Семейный портрет в интерьере

 

 Агаверди Пашаев: Жизнь во всех ее проявлениях - необозримое счастье…

 

ОТЦЫ И ДЕТИ

 

Продолжая рубрику «Отцы и дети», предлагаем вашему вниманию портретные зарисовки семьи народного артиста Азербайджана, профессора Агаверди Ага Али оглу Пашаева, являющегося художественным руководителем и главным дирижером трех национальных коллективов - Азербайджанского государственного академического оркестра народных инструментов, Ансамбля песни и танца имени Фикрета Амирова, а также Детско-юношеского оркестра народных инструментов.

 

ЧАСТЬ 1.

Отцы

 

Вся жизнь Агаверди Ага Али оглу Пашаева связана с Баку, хотя корни его семьи ведут в Бильгя - живописный пригород с его ласковым теплым морем, горячим песком, солнцем - то нежно согревающим, то пугающим своими раскаленными лучами, и над всем этим ни с чем не сравнимая вечерняя прохлада… Недаром природа этого дивного уголка Азербайджана во все времена вдохновляла и продолжает вдохновлять людей искусства, воспевающих красоты родного края.

 

Семья, где суждено было родиться Агаверди Пашаеву, снискала глубочайшее уважение благодаря своему благородству, порядочности, готовности оказать поддержку страждущим.

 

«Моя прабабушка по материнской линии - Солтан Ниса - прожила 110 лет, - вспоминает Агаверди муаллим. - Она была властной женщиной, под стать своему старшему брату кербалаи Молла Баба - сельскому главе в Бильгя. Из уст в уста, из поколения в поколение в нашей семье передается история-быль, в полной мере характеризующая Солтан Нису.

 

А дело было так: один из сыновей этой отважной и мудрой женщины однажды убил во дворе отцовского дома маленькую змею. На следующий день к ним во двор заползла теперь уже большая змея. Предположив, что это мать-змея пришла мстить за своего убиенного детеныша, Солтан Ниса (моя прабабушка) поставила перед страшной гостьей блюдечко с молоком и стала просить не трогать ее детей-сирот, растущих без отца. На протяжении трех дней змея приползала к дверям дома, и все повторялось. Потом она исчезла и никогда больше не появлялась. Многие соседи считали, что легче было бы убить эту змею, но Солтан Ниса жила по своим законам: философия ее жизни базировалась на доброте и справедливости. Эту историю я рассказал своим четверым детям, призывая их быть милосердными, любить жизнь, не терять своего достоинства даже перед лицом опасности».

 

Едины во мнении

 

В свое время вряд ли кто-то мог предположить, что в семье Ага Али Пашаева, где испокон веков занимались торговлей, появится ребенок, которому будет суждено занять почетную нишу в истории современной музыкальной культуры Азербайджана. Отец Агаверди, Ага Али киши, не нарушил семейной традиции, что не мешало ему быть большим любителем народной музыки. Его спутницей жизни стала Захра ханым (внучка Солтан Нисы) - скромная красивая девушка, посвятившая всю себя воспитанию троих детей - сына и двух дочерей. Родителям пришлось приложить немало усилий, чтобы осуществить свою заветную мечту - вырастить образованных детей, занявших в будущем достойное место в обществе.

 

Жили они на знаменитой в прежние времена Советской улице, где господствовали свои негласные законы. Несмотря на некоторые условности, молодая женщина представляла своего сына музыкантом. Ее желание было столь сильным и столь очевидным, что Агаверди как-то незаметно для себя свыкся с мыслью, что он должен стать музыкантом, и обязательно известным в своей профессии. «Тар!» - мать и сын были едины во мнении.

 

«Я полюбил тар всем сердцем. И даже став дирижером, не забываю о своем верном друге».

 

Нет-нет, мальчик не был таким паинькой, а совсем наоборот. В детстве Агаверди был достаточно озорным ребенком. Общий двор на Советской провоцировал на шалости, и жалобы соседей стали для Захры ханым вполне ожидаемым событием. Но она верила в лучшее будущее сына, и эта вера стала для Агаверди путеводной звездой, ведущей его по жизни. И если вне школы он позволял себе некоторую, так сказать, свободу в поведении, то в школе это был совершенно иной ребенок («Как будто второй Агаверди родился!»).

 

Школа

 

И действительно, в общеобразовательной школе №173, где учился Агаверди Пашаев, о мальчике сложилось самое положительное мнение: лучший ученик класса, ответственный, неоднократно премированный за высокие показатели в учебе и примерное поведение. Ему одинаково легко давались как технические, так и гуманитарные предметы. И сегодня в доме Агаверди муаллима бережно хранятся многочисленные грамоты, дипломы, которыми отмечены его успешное участие в городских и республиканских олимпиадах по математике, физике и литературе. Среди архивных материалов обращает на себя внимание и тетрадь с пожелтевшими от времени страницами, в которую старшеклассник Агаверди записывал свои стихи, в поэтическую форму облекая музыку души мысли, чувства, надежды и ожидания.

 

Относясь самым серьезным образом к учебе, юноша находил время заниматься еще и спортом - легкой атлетикой и стрельбой. Оглядываясь на пройденный путь, Агаверди муаллим без тени сожаления в голосе говорит: «Если бы не моя безграничная любовь к музыке, уверен, школу я окончил бы с золотой медалью».

 

После окончания восьмого класса, посоветовавшись с матерью, он поступает в Музыкальное училище им.А.Зейналлы (ныне Музыкальный колледж при Национальной консерватории). Совмещать занятия в двух учебных заведениях, сохраняя установленную для себя высокую планку успеваемости, было совсем не просто. Но Агаверди чувствовал, что музыка все больше и больше захватывает его, и соответственно на школьные занятия оставалось все меньше времени.

 

Все 10 школьных лет Агаверди Пашаев сидел за одной партой с Яшаром Нуриевым (Нури), в будущем знаменитым актером, народным артистом Азербайджана. Еще в годы учебы в школе актерский талант Яшара проявлялся столь ярко, что педагог по литературе Ашрафа муаллиме неоднократно повторяла: «Яшар Нуриев - прирожденный артист, и, конечно же, он будет поступать на театральный факультет. А Агаверди выберет для себя филологию или станет музыкантом». Ее предположения, как показало время, оказались пророческими.

 

Но такая предопределенность задевала Агаверди - что поделать, юношеский максимализм! И однажды во время урока он встал и с подчеркнутым уважением в голосе сказал, что собирается поступать в технический вуз, так как чувствует в себе призвание к точным наукам. Вот и все: отступать от своего слова он не привык.

 

Мои университеты

 

Сказано - сделано! Успешно окончив школу, А.Пашаев подает документы в Политехнический институт им.Ч.Ильдрыма (Азербайджанский технический университет). По результатам приемных экзаменов юноша зачислен на инженерно-технологический факультет. Обучаясь в институте, Агаверди попутно оканчивает музучилище и поступает в Азгосконсерваторию им.Узаджибейли (БМА им.Уз.Гаджибейли). Чтобы учиться одновременно в двух вузах, ему приходится перевестись на вечернее отделение Политехнического института.

 

«Годы учебы в институте - безусловно, полезный опыт. Но, откровенно говоря, проучившись пять лет в вузе, приобретя квалификацию инженера-технолога, я ни дня не работал по мною же избранной специальности, так как моим умом и сердцем полностью владела музыка!»

 

Ко времени поступления в консерваторию А.Пашаев помимо звания лауреата ряда музыкальных конкурсов имел и определенную известность в среде почитателей музыкального искусства. Но успокоиться на достигнутом, ограничить себя рамками одного инструмента не в характере молодого целеустремленного музыканта. Еще в годы учебы в музучилище на протяжении трех лет юноша с огромным интересом изучал предмет «Дирижирование» в классе педагога Кямала Мамедова.

 

«Было в этом предмете что-то манящее для меня, завораживающее, а главное - я ощутил возможность профессионального обогащения»

 

С глубокой благодарностью вспоминает он и годы учебы в Азгосконсерватории. Здесь наставником пытливого юноши по классу дирижирования стал народный артист Азербайджана Назим Рзаев, приоткрывший для Агаверди завесу в мир высокого искусства. Успехи А.Пашаева были столь очевидны, что, сдав дополнительные экзамены, он получает возможность продолжить учебу на дирижерском факультете, теперь уже в классе Ниджата Меликова. Вспоминая те годы, А.Пашаев говорит: «Мои педагоги сыграли судьбоносную роль в моем становлении, и в этом отношении Ниджат муаллиму принадлежит значительная роль. Будучи педагогом-психологом, он безошибочно определял потенциальные возможности своих учеников, действовал по принципу «каждому по способностям». Годы идут, а образ этого незаурядного музыканта и учителя я с благодарностью храню в своей памяти, как и его педагогические заповеди, главная из которых - самое серьезное отношение к профессии».

 

Жизнь продолжается

 

После успешного окончания консерватории молодого музыканта Агаверди Пашаева призывают в армию, где он становится участником военного оркестра. Музыкальность Агаверди, его дисциплинированность не проходят мимо внимания начальника оркестра, который в скором времени поручает новобранцу-музыканту проведение оркестровых репетиций, а чуть позже, убедившись в его профессиональных навыках, доверяет ему руководство двумя концертами, состоявшимися на сцене Дома офицеров, одного из культурных центров того времени, пользующегося широкой популярностью у бакинцев.

 

Таким образом, в период прохождения военной службы А.Пашаев получил ценную возможность совершенствовать свое профессиональное мастерство и вместе с тем начал серьезно задумываться над проблемой трудоустройства после демобилизации.

 

О личном

 

На последнем курсе института Агаверди Пашаев создает уже свою собственную семью. Его избранницей стала студентка филологического факультета АГУ им.С.М.Кирова (БГУ) Гюльсум Гулиева, с которой юноша был знаком с детства. 12 ноября 1975 года в знаменитом в Азербайджане Дворце бракосочетания состоялась свадебная церемония, положившая начало совместной жизни двух единомышленников.

 

Но начало этого пути было совсем не простым: оба учились на последнем курсе института, вполне понятно, испытывали материальные сложности, что особо тяготило главу пока еще маленькой семьи. Но сидеть и ждать помощи от родителей было не в правилах Агаверди. Он много работает над собой, стремясь найти свое место в жизни, стать во всех отношениях опорой для своей семьи.

 

Само время, усердие и целеустремленность талантливого музыканта расставили все по своим местам. Молодые постигали науку жизни, преодолевая немало сложностей, и с честью прошли через все испытания. Агаверди муаллим и Гюльсум ханым воспитали четырех замечательных детей, дождались внуков, главе семейства удалось достичь широкого признания и громкого успеха, сохранив при этом скромность, трудолюбие и стремление идти в ногу со временем, что активно проявляется в многогранной творческой деятельности профессора А.Пашаева.

 

Постижение профессии

 

Еще в годы студенчества имя Агаверди как тариста было уже хорошо известно в среде любителей народной музыки. Но соприкоснувшись во время службы в армии с миссией руководителя оркестрового коллектива, он мечтал об успешной карьере дирижера.

 

Творческое начало, стремление быть полезным людям, нуждающимся в поддержке, сделать их жизнь краше, интереснее, насыщеннее приводит А.Пашаева к мысли создать оркестр народных инструментов при АзОС (Азербайджанское общество слепых).

 

«Видеть окружающий тебя мир - бесценный дар свыше. Зная людей, лишенных этого огромного счастья, я испытывал к ним искреннее сострадание, чувство, пробудившее во мне огромное желание разнообразить их жизнь, внести в нее красоту созидания. При АзОС функционировало музыкально-эстетическое объединение, на базе которого был создан оркестр народных инструментов из незрячих и слабовидящих, среди которых большинство не имели профессионального отношения к музыке, но по своим природным данным и в силу недуга обладали хорошим слухом. Руководить таким оркестром мне было нелегко, но интересно и ответственно. И еще… Мне казалось - возможно, это прозвучит громко, - что я исполняю свой гражданский долг. Параллельно преподавал по классу тара в музшколе №16. Здесь царил совершенно иной мир, но именно такие контрасты утвердили меня во мнении, что жизнь во всех ее проявлениях - необозримое счастье…».

 

Судьбоносные встречи

 

Утвердившись в своем желании стать дирижером, реализовать свои творческие способности на преподавательском поприще молодой музыкант обращается с просьбой помочь ему с трудоустройством к композитору Сулейману Алескерову, который в те годы заведовал кафедрой народных инструментов в Азгосконсерватории. Сулейман муаллим пользовался большим уважением как человек, бережно относящийся к талантливой молодежи, с пониманием и добросердечностью воспринимавший чужие проблемы. Зная Агаверди как талантливого тариста, он не только способствовал принятию молодого музыканта на работу в консерваторию, но и поручил ему руководство студенческим оркестром кафедры народных инструментов.

 

Шел 1978 год, с которого ныне народный артист Азербайджана, профессор Агаверди Пашаев ведет отсчет своей трудовой деятельности.

 

Такое решение Сулеймана Алескерова оказалось для молодого музыканта поистине судьбоносным: в будущем году Агаверди муаллим отметит 40-летие трудовой деятельности.

 

На вопрос: «Что значит для вас оркестр?» - А.Пашаев без раздумий отвечает: «Оркестр - моя жизнь! Поверьте, здесь нет показного пафоса, мой ответ абсолютно искренний. Те, кому по роду деятельности приходится руководить большим коллективом, знают, как сложен этот путь. Посудите сами, солисты свободны в своей концертной деятельности, выбор практически всегда за ними. А дирижер - кто он без оркестра? Все его успехи не только связаны с оркестром, но и зависят от коллектива музыкантов, а значит, и от множества сопутствующих факторов.

 

Помню себя в молодости… Сколько времени проводил в филармонии, с огромным интересом наблюдая за работой дирижеров во время репетиций. Кумиром моим был, конечно же, Ниязи, и я старался не пропустить ни одной его репетиции, хотя знал, что маэстро не любит присутствия в зале посторонних. Представьте, зачастую мне приходилось прятаться, чтобы стать свидетелем высокого мастерства легендарного дирижера.

 

Когда мне поручили руководство студенческим оркестром, я наконец набрался смелости, чтобы попросить аудиенции у Ниязи, но попасть к нему удалось не сразу. Наконец, представ перед ним, я, собравшись с духом, сказал: «Маэстро, вы руководите оркестром, носящим имя Узеира Гаджибейли. Есть в Азербайджане и Оркестр народных инструментов имени Сеида Рустамова. А я мечтаю создать оркестр, который носил бы имя Ниязи». Маэстро внимательно выслушал меня и после недолгой паузы сказал: «Я подумаю».

 

Этим коротким ответом он зародил во мне надежду, но время шло, а от Ниязи так и не было ответа. Беспокоить его повторно я так и не решился».

 

В 1999 году мне позвонили из Министерства культуры и сказали, что меня хочет видеть Полад Бюльбюльоглу, который в то время был министром культуры. «Вы - тот самый Агаверди, о котором мне говорил дядя Сулейман?», - спросил меня Полад Бюльбюльоглу. Наш разговор был довольно долгим. В завершение беседы министр поручил мне собрать оркестр из профессиональных музыкантов. Через три месяца состоялось прослушивание оркестра, и с 1 января 2000 года меня зачислили в штат филармонии на должность художественного руководителя Ансамбля песни и танца имени Фикрета Амирова, на базе которого и был создан Азербайджанский государственный оркестр народных инструментов, у которого до настоящего времени нет имени».

 

Руководитель

 

Быть руководителем двух государственных коллективов - Оркестра народных инструментов и Ансамбля песни и танца имикрета Амирова - конечно же, почетно, но и ответственно. В чем причина успеха и широкого признания этих коллективов? Думается, в первую очередь - в таком важном факте, как категорическая недопустимость присутствия в них людей равнодушных, случайных в искусстве. Профессионализм - вот главный критерий, к которому апеллируют члены комиссии по проведению периодически проводимых конкурсов на вакантные места. В состав таких комиссий входят национальные музыканты, чье авторитетное мнение имеет определяющее значение. Справедливость столь строгого отбора исполнителей подтверждается громким успехом коллективов, многочисленными наградами, завоеванными ими на престижных международных фестивалях и конкурсах, а также успешными выступлениями как у нас в стране, так и на международной сцене.

 

Сам Агаверди муаллим считает, что руководителем можно стать, если тебе удается совмещать в себе немало ценных, а порой и противоречивых качеств, которые помогут завоевать авторитет среди участников оркестра.

 

«Дирижер - это прежде всего хороший музыкант, психолог, немного диктатор. Для меня последнее - самое сложное».

 

Представить Агаверди муаллима в роли диктатора, думается, не только сложно, но и невозможно. Достаточно хотя бы один раз побывать на репетициях руководимого им еще и Детско-юношеского оркестра народных инструментов, чтобы раскрыть главный секрет успешной деятельности А.Пашаева, который просто любит свою профессию, проявляет искренние отеческие чувства к юным дарованиям, с уважением относится к оркестрантам, независимо от их возраста и артистического статуса.

 

Многогранность деятельности

 

Именно эти качества проявляются и в педагогической работе - еще одной важной составляющей деятельности А.Пашаева. На протяжении многих лет Агаверди муаллим руководил кафедрой «Оркестровка и дирижирование» Азербайджанской национальной консерватории. Вклад профессора А.Пашаева в подготовку высокопрофессиональных музыкантов неоспорим. Достаточно сказать, что многие студенты, прошедшие его школу, вовлечены в активный процесс интеграции национального искусства в необозримое пространство мировой музыкальной культуры. Талантливые выпускники консерватории пополняют составы оркестровых коллективов, занимаются педагогической, просветительской, концертной деятельностью: одно поколение сменяет другое - таков закон природы, но главное, чтобы на смену профессионалам приходили профессионалы. Только при таком условии будет работать закон сохранения национального музыкального достояния.

 

«Опора на лучшие традиции - определенная гарантия успеха, но игнорировать требования времени - значит упустить реальную возможность обогатить национальное искусство идеями, образами, богатством красок современного мировосприятия. Такое взаимопроникновение требует особого отношения, тонких решений, ставит перед нашими современниками непростые задачи. Меня бесконечно радует то внимание и доверие, которое в настоящее время проявляется в отношении к нашей молодежи, активно участвующей в развитии независимого Азербайджана. По роду своей деятельности я много общаюсь с молодежью и должен сказать, что проблему «отцов и детей» всегда рассматриваю не как противопоставление, противостояние, а как взаимодополнение, открывающее немало ценных перспектив».

 

Продолжение следует

 

Рая АББАСОВА

Каспiй.-2017.- 18 ноября.- С. 16-17.