Вечное стремление к совершенству

 

70-летию народного артиста Азербайджана Рамиза Гулиева посвящается

 

ОТЦЫ И ДЕТИ

 

Часть 2

 

«Рамиз Гулиев довольно рано осознал, что его жизнь без музыки невозможна: этот высокий профессионал не раз доказывал свою преданность профессии, которую постигал вместе с верным другом - первым в его жизни таром. Они и сегодня неразлучны» - именно этим абзацем завершилась первая часть нашего повествования, посвященная жизни и творчеству народного артиста Азербайджана, профессора Рамиза Эйюб оглу Гулиева («Каспiй», №75, 29 апреля с.г.).

 

Конечно же, за более чем полувековую карьеру исполнителя в его руках оживало немало инструментов, но самое почетное место отведено их родоначальнику, с которого и началось профессиональное восхождение ныне прославленного тариста Рамиза Гулиева. У этого тара - своя история, которую наш читатель услышит из первых уст.

 

«В Агдаме по соседству с нами жила семья Муталлим киши, у которого был сын Исмаил - к сожалению, малоспособный к музыке мальчик, а потому все усилия отца, пытавшегося обучить своего наследника играть на таре, оказывались абсолютно бесплодными. Время от времени из дома этого достойного человека доносился его возмущенный шепелявый голос: «İnsafın olsun! Sarı simə vur(«Имей совесть! Ударь по желтой струне!»). Первая фраза мне была не только хорошо понятна, но и вызывала сочувствие к дяде Муталлиму. Зато вторая - до поры до времени оставалась для меня загадкой. После каждой такой сцены у меня просыпалось любопытство: что же имел в виду наш сосед, то с мольбой, то с угрозой в голосе, взывая: «Sarı simə vur»?

 

Обратиться за разъяснениями к уставшему от войны с сыном соседу я не решался, а потому пришел к выводу, что надо во всем разобраться самому, тем более что в нашем доме уже долгое время хранился тар папиного брата Габиба Мирзали. Помня об уроках Муталлима киши и его наставлениях сыну, я решил, что теоретически уже готов осваивать новое для меня увлечение. Теперь дело за малым: получить разрешение на временное присвоение тара и его практическое освоение. Для решения этой задачи мне надо было выяснить, почему дядя сам не играет на своем таре.

 

Когда я задал отцу интересующий меня вопрос (обращался я к нему не иначе, как, «ağa», что значит, «господин»), то неожиданно для себя увидел слезы на его глазах. Собравшись с духом, папа печальным голосом ответил: «Он не может играть» - и углубился в свои мысли.

 

Мне не хотелось расстраивать отца своими расспросами, и я приберег их для мамы. От нее и узнал, что во время войны мой дядя Габиб получил тяжелые увечья: левая рука из-за сквозного ранения практически не действует, да и вся спина его изранена осколками снаряда.

 

Когда в очередной раз дядя приехал к нам на своем УАЗе (после демобилизации его назначили военкомом Кяльбаджарского района), я набрался храбрости и спросил: «В нашем доме хранится тар, он чей?». «С этой минуты твой», - ответил дядя, тем самым предопределив мою профессиональную судьбу. Он зашел в комнату, снял со стены тар и показал мне, как надо его держать. А потом, будто прочитав мои мысли, сказал: «Дотронься до желтой струны».

 

Наконец я был у цели! С каким-то особым трепетом я прикоснулся к своей мечте… Раздался волшебный звук - такой нежный, нереально красивый! И тогда я понял, чего так настойчиво добивался Муталлим киши от своего сына.

 

С тех пор этот тар со мной. Порой, когда я прижимаю его к себе, мне кажется, что на руках у меня маленький ребенок. В этот момент я испытываю такие чувства, которые возможны только к собственным детям».

 

Мысли вслух

 

Мы уже говорили о том, что успех пришел к Р.Гулиеву довольно рано. Несмотря на молодость, талантливый тарист постепенно приобретал известность и признание сначала в среде музыкальной общественности, а затем, без преувеличения, стал народным любимцем. Его сольные выступления проходят с неизменным успехом, собирают аншлаги, он - участник многочисленных концертов, музыкальных телепередач, в прессе появляются восторженные рецензии - Рамиз Гулиев становится неотъемлемой частью азербайджанской музыкальной культуры.

 

Закономерен вопрос: в чем же тайна столь громкого исполнительского успеха? Ответ на первый взгляд прост. Конечно же, здесь надо говорить об огромном таланте от Бога, о безграничном трудолюбии, разумной целеустремленности, хорошей профессиональной школе и многом другом, представляющем суть многих больших мастеров. Но в случае с Рамиз муаллимом к этому списку добавляются такие важнейшие слагаемые триумфального успеха, как умение идти в ногу со временем, развитое чувство времени и стиля, постоянный поиск новаторских решений, уникальная коммуникабельность, утонченный имидж и многое другое, позволяющее во все периоды деятельности оставаться интересным и творчески востребованным, проще говоря, быть всегда «в моде».

 

Все эти характеристики можно подвести под единый знаменатель, выставив в нем лишь одно слово - «кураж», означающее «эмоциональное состояние человека, действующего особенно легко и завлекательно», благодаря чему он «превращает простое и неприметное в захватывающе интересное для себя и для других» - читаем мы в Энциклопедии практической психологии.

 

Но соотносится ли приведенное истолкование с творческим почерком народного артиста Азербайджана Рамиза Гулиева? Безусловно, да. Примеры? Пожалуйста, причем из числа новаторских проектов, в которых воплощены идеи мультикультурализма, как отражение продуманной политики государства. «Азербайджанский тар и русские народные инструменты» - этот авторский проект Рамиз муаллима высоко оценили в России. Вот что писал по этому поводу художественный руководитель и главный дирижер Оркестра русских народных инструментов Н.Некрасов: «Такое необычное сочетание предложил нам впервые в мировой практике тарист Рамиз Гулиев из Баку... Такое содружество, сулившее много интересного, неизведанного, открывает широкий творческий простор».

 

В народе издавна бытует фраза «возраст не помеха». И это - тоже о нашем юбиляре, который всегда находит общий язык с молодежью, но и она тянется к большому мастеру, который, несмотря на свою славу, остается простым в общении, открытым к диалогу и всегда готовым поддержать советом тех, кто нуждается в такой поддержке.

 

«Согласен, я многому могу научить молодых музыкантов, но и молодежь дает мне уроки современного восприятия жизненных процессов. Меня всегда настораживает, когда начинают сетовать на время и «другую» молодежь. Но позвольте, она должна быть другой! Что произошло бы с миром, если бы одно поколение повторяло другое? Мы до сих пор оставались бы первобытными людьми! Общение с молодежью - эликсир молодости, поверьте! Главное - никогда не сожалеть о прожитых годах, ведь они, как поется в песне, «наше богатство».

 

Именно такой взгляд на естественное течение времени стимулирует Р.Гулиева на многие активные действия. Он может участвовать в концерте с победителями телевизионного конкурса мугама, проведенного в рамках фестиваля «Gəncliyin səsi» («Голос молодежи»), дать трехчасовой сольный концерт, как это было во время его пребывания в Канаде. А тот, кто видел совместные выступления Рамиз муаллима с его младшим сыном Эйюбом, обязательно вспомнит особую эмоциональную волну, блеск в глазах и нескрываемую радость обоих исполнителей от такого музицирования. Старшего Гулиева вдохновляло, да и сейчас в не меньшей мере вдохновляет мастерство сына (в детстве тариста-виртуоза, ныне - талантливого дирижера), а младшего - совершенство отцовского искусства.

 

Эпизод

 

Вспоминает народный артист СССР профессор Фархад Бадалбейли: «…С 1988 года в составе группы из числа деятелей азербайджанской культуры Рамиз Гулиев неоднократно выезжал в приграничные зоны Карабаха. Помнится, был 92-й год. Мы приехали в село Шелли Агдамского района, каждый из нас был погружен в свои печальные мысли. И в этом устрашающем безмолвии вдруг зазвучал тар, который громко пел о нашей боли и о нашей надежде. Рамиз играл так хорошо, что армянские боевики, не выдержав этого музыкального обличения, начали стрелять. Но искусство во все времена было сильнее оружия».

 

«Мне часто говорят, что мое исполнение ласкает слух, - с улыбкой поясняет Р.Гулиев. - Но разве это случайно? Послушайте, как разговаривают выходцы из Карабаха! Их речь отличается особым словарным запасом, в котором много ласковых, идущих от самого сердца слов. Кто знает, возможно, именно эта музыка слова рождает музыкальные образы, требующие особого звучания!»

 

И действительно, черпая вдохновение из окружающей жизни, Р.Гулиев пишет звуками музыки историю своей страны.

 

Вдохновение

 

Раз уж речь зашла о вдохновении, то как тут не сказать о прекрасной Музе, являющейся ангелом-хранителем нашего героя.

 

Хокума Дамирова училась на биологическом факультете университета, проявляя исключительное усердие в постижении этой непростой науки. Из всех своих однокурсниц она особое предпочтение отдавала Саиде Гулиевой. Девушек многое связывало: строгое воспитание, всепоглощающий интерес к науке, стремление к профессионализму, что позволило им проникнуться взаимным уважением, а также стать в будущем успешными специалистами в избранной специальности.

 

В семье Эйюба Гулиева-старшего были установлены свои порядки, и потому один из братьев - Рамиз - встречал и провожал Саиду. В тот период этот подающий большие надежды молодой музыкант снимал небольшую квартирку в центре города. Когда позволяло время, забегал домой перекусить, и тогда мог с удовлетворением наблюдать за тем, как понравившаяся ему девушка помогает его сестре накрывать на стол. К тому же девушка иногда приходила к Саиде, чтобы вместе готовиться к семинару или экзамену. Скромность и красота Хокумы не прошли для него незамеченными. Да и Саида высоко оценивала способности подруги и ее кроткий нрав.

 

Рамиз жил в постоянном цейтноте: ему всегда не хватало времени, так как он пытался успеть повсюду. Вспоминая о тех временах, Рамиз муаллим отмечает: «Особую радость мне доставляло участие в филармоническом ансамбле народных инструментов, руководителем которого был замечательный музыкант Алиага Гулиев. Иногда на репетицию приходила Саида, которая приводила с собой и подружку. Девушки тихонько устраивались в зале. Как только увижу их, незаметно для себя ускоряю темп, вызывая тем самым недовольство дирижера. Догадавшись о причине моих эмоций, он, делая мне замечание, хитро улыбался, а я краснел.

 

Ничего другого не оставалось, как попросить Саиду, придя на репетицию, садиться подальше, чтобы не отвлекать меня. Но я только еще больше засветился. Когда девочки не попадали в поле моего зрения, я прикладывал немало усилий, чтобы незаметно для окружающих хоть немного выдвинуться вперед, тут же получая замечание от нашего руководителя.

 

Мне было трудно открыть свои чувства: отец был суровым человеком, никогда своих детей не приласкал, не поцеловал. Как ему сказать! Маме Хокума нравилась, она неоднократно говорила мне, что надо решиться на серьезный шаг, но я всегда был занят, к тому же чувствовал себя неловко, когда заходил разговор на тему женитьбы, а потому отговаривался: «Закончу эту работу, потом». В конце концов мама поставила вопрос ребром: «Работа у тебя никогда не закончится! Езжай в Шушу, отдохни от всех своих дел и женись!».

 

Семья

 

«В прошлом году исполнилось 40 лет нашей с Хокумой совместной жизни. Мы смело преодолевали житейские трудности, растили двоих сыновей, с уважением относясь к профессии друг друга. Такое взаимопонимание помогло нам обоим достичь определенных успехов. Обо мне вы уже все знаете. Скажу, что моя супруга - ученый, доктор биологических наук, профессор. Она великолепная мать, а теперь и бабушка, хотя до сих пор мне как-то не верится, что мы уже перешли в стадию дедушек-бабушек.

 

У нас два прекрасных сына, унаследовавших и бережно продолжающих традиции семьи, в которой образованию и профессионализму во все времена уделялось и уделяется самое серьезное внимание, и результат налицо».

Главный оберег

 

Чувство уважения и любви к родным - главный оберег семьи Гулиевых, которым действительно есть чем гордиться. И Рамиз муаллим, и Хокума ханым вписали и продолжают вписывать в историю своей страны немало достойных страниц. Сегодня в летописи Азербайджана отмечены и имена их сыновей - Эмина и Эйюба Гулиевых. Старший - Эмин - подавал большие надежды как тарист, но избрал своей специальностью юриспруденцию, реализуя свои знания как в научной сфере (он доктор философии в области юридических наук), так и в преподавательской деятельности (доцент кафедры «Право» Академии государственного управления при Президенте АР. В настоящее время работает и в Конституционном суде АР).

 

«Меня радует, что мои дети успешны в своей профессии. Бесконечно радует, что Эйюб остался в музыке, - делится своими чувствами Рамиз муаллим. - Он достиг, не побоюсь сказать, блистательных успехов, играя на таре, но я мечтал видеть его дирижером и был необыкновенно счастлив, узнав, что наши желания совпадают. Ныне Эйюб - лауреат ряда престижных международных конкурсов, его активная деятельность отмечена званием Заслуженный артист Азербайджана, он участник множества проектов, проводимых на государственном уровне. А какое счастье для меня выступать вместе с сыном в концертах!»

 

С особой теплотой говорит Рамиз муаллим о невестках: «Я благодарен Всевышнему за огромный дар в лице Рены и Наргиз, олицетворяющих собой союз науки (Рена - биолог по образованию, как и ее супруг Эмин, занимается научной работой, они воспитывают двоих детей) и искусства (Наргиз - талантливый художник, лауреат международных конкурсов. Они с Эйюбом творческие личности, их многое объединяет, и прежде всего - малышка Марьям).

 

С трогательной ноткой в голосе рассказывает Рамиз муаллим о своих внуках, о том ни с чем несравнимом счастье, которое эти малыши дарят своим присутствием. «Хаджар, Асад и Марьям - источник нашего с Хокумой вдохновения! Это великое счастье - видеть свое продолжение!».

 

На протяжении всей нашей долгой беседы Рамиз муаллим категорически отказывался говорить о своих профессиональных достижениях, ссылаясь на то, что они на виду: «Достаточно открыть интернет, и можно узнать о моих постоянных выступлениях, концертных поездках, турне. Приходит время, когда акценты несколько смещаются, и ты начинаешь ощущать истинную ценность огромного счастья, дарованного свыше, - счастья иметь хорошую крепкую семью. Это так важно в жизни! Успехи моих детей, высокая оценка научных исследований супруги, непосредственность наших внуков - это дорогого стоит».

 

И тем не менее, как не сказать о том, что с уникальным талантом Рамиза Гулиева знакомы на поражающем самое активное воображение географическом пространстве! Его выступления собирают многочисленные аудитории на различных континентах земного шара. Он - участник и победитель престижных международных фестивалей и конкурсов, а совместные концерты этого выдающегося азербайджанского исполнителя с оркестрами, имеющими мировую славу, являются прямым доказательством успешного активного диалога Востока и Запада.

 

С ноткой нескрываемой грусти в голосе Р.Гулиев продолжил свою мысль: «Но если вы спросите, чего бы я еще хотел от жизни, то, не задумываясь, отвечу: есть у меня заветное желание - побывать на старом кладбище в Агдаме, возложить цветы и прочесть над могилой моей матери Коран. В свой день рождения, в святые праздники я всегда вспоминаю ушедших из этой жизни дорогих мне людей - для меня эта память важна».

 

Благодарен судьбе

 

«10 лет назад, к своему 60-летию, я получил три самых памятных подарка: стал дедушкой, мой младший сын Эйюб победил в престижном международном конкурсе, а мне был вручен орден «Şöhrət». К 65-летию меня порадовал Эйюб, создавший семью, - это была давно и с нетерпением ожидаемая нами радость. Большим подарком для меня стало и издание научного труда моей супруги.

 

И вот мне 70… Я благодарен судьбе за всю свою жизнь, за каждый прожитый день, независимо от того, насколько сложным или радостным он был. В юбилейные дни людям свойственно, оглядываясь в прошедшие годы, оценивать свой путь, соизмерять, что уже сделано и какие перспективы возможны в будущем. Я неоднократно задумывался над вопросом, в чем главное назначение художника-творца и вот к чему пришел: главное - дарить своими деяниями людям радость, а лучшая награда за это - любовь народа, признание им твоего таланта.

 

За время своей независимости Азербайджан достиг колоссальных успехов. Возрождение огромного интереса к нашей национальной культуре на современном этапе связано с именем общенационального лидера Гейдара Алиева. Эта линия была продолжена и развита Президентом Ильхамом Алиевым. И сегодня мы можем с гордостью говорить, что наша страна стала одним из культурных мировых центров. Посмотрите, сколько международных фестивалей, конкурсов проводится в Азербайджане! Мы стали страной-организатором первых Европейских игр, в Баку были успешно проведены такие престижные состязания, как «Евровидение», «Формула 1», а сегодня, когда мы с вами беседуем, в Баку проходит Исламиада

 

Слаженные действия руководства страны, Фонда Гейдара Алиева, организаций по культуре и искусству во главе с Министерством культуры и туризма - вот залог нашего успеха. Искусство стало одним из главных символов Азербайджана, а это - всегда весомый показатель уровня развития страны. «Я горжусь тем, что я азербайджанец!», - эти слова Гейдара Алиева отражают суть моих соотечественников - граждан независимого Азербайджана».

 

Эпилог

 

Юбилейные дни оказались для Рамиз муаллима насыщенными приятными, волнующими событиями. Так, 30 апреля выдающийся азербайджанский исполнитель-тарист отметил свой 70-летний юбилей. Буквально на следующий день был опубликован указ Президента Азербайджана Ильхама Алиева о награждении Рамиза Эйюб оглу Гулиева орденом «Şərəf» за заслуги в развитии азербайджанской культуры. А 2 мая в Азербайджанской государственной филармонии им.М.Магомаева состоялся творческий вечер юбиляра, организованный при поддержке Министерства культуры и туризма Азербайджанской Республики и Азербайджанской государственной филармонии. Приветствуя юбиляра, министр культуры и туризма Абульфас Гараев отметил роль и значение прославленного азербайджанского музыканта в развитии национальной музыкальной культуры и по поручению Президента страны вручил юбиляру орден «Şərəf».

 

Многочисленные поздравления, выступления талантливых исполнителей, море цветов, улыбок, признаний в глубоком уважении и восхищении личностью и талантом юбиляра придали творческому вечеру Р.Гулиева особую эмоциональную теплоту. Юбиляр был взволнован. Он неоднократно подходил к микрофону, чтобы вновь и вновь выразить свою глубочайшую признательность руководству страны и своему народу. Взяв в руки тар, он начал играть. Казалось, время отступило: ни годы, ни сопутствующие им недуги - ничто не властно над истинным мастерством! Рамиз Гулиев играл, и его музыка была пронизана ощущением радости жизни, молодым задором и чувством веры в высшую справедливость. Эта звучащая из глубины души музыка рождала образы карабахских просторов и вместе с тем уверенность, что придет день, когда, рожденные на этой священной земле вновь окажутся у своих очагов, огонь в которых с давних времен разводили их предки…

 

Рамиз Гулиев играл, и его тар пел о любви, о безграничной любви к своему народу, которому он вот уже более полувека посвящает свое искусство…

 

Рая АББАСОВА

Каспiй.-2017. - 13 мая. - С. 16-17.