Зеленый туризм,

или Как Шахдаг возрождает пустеющие села

 

В Стратегической дорожной карте развития туризма в Азербайджане большое внимание уделяется сельскому туризму. Какова роль курортов в возрождении сел и развитии сельского туризма? Чтобы ответить на этот вопрос, корреспондент газеты «Каспiй» вместе с директором Ассоциации сельского туризма Гахраманом Юсуповым побывал в ряде сел Гусарского и Губинского районов.

Туристический бум

В комплексе «Шахдаг» в Гусарском районе трудоустроено до 600 работников. Вокруг него расположены села Кузун, Аладаш, Лаза, Муруг, Аниг, где этим летом наблюдался туристический бум. Особенно интересным в историческом и этнографическом плане считается село Аниг, находящееся в 27 км от райцентра. В центре его возвышается здание старинной мечети Махалын Таджи с великолепными фресками. Возведенная в XIX веке, эта мечеть считается попыткой передать восхищение Тадж Махалом богатого купца родом из Анига, побывашего в Индии.

Здесь мы получили ответ на вопрос: как вернуть людей в пустующие села? Председателем муниципалитета в этом некогда огромном лезгинском селе вот уже три года является совсем еще юная Самира Расулова.

- Хотя Аниг находится всего в 10 км от процветающего «Шахдага», около 100 домов здесь из 400 - пустуют. В школе всего 300 учеников. Если в «Шахдаге» сутки отдыха вам обойдутся в 100 манатов, то у нас в селе за месяц пребывания целой семьи вы заплатите всего 70, - говорит С.Расулова. - Насколько велика наша потребность в деньгах, настолько же трудно нашему селу принять участие в обеспечении сельхозпродуктами курорт «Шахдаг», до которого проложена прекрасная асфальтовая дорога. Хотя мы неоднократно обращались с предложением проводить ярмарки близ курорта в летний и зимний период.

Самира пообещала собрать на встречу всех фермеров из окрестных сел, желающих сдавать свои дома. Дело в том, что наплыв гостей из Дагестана в «Шахдаг», особенно в зимний период, из года в год растет, но их не устраивают здешние цены. А вот Аниг их очень устраивает. Неделя пребывания семьи здесь обходится максимум в 100 манатов. Фантастика! Аренда целого дома - всего за 70-100 манатов в месяц. За 10 минут добираются до курорта и получают гораздо больший заряд энергии, оптимизма и удовольствия, чем те, кто оседает прямиком в «Шахдаге». Ведь все обходится в пять-шесть раз дешевле. И на том спасибо, что все больше сельчан готово сдавать комнаты и целые дома туристам.

Тренд нынешнего года - наплыв отдыхающих в зону Шахдага из республик Северного Кавказа. В отличие от туристов из арабских стран и Ирана, они предпочитают снимать дома в селах рядом с «Шахдагом».

Но бакинцам о близлежащих селах мало что известно. За исключением одного села - Лаза, или, как его называют сельчане, Лязя.

Маленькое, да удаленькое

Село маленькое, да удаленькое - знаменито на весь мир. Еще задолго до появления курорта «Шахдаг» Лязя стало очень модным среди экстремалов: всего в 5 км от курорта, у подножия высокогорного плато Шах яйлаг. Отсюда стартует 10-часовой переход в Хыналыг, а также через перевал Курве в село Лязя Габалинского района. Мы побывали в Лязя и в разгар лета, и зимой, когда пурга мела ежедневно, практически перекрыв дорогу. Тем не менее, в село из 35 домов прибывают по два-три туриста ежедневно.

Публика здесь собирается специфическая: им чем труднее, тем лучше. Обожают эти крутые парни отрезанные от внешнего мира уголки. Любят лазать по обледеневшим водопадам, хлебом их не корми - дай только шанс побороться со стихией, с заснеженными скалами и, рискуя замерзнуть, отморозить руки-ноги, но победить горы. Девиз прежний, из песни Высоцкого: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал».

Во всех домах Лязя местные мальчишки распевают эту песню, все домочадцы знают репертуар бардов-экстремалов наизусть, а Высоцкого поют лучше, чем свои песни. Как они говорят, «Высоцкий нам жить и процветать помогает».

Здесь экстремалов встречают как членов своей масонской ложи «Лязя». Приятно это видеть, потому что экстремалы - самые миролюбивые люди на свете и никогда не приезжают с пустыми руками. Гостинцы привозят местным малышам из своих немецких, американских, канадских, израильских супермаркетов. Стоимость пребывания в Лязя гораздо выше, чем в «немодном» пока Аниге. Но зато вы в своей тусовке, среди братьев-экстремалов. Летом вокруг Лязя десятки палаток с туристами. Им курорт до лампочки, этим нужен риск, азарт и счастье встречи с неприветливыми горами, причем чем суровее прием, тем лучше.

Мировой центр экстрима

Лязя давно уже считается одним из мировых центров экстрима, о нем много и часто пишут в западной прессе. Вот и этой зимой здесь в очередной раз побывал Марк Эллиот, автор книги «По Азербайджану». Издание это, кстати, пользуется огромным успехом среди иностранцев, так как Марк отлично знает, что может заинтересовать западных туристов. В отношении Лязя это - экстрим и безопасность. С последним, правда, проблема. Кто и как идет в горы и все ли возвращаются без костылей - неизвестно.

В Лязя активно работают с туристами три брата Азизовых, их дети великолепно знают английский язык и гордятся тем, что с 10 лет честно зарабатывают деньги для семьи - трудятся гидами и переводчиками. Старший брат Азизовых - профессиональный горный спасатель, так что детям есть у кого учиться. Это интересный феномен: в горных селах появились школьники с отличным знанием английского. Вот что значит мотивация - умудряются изучить язык без учителей, спасибо интернету.

Лязя стало селом потомственных спасателей и гидов, здесь вполне можно снимать продолжение знаменитого фильма «Скалолаз» с участием Сильвестра Сталлоне.

Внутренний туризм способен обеспечить летом не менее 30 тысяч рабочих мест. Указы и распоряжения Президента Азербайджана Ильхама Алиева по развитию внутреннего туризма нацелены на развитие инфраструктуры сельской местности, обеспечение работой и сокращение оттока молодежи из таких сел, как Аниг или Лязя, где всего-то 14 учеников…

 

Губинская «Рублевка»

За летний сезон не менее полутора миллиона граждан нашей страны отдохнуло в Грузии, и главная цель развития внутреннего туризма - хотя бы половину этого гигантского потока перенаправить на наши курорты, в санатории и села. По грузинским данным, в летний период большая часть этого потока расселяется по селам Аджарии, где владелец дома из шести комнат - богач, из двенадцати - миллионер, если считать доходы в лари.

Возвращение молодежи в быстро стареющие села - настолько актуальная ныне задача, что перекладывать ее на одного лишь директора Ассоциации сельского туризма нельзя. Гахраман Юсупов преподает в Институте туризма, занят всю неделю, а в одном только Губинском районе 140 сел. Во всех селах растет число владельцев домов, желающих влиться в ряды туристических менеджеров, хотя бы на три месяца в году.

…Мы едем в губинскую «Рублевку» - село Гячряш, что в переводе означает «большой лес». Находится оно в 12 км от Губы, расположено вдоль трассы Губа-Тянгиалты, сейчас очень популярный курорт. Это и привело к бурному расцвету местной «Рублевки». В одном селе до семи развлекательных центров, с ресторанами и детскими площадками. Дети катаются на качелях, пока их родители дегустируют блюда местной кухни в кебабных. Так видится местным владельцам зон отдыха идеальная азербайджанская семья…

В селе есть целая улица из роскошных восьмикомнатных особняков стоимостью 250-300 манатов в сутки в разгар сезона. Есть домики поскромнее - по 50 манатов в сутки. Многовато по сравнению с Лязя и Анигом, но раз строят особняки, значит спрос на отдых в местных «рублевках» имеется.

Игра стоит свеч

А вот что рассказал нам руководитель Информационного центра туризма Губы Мурад Гаджиев:

- У нас много проблем. Нет удостоверений, аппаратуры, автомобилей, а в районе 140 сел, большинство из них интересны для туристов, но нет рекламы и не проводят семинары по подготовке сельчан к запросам туристов. Например, практика показывает, что туристы едут в села, где минимум 10-12 желающих сдавать свои дома. Это понятно: есть выбор и возрастает уверенность в том, что в селе есть поставщики качественных продуктов питания.

Эдгар Баламетов, руководитель Информационного центра туризма Гусара, тоже считает, что туризм может вернуть жизнь в пустеющие села:

- Гусарский район - один из экологически чистых районов Большого Кавказа. Альпинисты, охотники, спортсмены со всего мира приезжают к нам. Здесь десятки источников минеральной воды и есть все условия для открытия здесь Малых Кавказских минеральных вод. Простор для творчества и открытий тоже имеется, недавно одна группа диких туристов самостоятельно проложила маршрут от Басгала до Лагича.

Сельский туризм развивается в соседней Грузии в основном за наш счет, потому что у нас все происходит гораздо медленнее. Не слишком ли расточительно дарить минимум 600 млн долларов только за летний сезон? Да дело не в деньгах, сельский туризм возвращает к жизни пустеющие села в районах близ курортов минимум на 8-9 месяцев в году.

 

Нам нужна программа по развитию внутреннего туризма. В первую очередь сельский туризм надо развивать рядом с санаториями и курортами. Для этого нужно адаптировать сельчан к требованиям отдыхающих. Если минимум полмиллиона наших граждан тратится на сельский туризм в Грузии, значит игра стоит свеч. По самым скромным подсчетам, семья из трех человек тратит за неделю летом в грузинском селе до 200 долларов. За три летних месяца 500 тысяч человек - 40 млн. долларов, а в год - вдвое больше. Стоит за такие деньги побороться, и начать надо с проекта возрождения сел, расположенных близ известных курортов.

Например, в Нафталане 30% принимающих лечение предпочитает снимать комнаты в самом городе или близлежащих селах. Сутки в отеле - санатории «Чинар» - от 120 манатов, а снять комнату в Нафталане обойдется в 40 манатов. То же самое наблюдается вокруг ставшего популярным санатория «Шафа», что в семи километрах от Гаха.

Юные лингвисты

В Аниге туризм - шанс не только вернуть сельчан, но и повторить феноменальный успех села Лязя и приобрести с десяток состоятельных владельцев частных отелей. Тем более что, оказывается, туризм дает местным детям мощную мотивацию к изучению языков. Там, где иностранцы общаются со школьниками-гидами, вдруг появляются вундеркинды-лингвисты со знанием английского, немецкого, а сегодня уже и арабского языков. В этом плане такие села, как Лязя, дадут фору Минобразования с его методиками обучения языкам на селе. Долгими зимними вечерами пятиклашки в селе Будуг составляли забавы ради будугско-лезгинско-английский словарь. Составили и подарили гостю-иностранцу, тот отвез в Оксфорд и использовал в своей диссертации. Хорошо хоть поблагодарил через интернет. Что и говорить, много у нас талантов, и иностранцы нас ценят за то, что мы этого не ценим.

Пока программы по развитию сельского туризма нет, как, впрочем, и «зеленого» и других видов внутреннего туризма. Вот и разъезжают по деревням сотрудники Ассоциации сельского туризма в перерывах между занятиями. Мотаться приходится много. Главное требование туристов многих сельчан раздражает и настораживает: санитарная безопасность.

В Грузии выполнять требования отдыхающих - норма, у нас пока в селах нет традиций грамотного отношения к туризму. В каждом районе созданы информационные центры по туризму. Но им выгодно рекламировать отели и санатории, а сельский частник отелям конкурент. Вот никто пока и не изучает феномен села Лязя с его диким летним палаточным городком. Стоит обобщить опыт таких опытных гидов, как Заур Лалаев из Хыналыга, братья Азизовы из Лязя, чтобы сделать системой то, что дает Грузии прибыль не меньшую, чем «Хванчкара» и «Киндзмараули»...

Теряем миллионы!

Кто же займется программой развития внутреннего туризма? Нужны волонтеры, лекторы для проведения подготовки сельчан к приему гостей. У Минкультуры есть информационные центры, а у последних нет ни автомобилей, ни стимула для развития сельского туризма - конкурента отелей в провинциях. У Министерства молодежи и спорта нет структуры и нет полномочий, хотя в горный туризм - целиком молодежный.

Но проблема все острее, все больше диких экстремалов - а других тут и нет - посещает Гусарский район в поисках интересных для восхождения гор. Им нужны проводники и спасатели, но кадры, увы, никто не готовит.

Поэтому стремление переманить часть потока отдыхающих в Грузии упирается в отсутствие специалистов и неумение подготовить туристов к встрече с горами, а сельчан - с туристами. Мы теряем от ста миллионов долларов в год. Грузинские села процветают за счет наших туристов, а у нас из-за того, что молодежь и туризм проходят по разным ведомствам, нет единого координатора развития одного из самых перспективных направлений ненефтяного сектора - сельского «зеленого» туризма.

 

Ширин МАНАФОВ

Каспiй.- 2017.- 16 сентября.- С.14-15.