Кто же эта беженка?

 

Тайна портрета Ханым - супруги Бахруза Кенгерли

 

ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Бахруз Кенгерли (1892-1922) - художник, проживший очень короткую жизнь, но за эти 30 лет успевший оставить яркий след в истории азербайджанской живописи. Особое место в его творческом наследии занимает цикл «Беженцы», изображающий азербайджанцев, которые в 1918-1921 гг. были изгнаны дашнаками с земель предков на территории нынешней Армении и искали убежище в нахчыванском крае. И молодой художник, сам будучи отнюдь не богат, приводил детей беженцев домой или в мастерскую, угощал их, дарил что-то из одежды и одновременно писал их портреты, делал зарисовки.

 

Прошли годы, и эти портреты составили своего рода художественную летопись трагических событий начала прошлого столетия и в этом контексте имеют не только художественное, но и историческое, а также значительное воспитательное значение. В картинах «Девочка в красном платке», «Беженка», «Беженец Имран с сумкой», «Мальчик - беженец из села Джанфеда», «Девочка Джумсун - беженка из села Афшар» художник сумел ярко и до боли реалистично передать беспросветное положение этих людей, вынужденных оставить родные места.

 

В этом цикле не только своими художественно-эстетическими достоинствами, но и в качестве этнографического источника выделяется табло «Беженка». Но есть еще одна причина, побудившая автора этих строк обратиться к краткой характеристике этой картины. Дело в том, что эта работа имеет прямое отношение к личной жизни художника.

 

Интересно, что в Национальном музее искусства Азербайджана, где картина хранится, она обозначена в документах буквально как «Портрет женщины-беженки по имени Ханым» (1920). Картина размером 20 х 13,3 см, написанная акварелью, была приобретена для музея в 1946 году у Н.Кенгерли. В каталоге произведений Бахруза Кенгерли, изданном в 1957 году, читаем: «На произведении вверху слева проставлены дата и отметка «Беженка Ханым», 28 июня 1920 года». А вот что записано относительно этого портрета в каталоге выставки, устроенной в 1947 году по случаю кончины художника: «Беженка, размеры 20 х 13 см». Несколько иные сведения мы встречаем в книге М.Наджафова, изданной в том же году: «Беженка Ханым. Акв. 19 х 13 см». В этой же книге картина, помещенная в разделе иллюстраций, подписана как «Беженка». В книге К.Керимова «Бахруз Кенгерли» (1962) информация примерно та же, что и в тексте предыдущей книги: «Беженка. Акварель. 19 х 13». В каталоге 2005 года издания (автор текста Н.Насибов) об этой картине указано следующее: «Беженка. Бумага, акварель, 20 х 13,4». Вверху слева по-русски отмечено: «28 июня 1920 г. Беженка. Приобретено у гр. Н.Кенгерли в 1946 году. Инв. №837». В каталоге, изданном в 2012 году в Баку по случаю 120-летию художника, под иллюстрацией записано: «Портрет беженки по имени Ханым. 1920. Бумага, акварель. 20 х 13,3». Такая же информация об этом портрете приведена и в альбоме-каталоге, выпущенном в том же году в Нахчыване.

 

Запись на картине из-за неправильного хранения в музее в советские годы сегодня почти неразличима. Картина, сделанная акварелью, длительное время экспонировалась в помещении с чрезмерным солнечным освещением и поэтому сильно поблекла. Между прочим, то же самое касается и других работ Б.Кенгерли, которые постоянно экспонируются в экспозиции этого музея.

 

Как видим, и в литературе, и в музейных документах указано, что на этой картине Б.Кенгерли изображена некая беженка по имени Ханым. С другой стороны, проведенные автором этих строк изыскания показывают, что перед нами портрет супруги художника. Собственно говоря, об этом всегда говорила близким сестра Б.Кенгерли Мансура (1912-1976). Стремясь прояснить этот вопрос, автор встретился с сыном Мансуры ханым художником Ханларом Джоратом (Мамедовым), который предоставил нам несколько ценных фотографий и между прочим подтвердил со слов матери, что на картине изображена именно супруга Бахруза Кенгерли. Здесь уместно заметить, что «для широкой общественности» художник никогда не обзаводился семьей. В принципе, конечно же, отказ от семейной жизни человека, потерявшего слух, представляется естественным, и, основываясь на нем, вполне можно было бы скептически отнестись к вышеуказанной информации относительно портрета «Беженка». Но ведь в пользу этой версии говорят не какие-то косвенные данные, а слова близких художника, а также фотографии. В нашем распоряжении фотоснимок, на котором Бахруз Кенгерли изображен с супругой.

 

Кстати, внимательный наблюдатель без труда заметит, что этот портрет отличается от остальных работ в серии «Беженцы». Так, у «Беженки» отсутствует тот беспорядок в одежде, который бросается в глаза у персонажей других картин серии. Это обстоятельство подметил в свое время азербайджанский искусствовед К.Керимов в своей книге, увидевшей свет в 1962 году: «Не считая «Беженки», остальные одеты очень просто и в старое, а некоторые - босы». Вдобавок героиня этого портрета по восточному обычаю прикрывает лицо платком и вообще проявляет некоторую застенчивость.

 

По некоторым данным, Б.Кенгерли женился в 1918 году. Но уже спустя два года молодые люди развелись. Детей у них не было. Известно также, что та женщина позже вышла замуж за известного в Нахчыване криминального авторитета по имени Лоту Гусейн и умерла в 1964 году. Надо заметить, что сравнение портрета с вышеупомянутой фотографией супругов также подтверждает версию о том, что на картине изображена не кто иная, как супруга Бахруза Кенгерли.

 

Остается прояснить вопрос, почему на картине указано измененное имя героини - не Хурнисе, а Ханым. По единогласному мнению исследователей, художник сделал это для того, чтобы уберечь своих близких от гонений со стороны властей. Этот вывод представляется обоснованным, если вспомнить, что с установлением большевистского режима в стране начались преследования представителей знатных семей - ханов и беков, а также духовенства. Показательно, что имя прототипа не обозначено на многих портретных картинах, созданных Бахрузом Кенгерли после советизации, - «Нахчыванская красавица», «Портрет старика», «Портрет татарина» и пр. Как известно, сам Бахруз Кенгерли происходил из бекской семьи. Отметим, что в 1945 году брат Б.Кенгерли Рустам жил в российском городе Валуйске под именем Бориса Ширалиева, а младшая сестра Гюльтадж жила в Азербайджане под фамилией Таирова.

 

Завершая краткие заметки о портретном творчестве Бахруза Кенгерли, хочется заметить, что художник переносил на холст образы современников из самых разных социальных прослоек. Некоторые из его известных графических детских портретов, на которых изображены близкие автора, созданы в январе 1922 года. В этих работах бросается в глаза творческий подъем, присущий людям искусства на стадии молодости. Но спустя всего лишь месяц выдающийся азербайджанский художник ушел из жизни.

 

Зиядхан АЛИЕВ,

заслуженный деятель искусств Азербайджанкой Республики,

доктор философии по искусствоведению

Каспiй.-2017. - 2 мая. - С. 13.