Семейный портрет в интерьере

 

Сахиб Пашазаде: На всех континентах я с гордостью представлял наше национальное искусство

 

ЧАСТЬ 2

Дети

 

«По роду своей деятельности и по своему семейному статусу я постоянно общаюсь с молодежью и очень этому рад. Так уж повелось, что люди старшего поколения довольно часто говорят о молодежи, укоризненно покачивая головой. Но зачем, на каком основании? Почему они, наши дети и внуки, должны повторять нас, быть такими же, как мы? Собственно, да и мы разве все одинаковые! Недаром говорят: «Нельзя ждать от человека то, что ему несвойственно», - размышляет народный артист Азербайджана, художественный руководитель и главный дирижер Азербайджанского государственного академического оркестра народных инструментов, Ансамбля песни и танца им.Ф.Амирова, Детско-юношеского оркестра народных инструментов Агаверди Ага Али Пашаев. - Мы с супругой вырастили четверых детей - ни один не похож по характеру на другого, но мы доверяем их мнению, гордимся ими. Девочки посвятили себя семье. Самый младший сын - Мамед - с отличием окончил режиссерский факультет Института искусств. Он человек широких интересов, работает по своему призванию. А Сахиб, став музыкантом, в некотором смысле пошел по моим стопам, но и здесь каждый остался при своем мнении. Я очень хотел видеть его дирижером, и у него очень неплохо, если не сказать хорошо, получалось, но он остался верен своему тару, и, как мне кажется, до сих пор не может принять тот факт, что я оставил тар (хотя был успешным исполнителем) и стал дирижером. Главное - все мы занимаемся любимым делом. В жизни это так важно!

 

На протяжении достаточно продолжительного времени в Азербайджанской национальной консерватории я заведовал кафедрой «Оркестровка и дирижирование», педагогами которой являлись знаменитые в мире искусства люди, многие из них были намного старше меня. Признаюсь, поначалу я испытывал даже некоторую неловкость, когда мне приходилось проводить заседания кафедры. Знаете, что помогло преодолеть этот комплекс? Поддержка и доверие наших аксакалов. Вот что значит самодостаточность! Признание, популярность и успех, которые эти знаменитые музыканты завоевали своим талантом, трудом, не затмили им глаза, а совсем наоборот, научили объективности в оценке заслуг своих более молодых коллег».

 

Совмещение преподавательской работы с руководством музыкальными коллективами дает возможность А.Пашаеву прослеживать профессиональную судьбу своих талантливых студентов, лучшие из которых становятся участниками Детско-юношеского оркестра, а по окончании музыкального вуза продолжают свое профессиональное становление уже в Азербайджанском государственном академическом оркестре народных инструментов, возглавляемом их педагогом - профессором Агаверди Пашаевым.

 

Что ж, опыт общения Агаверди муаллима с людьми разных возрастных групп создает для него все предпосылки для осмысления проблемы «отцов и детей» как бы изнутри. Интересный факт: концертмейстером руководимого им оркестра является его сын - заслуженный артист Азербайджана Сахиб Пашазаде. Интрига? Кто-то уже от удовольствия потирает руки? Будете разочарованы.

 

Сахиб. Мнения

 

Сегодня только ленивый не знает Сахиба Пашазаде - молодого талантливого тариста-виртуоза, бессменного участника множества крупных проектов, проводимых в том числе и на государственном уровне. Не ошибусь, если скажу, что Сахиб муаллим (казалось бы, еще недавно - «просто Сахиб», но в его 36 уже как-то неудобно) в настоящее время является одной из самых заметных и значимых фигур национальной исполнительской культуры. В одной из наших бесед с А.Пашаевым прозвучал вопрос: как участники оркестра отреагировали на его решение назначить концертмейстером собственного сына?

 

«Желая предотвратить ненужные разговоры, я предложил устроить подобие конкурса для отбора музыканта на вакантное место концертмейстера оркестра. Тем самым каждый сомневающийся в правильности моего выбора смог бы своим исполнительским мастерством восстановить справедливость. Но я перестраховался: как выяснилось, ни у кого не было возражений. Более того, я неоднократно слышал, как оркестранты искренне делились своим мнением: «Если бы в нашем оркестре было хотя бы пять таких музыкантов, как Сахиб, можно было горы свернуть!». Положа руку на сердце, могу совершенно открыто говорить о том, что Сахиб каждым днем своей творческой деятельности, каждым выступлением доказал и продолжает доказывать свой высокий профессионализм. Говорю об этом не как отец, а как музыкант, как руководитель коллектива. Я ценю, что при столь громких успехах он остается скромным, много трудится, продолжает работать над собой, и результат очевиден: он в профессиональном смысле постоянно растет не только как концертмейстер, но и как солист-виртуоз».

 

Что ж, Агаверди муаллим вправе гордиться сыном, снискавшим всеобщее уважение и признание. Два года назад в газете «Каспiй» была опубликована статья автора этих строк об этом блистательном музыканте («Голос души», 18 октября 2015 г.,). Сахиб Пашазаде относится к той категории людей, которые, как отметил его отец, не останавливаются на достигнутом, постоянно находятся в творческом процессе. В качестве подтверждения сказанному отметим лишь последние по времени успешные достижения Сахиба.

 

Самарканд. 20 лет спустя…

 

В августе текущего года Сахиб Пашаев стал обладателем Гран-при престижного Международного музыкального фестиваля «Şərk taronaları» («Мелодии Востока»), проводимого по традиции в городе Самарканд (Узбекистан). Комментируя это событие, С.Пашазаде отмечает: «Самаркандский фестиваль - большой праздник этнического искусства, организованный в 1997 году по инициативе первого президента Узбекистана Ислама Каримова. Значимость события подчеркивается тем, что фестиваль проводится под эгидой UNESCO. Его главное назначение - сохранение и пропаганда традиций национальной музыкальной культуры народов мира, их сближение и сплочение посредством искусства».

 

В летопись этого масштабного творческого форума вписаны имена талантливых азербайджанских музыкантов. Еще в 1997 году обладателем Гран-при фестиваля стала наша талантливая соотечественница, ныне народная артистка страны ханенде Симара Иманова. Этот успех удалось повторить лишь 20 лет спустя, и связан он с именем одного из наших героев - Сахибом Пашазаде, который к тому же стал первым обладателем столь почетного приза как инструменталист (до того Гран-при завоевывали лишь мугаматисты).

 

«В творческих событиях последнего по времени самаркандского фестиваля приняли участие представители 58 государств, - рассказывает С.Пашазаде. - По традиции в рамках указанного форума был проведен и конкурс исполнителей, на котором я выступил совместно с нагаристом Кямраном Кулиевым. Основная цель, которую я преследовал, - показать на столь масштабном форуме азербайджанский тар и соответственно познакомить широкую аудиторию с традициями национального исполнительства. Мы представили на суд авторитетного жюри композицию «Шур». Да-да, именно композицию, которую нам любезно предоставил заслуженный артист Азербайджана Малик Мансуров. В своей первооснове эта композиция продолжительностью в 10 минут была создана для канона и пяти национальных инструментов. Я взял на себя смелость не только переложить ее для тара и ударного инструмента, но и добавить еще семь минут музыки. Все это было готово менее чем за две недели до начала конкурса, в программу которого изменения не внесли: рядом с моим именем написан мугам «Махур хинди», так и не прозвучавший здесь».

 

Очевидцы рассказывают, что жюри, в состав которого вошли известные музыканты из Китая, Эстонии, Франции, Кувейта, Малайзии, Японии, Кореи, России, Узбекистана, нарушив установленные правила, стоя аплодировали конкурсантам из Азербайджана. В широкой прессе отмечалось: «Азербайджан произвел фурор!». Комментируя свое участие в конкурсе, Сахиб муаллим отмечает: «Без ложной скромности скажу, что я неоднократно с успехом участвовал в различных конкурсах, но на сегодня победа в Самарканде для меня самая ценная, ведь в конкурсе принимало участие 280 музыкантов, проживающих на пяти континентах!».

 

Китай. Польша

 

После столь убедительной победы азербайджанские музыканты получили приглашение выступить в Китае на IV Международном музыкальном фестивале Silk Road (7-16 сентября), в котором приняли участие музыканты из 30 стран. Инициатором такого приглашения стал один из членов жюри самаркандского конкурса - китайский дирижер и композитор, художественный руководитель фестиваля Silk Road Лю Шун. И вновь столь громкий успех, что уже звездному дуэту организуют концертное турне по китайским городам, а также приглашают в следующем году вновь выступить в Китае с концертом и провести мастер-классы.

 

Почетным дополнением к указанным творческим событиям стало поступившее на имя Сахиба Пашазаде приглашение выступить в Польше на торжествах, посвященных 90-летию выдающегося музыканта современности Мстислава Ростроповича. На этот раз Сахиб муаллим выступил в составе трио совместно с народным артистом Азербайджана пианистом Мурадом Гусейновым и виолончелистом, заслуженным артистом Алексеем Милтых.

 

Рассказывает С.Пашазаде: «Из достоверных источников стало известно, что наш состав поначалу вызвал некоторое удивление и, скажем, недоверие: «При чем здесь тар!?». А после концерта тот же сомневающийся человек громогласно заявил: «Тар - первое место! Я не думала, что на восточном национальном инструменте можно сыграть Шопена, Огинского!».

 

Скажу вам откровенно: играть Шопена перед поляками, да еще на таре - не только смело, но и ответственно. Но я был уверен в успехе. От солиста многое зависит: когда ты чувствуешь инструмент, когда он становится важной частью твоей жизни, ты открываешь в нем новые возможности, а он в свою очередь позволяет тебе извлекать из себя, казалось бы, невозможное. Я навсегда запомнил мудрые советы моих педагогов. Помнится, Акиф муаллим Новрузов говорил: «Не имеет значения, какое произведение ты играешь, так как если ты хороший музыкант с чистой душой, любящий искусство по-настоящему, если понимаешь идею произведения, представляешь его образы, то все прозвучит как надо».

 

Не раз убеждался, что если следовать такой установке, действительно все получится. Я очень люблю романтиков. Мне было радостно и приятно исполнять их произведения в элитном зале Королевского дворца в Варшаве. Но поистине огромное чувство удовлетворения я испытал, когда увидел, без преувеличения, слезы на глазах польской аудитории, вызванные бессмертными образцами национального музыкального искусства.

 

Воспользовавшись пребыванием на родине Шопена, я посетил музей этого великого композитора. От посещения у меня осталось двоякое чувство: с одной стороны, уж слишком все модернизировано, а потому не ощущаешь духа старого времени. С другой - современная оснащенность музея открывает широкие возможности для более глубокого изучения шопеновского искусства».

 

Благодарность

 

Свой успех на профессиональном поприще Сахиб муаллим связывает не только с личными качествами, но и многими обстоятельствами, продуманными некогда его отцом - народным артистом Азербайджана, профессором Агаверди Пашаевым. Талантливый тарист в молодости, а позже - известный дирижер, Агаверди муаллим, желая дать сыну крепкое музыкальное образование, обучает его сначала по классу фортепиано и только с шестого класса переводит на тар.

 

«Благодаря образовательной стратегии отца я смог получить крепкое профессиональное образование. Мне нравилось фортепиано, играл довольно серьезные для своего возраста программы, но перейдя на тар, всей душой ощутил, что это - мой инструмент. Однако полученные знания не проходит бесследно: и сегодня многие удивляются, когда, отложив в сторону тар, я начинаю играть на рояле Шопена, Листа, Бетховена…

 

Но и на таре я стараюсь играть инонациональную музыку, особенно западноевропейскую. Не уходя вглубь проблемы, скажу, что Узеир Гаджибейли сделал огромное дело, органично связав национальное интонационно-ладовое мышление с достижениями европейской школы. Благодаря такому новаторству исполнители на народных инструментах получили широкие возможности в выборе репертуара и пропаганды национального инструментария за пределами своей страны. Лично я помимо Австралии побывал на всех континентах и везде с гордостью представлял наше национальное искусство, созданное талантом азербайджанского народа».

 

Продолжив мысль Сахиб муаллима, приведем другой показательный пример - проведенный под эгидой Türksoy концерт «Музыкальные легенды Востока», в рамках которого была реализована идея исполнения музыки тюркских композиторов на русских балалайках. Этот смелый опыт, подаривший публике незабываемые впечатления, а известным произведениям - новое звучание, открывает дополнительные возможности для пропаганды тюркской музыки. И в этом проекте участвовали музыканты разных стран, в том числе и азербайджанский дирижер Агаверди Пашаев. Надо ли говорить о значимости таких проектов, каждый из которых доказывает, что произведения искусства, где поднимаются вопросы общечеловеческой значимости, выходят за узкие географические рамки и становятся достоянием человечества, не утрачивая при этом своей национальной принадлежности.

 

Связь времен

 

Связь времен в семье Агаверди Пашаева воспринимается через бережное отношение к традициям.

 

Рассказывает Сахиб Пашазаде: «В нашей семье испокон веков непоколебимы определенные установки, основанные на добре, уважении, трудолюбии, целеустремленности. В этом смысле для всех нас примером является мой отец. Он на редкость терпеливый, слишком добрый человек. Я всегда поражаюсь его таланту одной фразой многое объяснить. Для него не существует родственных отношений там, где должен быть результат. Помнится, я сдавал экзамен по дирижированию с показом Концерта на арабские темы Эльмиры Назировой и Фикрета Амирова. Члены экзаменационной комиссии оценили мой ответ высоко. Смотрю на папу, вижу: что-то ему не понравилось. Позже, когда мы остались одни, спрашиваю, что не так. Деликатностью отца я тоже всегда восхищаюсь. Он похвалит, отметит положительные стороны исполнения, а потом добавит, что все хорошо, нормально, но обязательно отметит какие-то недочеты. Я, в силу своего характера, сначала обижаюсь, но, проанализировав сказанное, как правило, с благодарностью принимаю его замечания.

 

С годами многое воспринимаешь иначе - сказывается жизненный опыт. Сегодня, с позиции своего возраста, понимаю, как многим обязан своим родителям. Мне всегда казалось, что отец подчеркнуто требователен и строг ко мне, а сегодня я пожинаю плоды этой строгости. Порой вспоминаю годы учебы в Бюльбюлевской школе. Отцу приходилось в день по четыре раза приезжать в школу, чтобы проводить и встретить меня и сестру. А ведь в то время он работал на четырех работах! Примериваю эту ситуацию к себе, но мне трудно представить себя в этой роли, хотя надо ли говорить, как я люблю своих детей!

 

Мама… Всем матерям низкий поклон. Что только она не терпела от моих капризов в еде! А нас у нее четверо (два сына и две дочери) плюс супруг творческий профессии. Я всегда много занимался. Бывало, что и в три-четыре часа ночи играю гаммы, этюды, а их и днем нелегко слушать… Все спят, а у мамы сон чуткий, она от каждого шороха просыпается, потому и не ложится. Но никогда никакого упрека по поводу моих занятий не слышал. Я всегда восхищаюсь ее стойкостью, волей, умением внести особую эмоциональную волну, находясь в окружении людей. Мне кажется, я унаследовал эти качества от нее.

 

Но самое интересное то, что сегодня, наблюдая за своими детьми, я обнаруживаю, что и они унаследовали наши родовые черты. Моей старшей дочке Захре шесть лет. Она ученица первого класса Элитарной гимназии им.И.Эфендиева. Мне очень хочется, чтобы она серьезно занялась рисованием. Мехти пять лет, у него явная тяга к технике. А самому маленькому - Зейналу - полтора года, и он - моя копия. Если же учесть, что я похож на папу, значит Зейнал еще и копия деда. К тому же он весь день что-то напевает, танцует. Есть надежда, что в будущем станет музыкантом. Хотя… нелегкая это профессия, непростая…

 

Я благодарен своей супруге за то, что она, как и моя мама, мужественно справляется с большим семейством. Большое счастье знать, что твой дом - твоя крепость.

 

В доме Сахиба Пашазаде бережно хранят отцовский тар. За годы профессиональной карьеры этот талантливый музыкант играл на разных инструментах. Среди них были особо красивые, с перламутровой инкрустацией, были и попроще, но отцовский тар всегда занимал и продолжает занимать самое почетное место в доме этого талантливого музыканта. «У меня более 10 инструментов: и сам покупал, и дарили, но подаренный мне папой тар - моя история, свидетель моего становления».

 

Новое поколение

 

Сегодня в семье Агаверди Пашаева подрастает девять внуков - четыре мальчика и пять девочек. Рассказывая о них, счастливый дедушка не может скрыть радостной улыбки. Каждый ребенок восхищает его по-своему. «Возрастной диапазон наших внуков довольно широк: старшему 23 года, он окончил факультет «Международные отношения» Западного университета, уже работает. А самому маленькому представителю нашей семьи - один год. Общаясь с внуками, я вспоминаю свое детство - удивительные ощущения, такие волнующие, но и такие радостные! Надолго уйти в воспоминания не получается - малыши не дают. То просят спеть им «Джуджалярим», то еще какие-то детские песни. С ними не соскучишься!».

 

Отцы и дети, потом и внуки - с годами все больше и больше понимаю, какое же это счастье - иметь свое продолжение, знать, что у твоей семьи есть будущее…

«Не придумывайте себе идеалы. Цените то, что имеете», - быть может, это и есть ответ на вопрос, что такое счастье?

 

Рая АББАСОВА

Каспiй.-2017.- 25 ноября.- С. 16-17.