличие которых дает основание назвать ее святой…Когда я исполняю это произведение, перед глазами возникает несгибаемая личность и прекрасный образ этой женщины, мужественная гражданственность Ахмеда Джавада, лиризм и мелодичность, неповторимая драматургия и величественность музыки Эмина Сабитоглу… Я сжился со словами и сроднился с каждой нотой этой песни, в которой отражены величие, чистота и масштаб личности этих трех людей - Ахмеда Джавада, Шюкрии ханым и Эмина Сабитоглу

 

- По-моему, это тот самый случай, когда исполнитель растворяется и в словах, и в музыке произведения, потому что иначе достичь такого вдохновенного исполнения и силы воздействия на слушателя невозможно…

 

- Проживая и проникаясь этими чувствами, думая об этих великих личностях, я не могу иначе исполнять это произведение.

 

- Возвращаясь к оперному искусству, какая из исполненных партий наиболее близка и любима вами?

 

- Думается, музыка Ф.Амирова являет собой высочайшую вершину музыкального искусства, и в этом плане не могу не отметить партию Балаша в опере «Севиль», эмоциональность и силу воздействия ее музыки. Эти качества очень важны для исполнителя. Мелодизм, выразительность и наполненность музыки так проникают в сердце человека, что исполнять ее безучастно и спокойно никак не получается. Исходя из воздействия, которое музыка оказывает на меня, я исполняю ее с любовью. Если я не впечатлен содержанием музыки, если она не вызывает трепета в моей душе, я не смогу донести ее красоту до слушателей и передать им все то, что вижу и чувствую сам.

 

- Это очень тонкий момент, потому что азербайджанская музыка насквозь пронизана любовью и теплом. А как насчет музыки итальянских опер, ведь все они предназначены для теноров?

 

- Признаюсь, я полюбил оперное искусство благодаря опере Пуччини «Тоска». Ее музыка оказала на меня сильное влияние, и коль скоро мы заговорили о Фикрете Амирове и Пуччини, я всегда считал Амирова азербайджанским Пуччини в силу эмоциональности музыки и силы воздействия его музыки. Оба композитора гениальны. Я пришел в оперное искусство с оперой «Тоска», хотя самый большой успех сопутствовал мне в «Паяцах» Леонкавалло, и партию Канио я пел на оперной сцене многих стран.

 

- Какие задумки творческого плана вы хотели бы осуществить в новом году?

 

- Уже несколько лет я планирую выступить с сольным концертом. Долгие годы выступал на разных оперных сценах, участвовал во многих спектаклях, концертировал, но выступить с сольным концертом не довелось. Я был бы очень счастлив, если удастся претворить эту мечту в реальность. Программа этого концерта составлена очень давно, но ввиду моей профессиональной загруженности не удавалось выделить время и заняться подготовкой к концерту. Пользуясь возможностью, хочу сообщить, что скоро должен выйти мой альбом из четырех дисков, в котором три аудиодиска, и один - видео. Я планировал выпустить этот альбом на свой полувековой юбилей и включить в эти диски 50 песен и оперных номеров, но опять же, как я сказал, по причине большой нагрузки осуществить эти планы получилось только сейчас, спустя несколько лет.

 

- Я уверена, что и альбом, и ваш сольный концерт вызовут искреннюю заинтересованность публики и поклонников вашего творчества. Тем более что это будет вашим первым, но, надеемся, не последним сольным выступлением. Благодарю вас за интересную беседу и желаю новых творческих свершений!

 

Афет ИСЛАМ

Каспiй.-2017.- 30 декабря.- С.12.