Она была первой

 

Лейла Мамедбекова - человек удивительной судьбы

 

ЛЕТОПИСЬ

 

Ей посвящали стихи знаменитые поэты, о ней писали газеты и снимали кино, в память о ней была выпущена почтовая марка, ее именем названа одна из улиц азербайджанской столицы…

 

Лейла Мамедбекова… Совсем не случайно в эти майские дни, полные воспоминаний о великой победе над фашизмом, в дни, когда наш любимый Баку распахнул свои объятья участникам IV Игр исламской солидарности, мне показалось правомерным желание рассказать о нашей славной соотечественнице, первой мусульманке, первой женщине Востока, ставшей летчицей: ведь, к сожалению, далеко не все представители нынешних поколений даже просто слышали о ней…

 

…Человек удивительной судьбы, она была первенцем и единственной дочерью бакинского рабочего Алескера Зейналова, активного члена партии «Гуммет», разделявшего прогрессивные взгляды, в частности, Наримана Нариманова, которого считал главным человеком своей жизни. И хотя позже семья пополнилась еще и появившимися на свет сыновьями, дочь, названная юным, едва перешагнувшим двадцатилетний рубеж отцом Лейлой в честь его ушедшей из жизни любимой сестры, всегда была в центре родительского внимания. Она росла смелой, энергичной и смышленой девочкой, живо интересовалась всем, что происходило вокруг. Ей было одиннадцать лет, когда в 1920-м в родной Баку пришли большевики. С любопытством и восхищением слушала Лейла рассказы о первых женщинах-азербайджанках, которые, осознав свое человеческое достоинство, бесстрашно, вопреки законам общества, сбрасывали чадру - символ рабства, посещали различные кружки в созданных вскоре бакинских клубах.

 

В одном из них, а именно - в клубе имени Абилова, где действовал кружок рабочей молодежи, приобщалась к грамоте и юная Лейла. Это уже гораздо позже в ее жизни был Азербайджанский педагогический институт, в котором она, с детства отличавшаяся любознательностью, с интересом училась всегда привлекавшему ее библиотечному делу. Приходилось нелегко: у рано выданной замуж девушки в то время было уже двое детей. Однако напористость, желание быть всегда впереди не позволяли расслабляться, и успех не оставлял ее.

 

Приобретенная в самом начале жизненного пути специальность библиотечного работника позже оказалась востребованной: разъезжая с мужем - Бахрамом Мамедбековым, финансистом по полученному им в одном из вузов Тбилиси образованию, по районам Азербайджана, она с большой охотой участвовала в создании в этих районах библиотек, активно помогала организовать их работу.

 

Несколько слов о спутнике жизни Лейлы Мамедбековой, которому принадлежит, я бы сказала, совсем не последняя роль в том, как сложилась судьба моей неординарной героини.

 

Будучи в период женитьбы (1923 год) типографским работником, Бахрам Мамедбеков, человек бекских корней, всячески поощрял желание юной жены учиться, ее любовь к музыке - Лейла прекрасно играла на таре - и в целом к искусству: сказалась, видимо, генетическая близость с двоюродным братом отца, великим азербайджанским актером Араблинским; справляться со всем этим ей помогал муж, который и сам, уже став главой семьи, решил продолжить образование, обрести профессию финансиста.

 

Один из очередных его приездов, а вернее - прилетов из Тбилиси перевернул, можно сказать, всю жизнь семьи Мамедбековых. Лейла, как много лет спустя она рассказывала своим детям, дотошно расспрашивала мужа о его ощущениях, о том, видел ли он пилота, какой кажется земля наша сверху… А потом, совсем скоро прослышав об открытии в Баку аэроклуба ОСОАВИАХИМа (ныне Добровольное общество содействия армии и флоту), не раздумывая долго, отправилась туда.

 

…Шел 1929 год. К тому времени Лейла уже давно скинула чадру, в которой ее выдавали замуж, стала матерью. В бакинской летной школе Мамедбекова получила первое профессиональное образование, совершив в 1931 году и свой первый полет. Со следующего года искусству пилотажа, и весьма успешно, обучалась уже в Москве, в Тушинском летном училище.

 

Тут хотелось бы вспомнить об одном эпизоде из жизни отважной летчицы, характеризующем ее как человека целеустремленного и никогда не отказывавшегося от задуманного.

 

Случилось так, что когда после окончания летной школы в Москве Лейла вернулась домой, в Баку, ей отказали в предоставлении самолета и предложили работу… библиотекаря. Только после вмешательства высокого партийного руководства республики, приема которого выпускница летного училища добилась благодаря своей настойчивости, машина ей была предоставлена.

 

Смелая, всегда отличавшаяся решительностью, женщина мечтала не только о полете. Азартного по натуре человека, какой знали Лейлу Мамедбекову, давно привлекала возможность попробовать себя в прыжках с парашютом с борта самолета. И в марте 1933-го Лейла осуществила свою мечту: добровольно спрыгнув с борта самолета У-2, стала второй после российской летчицы Нины Камневой женщиной-парашютисткой в СССР. Этому триумфальному прыжку нашей соотечественницы была посвящена публикация в газете «Вечерняя Москва». А в Баку, на его всегда пользовавшемся популярностью Приморском бульваре, можно сказать, также и по ее инициативе появилась парашютная вышка, с которой, желая испытать себя на бесстрашие и мужество, совершали прыжки молодые бакинцы.

 

Новую победу принес Лейле и год 1934-й. Приняв участие в соревнованиях по прыжкам с парашютом среди представителей закавказских республик, славная дочь Азербайджана стала победителем, завоевав первое место. Именно в тот год на киноэкраны вышел художественный фильм режиссера Микаила Микаилова «Исмет», посвященный Лейле Мамедбековой, первой на Кавказе, а также во всей Южной Европе и Передней Азии женщине-летчице, в котором сама она участвовала в качестве каскадера, мастерски продемонстрировав в воздухе довольно сложные трюки.

 

Забегая вперед, скажу и о том, что много лет спустя, в 90-е годы прошлого столетия, когда Лейлы Мамедбековой уже не было с нами (она ушла из жизни в 1989 году в возрасте восьмидесяти лет), она стала также героиней одного из фильмов трилогии лауреата международных конкурсов, кинорежиссера Назима Рзы Исрафилоглу «Небо как бескрайнее море», премьера которой состоялась в дни, предшествовавшие празднику 50-летия Победы в Великой Отечественной войне.

 

Словом, успехи отважной азербайджанки во все времена не оставались незамеченными: спустя год после победы в воздушных соревнованиях авиаторов Закавказья она была удостоена ордена «Знак почета», врученного ей в Кремле. А любимый нашим народом поэт Самед Вургун посвятил первой летчице трогательные, воспевшие ее человеческий подвиг стихи. Вот лишь несколько строк из этого поэтического произведения в переводе на русский язык:

 

…Птица ли ты?.. Птица не так смела!

Вижу - летишь, но не кричу: «Постой!»

Звездочка Марс Лейле моей мила…

Пусть косматые с проседью облака

Как разбойники ждут поперек пути.

Твердо, решительно правит твоя рука,

Женской робости им в тебе не найти…

 

Внезапно грянувшая в 1941-м война застала Лейлу Мамедбекову, в то время уже майора авиации, занимающейся подготовкой авиационных кадров в Бакинском аэроклубе. Естественно, оставаться в трудное для родины время в стороне Лейла не могла: не той натуры человеком она была. Долго и настойчиво добивалась отправки на фронт. Однако ей, матери уже в то время четырех несовершеннолетних детей, было категорически отказано в этом. И весь пыл своей души, свои познания, она, полная ненависти к оголтелому врагу, вкладывала в своих учеников, будущих десантников, парашютистов, готовя их для фронта на специальных курсах, открытия которых добилась. Добилась благодаря тому, что еще в годы учебы в Москве, пройдя также курсы повышения квалификации, стала также летчиком-инструктором, обладающим правом обучать курсантов. Около четырех тысяч парашютистов-десантников, сотни летчиков, пройдя школу Лейлы Мамедбековой, храбро сражались с врагом. Двое из них - Адиль Гулиев и Николай Шевердяев - были удостоены высокого звания Героя Советского Союза…

 

Свой последний полет отважная летчица совершила в 1949 году, будучи уже матерью шестерых детей, последнему из которых - Ханлару - было чуть больше года. А пенсионером она позволила себе стать лишь спустя еще более десяти лет, проработав эти предпенсионные годы, как всегда, с задоринкой, заинтересованно, заместителем председателя Бакинского филиала ДОСААФ…

 

Отважная летчица, еще при жизни ставшая легендой, вырастила достойных детей: самый старший из них, сын Фирудбек, героически сражался на фронтах Великой Отечественной войны (к сожалению, он ушел из жизни), а самый младший, Ханлар, которому тоже уже немало лет, был активным участником Карабахской войны, навязанной азербайджанскому народу зарящимися на наши исконные земли армянскими оккупантами. Ханлар муаллим, экономист по профессии, а затем и его сестра - Эльмира ханым, посвятившая себя биологической науке, и поделились со мной воспоминаниями о своей знаменитой родительнице, рассказали о других членах этой некогда большой семьи, в частности о брате Вагифе, ставшем геологом, сестре Земфире, кандидате сельскохозяйственных наук. И хотя никто из них, как мы видим, не продолжил дела, составлявшего смысл жизни их матери, они нашли свое место в этом мире и поныне успешно трудятся, внося ощутимый вклад в наше общее дело становления независимого Азербайджанского государства. Заглядывая в семейный архив, в котором бережно хранятся награды смелой покорительницы стальных машин, а среди них особо дорогая им «Медаль материнства», они с любовью и уважением думают о женщине, подарившей им жизнь.

 

Имя Лейлы Мамедбековой, первой летчицы Азербайджана и всего Востока, сумевшей всем своим существованием сломать господствовавшие стереотипы и доказать, как многое подвластно женщине, никогда не померкнет, будет произноситься с величайшим уважением к ее памяти.

 

И если кто-то из вас, уважаемые читатели, попадет ненароком в поселок имени Бакиханова, что близ Баку, найдите там улицу, носящую имя моей героини и, ступив на нее, вспомните о нашей славной соотечественнице, несомненно, составляющей гордость азербайджанского народа!

 

Эльмира АЛИЕВА,

заслуженный журналист Азербайджана

Каспiй.-2017. - 13 мая. - С. 11.