Лабиринт

Первый в мире музей культурной экспансии близ Шеки

 

Никому прежде не известное село Фазыл стало заметным явлением в научном мире. С каждым годом здешний частный музей «Лабиринт» в 15 километрах от Шеки становится все популярнее. Только за последние четыре месяца здесь побывали делегации итальянских, американских, южнокорейских, немецких, турецких историков.

По традиции участники международных гуманитарных конференций в Баку в обязательном порядке посещают этот музей. Целыми классами, самостоятельно или в рамках программы «Познаем родину», приезжают сюда школьники. Музей в Фазыле с момента открытия в 2006 году запустил процесс создания частных археологических музеев в Агсу, Шамкире, Товузе, Габале

Создатель музея археолог Насиб Мухтаров говорит, что есть два уровня постижения музея. Для историков показ экспозиции сопровождается лекцией о значении музея как первого на Кавказе центра изучения культурной экспансии в эпоху неолитической революции. Ее еще называют первой промышленной революцией, и связана она с созданием передовых технологий обработки металлов.

14 экспозиций музея демонстрируют этапы подготовки к освоению Северного Кавказа. Далее процесс охватил Крым, Балканы и Среднюю Азию. Передача эстафеты осуществлялась не создавшими на Южном Кавказе свои поселения пришельцами из Месопотамии - первыми металлургами, а их потомками. Подготовка длилась несколько столетий. Наши предки были теми, кто передал передовые технологии обработки металла далее на север.

Экспозиция охватывает важный период в истории цивилизации, когда на территории Южного Кавказа нашими предками начиная с IV тысячелетия до н.э. была создана зона ускорения. Экспонаты повествуют о периоде подготовки к культурному освоению севера и передаче Европе и Азии достижений первых государств, расположенных в Месопотамии.

Музей доказывает, что мы - потомки вершителей первой в истории промышленной революции. Поскольку на это претендуют музеи Ирана, Армении и Грузии, необходимо создать на базе археологического музея в Фазыле центр по изучению культурной экспансии первой промышленной революции. «Лабиринт» демонстрирует, на каком фундаменте возникла Кавказская Албания: у подножия Большого Кавказа возникло несколько городов, два из которых - Шеки и Габала - в разные периоды были столицами этого государства.

Не удивительно, что музей в Фазыле интересует молодежь. Первая же фраза лекции Насиб муаллима пробуждает интерес: «Вы находитесь в музее первого в мировой истории технопарка». Старшеклассники и студенты быстро включаются, услышав: «Это музей о механизме формирования инноваций и их роли в эволюции человечества». Тема очень близка молодежи.

Мы - потомки создателей первого в истории технопарка, наследники творцов первой промышленной революции. Отсюда происходил экспорт и мастеров, и ремесел по двум направлениям: первое - Северный Кавказ - Крым - Балканы. Второй путь - Средняя Азия.

 

- Это - центр, где изучается подготовка к первой промышленной революции, - продолжает Насиб муаллим. - За 30 минут экскурсии вы узнаете о золотом тысячелетии развития региона, который готовился к миграции на север.

Южный Кавказ - наиболее динамично развивающаяся зона того периода, здесь новые технологии создали новые ремесла, ритуалы, традиции. Все вместе экспортировалось по этим двум направлениям. Самое главное - наши предки передали грядущим поколениям культ мастерства. На территории исторического Азербайджана найдено высшее достижение первых государств - несколько поселений ремесленников: формовщики, литейщики, кузнецы, гончары. Специализация ремесленников стала тем фактором, который здесь готовился и привел к качественному прорыву в истории цивилизации. О ценности поселений мастеров свидетельствует тот факт, что поблизости нет следов военных действий.

В начале темы ускорения создатели музея - археологи Н.Мухтаров и И.Бадалова отмечают, что важной чертой культурного прогресса эпохи палеометалла было рост темпов распространения информации. То есть освоение новых территорий могло быть успешным, только если Северный Кавказ был вовлечен в товарооборот и там формировалась потребность в новой технологии. Это произошло, потому что на Южном Кавказе первая промышленная революция привела к резкому подъему производительности сельского хозяйства, строительства, расцвету ремесел и специализации мастеров.

В Фазыле создателям музея удалось сделать то, что не удается во многих ведущих центрах. Ведь наряду с изучением типов развития древних культур важна и более масштабная реконструкция процесса культурогенеза как основополагающей стратегии эволюции человечества.

Экспозиция музея повествует о том, как создаются зоны опережения. Новая технология обработки металла привела к прорыву в общественном развитии, и прорыв этот совершен нашими предками. Эту тему лекции Насиба Мухтарова молодежь воспринимает с большим интересом, чем взрослые. Знаю по опыту своего поколения: эпоха высоких технологий создала новую идеологию. Не передовая технология сама по себе, а основанная на ее базе передовая модель общественного развития дала мощный импульс развитию европейской цивилизации.

Музей изучает то, что сейчас называют креативным развитием. Скорее это образовательный центр, и он должен работать под патронажем Минобразования. Насиб муаллим и его коллега Интизар Бадалова ни разу в своих лекциях не сказали об «окне в древний мир». На самом же деле популярность музея в Фазыле среди учащихся объясняется тем, что они преподносят экскурсию как окно в будущее. Как историю формирования прорыва в истории мировой цивилизации.

«Первая промышленная революция произошла благодаря мигрантам из Месопотамии» - такое мнение далеко от реальности. Скорость освоения подарков южан говорят о не менее важном компоненте успеха - высокой восприимчивости аборигенного населения Южного Кавказа к инновациям. Отсюда такое большое число найденных поселений ремесленников на территории исторического Азербайджана.

Во время посещения музея министр культуры и туризма Абульфас Гараев высказал свое мнение: «С Фазыла надо начинать познание этого богатого на памятники края. Музеем в Фазыле объясняется возникновение здесь двух столиц Кавказской Албании, расцвет городской культуры, влияние этого государства на регион Большого Кавказа».Насиб Мухтаров и Интизар Бадалова говорят, что в археологических музеях можно наблюдать, что надо сделать, чтобы инновации становились традицией. Добавим: при условии умения лекторов на материале прошлого доказать огромное значение Южного Кавказа в подготовке социально-экономического прорыва. В этом смысле Фазыл - учебный центр для растущего числа археологических музеев страны.

Но даже на пике туристического сезона попасть в этот музей сложно. Создатели музея и лекторы почти постоянно на раскопках. Музей без них закрыт, хотя желающих посетить его немало, особенно во время школьных каникул.

Нельзя не использовать такой эффективный образовательный центр, что требует придания музею статуса госучреждения - чтобы на базе Фазыла подготовить большую группу гидов для наших археологических музеев. Пока эти музеи - вещь в себе, хотя некоторые обладают гораздо большей коллекцией артефактов. Но в отличие от музея в Фазыле нет концепции, экспозиции не раскодированы, не расшифрованы. Если трудно принять на баланс Министерства культуры в качестве музея, то стоит использовать его как учебный центр при Шекинском филиале Института усовершенствования учителей. Это позволит увеличить штат лекторов в музее, ставшем интересным и популярным образовательным центром.

Музей преподносится Н.Мухтаровым как концепция, а не набор интересных или уникальных артефактов. Этим объясняется интерес археологов, историков, культурологов и школьных педагогов к этому храму материальной культуры. Музей в Фазыле интересен специалистам разнообразием лекций и индивидуальным подходом к разным группам посетителей.

Преподнести Азербайджан как археологический музей мирового уровня - это сейчас актуально и эффективно с точки зрения методики создателей музея в Фазыле. Многие европейские институты, сотрудники которых проводили раскопки в Сирии и Ираке, сейчас переместились именно в нашу страну. Как часть региона, где происходил этап подготовки к «покорению» южной Европы и Средней Азии. Этапы «покорения» времен неолитической революции крайне интересны историкам и Европы, и Азии.

- На старте эволюционного процесса наши предки преподносят нам урок, - говорит Насиб муаллим детям. - Самая эффективная форма «покорения» - передача новых знаний. Наиболее совершенный метод толерантности отрабатывался здесь, на Южном Кавказе. Тут повторен феномен Гебекли-тепе, где храмовый комплекс был возведен раньше города.

Организатор экспедиции «Великий Шелковый путь-2017» Яцек Палкевич планирует посетить музей в Фазыле в поисках обьяснения интенсивности развития Южного Кавказа.

- Стоит заговорить современным языком, - делится Н.Мухтаров, - и далекое прошлое становится узнаваемым для школьников. Наши предки передали методику создания технопарков южной Европе. На основе анализа керамики ученые пришли к выводу, что влияние технопарка оказало большое воздействие на ускорение процесса формирования общественных отношений. Этому способствовало возникновение среднего класса древности - поселений ремесленников. Как и сейчас, прорыв объясняется тем, что технопарк создает устойчивые эталоны и тем самым удешевляет производство орудий труда.

В беседе со специалистами поднимается другая тема: генетически большая часть инноваций Южного Кавказа связана с Месопотамией. Интерес специалистов связан с тем, что на Южном Кавказе пучок инноваций достигает высокой степени концентрации. «Культурная экспансия - магистраль исторического процесса, а не войны», - писал известный археолог, академик В.Массонногие посетители без специального образования воспринимают музей в Фазыле как рассказ о влиянии эпохи первой промышленной революции на быт, религию, традиции, обычаи местного населения. А профессионалы изучают здесь воздействие инноваций на процессы культурогенеза и антропогенеза, что делает музей в Фазыле интересным и для биологов, антропологов, культурологов, и для представителей такой современной профессии, как менеджмент цифровой экономики, экономики эпохи высоких технологий.

- Принцип ускорения прогресса за последние 10 тысяч лет не изменился, - отмечает Н.Мухтаров, - поэтому надо превратить инновацию в общественную потребность.

С интересом воспринимают школьники слова сотрудников НИИ археологии Н.Мухтарова и И.Бадаловой: мы живем на территории, где на протяжении нескольких столетий велась подготовка к культурной экспансии Евразии.

Эта тема вызывает яростное сопротивление ряда историков Северного Кавказа, Ирана, Армении и Грузии. Не устраивает их масштабность концепции музея, хотя имеется в виду Южный Кавказ в целом. Даже сам факт того, что наши ученые доказали принадлежность к истории Азербайджана достижений первой промышленной революции, не устраивает соседей. И тем важнее музей, потому что он разбивает мифы и легенды, которыми упиваются националисты.

Порой доходит до абсурда. По мнению ряда историков Северного Кавказа, эпицентром промышленной революции древности считается Майкоп. Рядом с этим городом найден клад металлических, серебряных, золотых изделий - все XXV век до н.э. По версии майкопоманов, древние мастера спустились в нынешнии Сирию, Ирак и подарили аборигенам цветущие города, письменность, ремесла, культы, религию, деньги, математику, астрономию и через пятьсот лет вернулись на Северный Кавказ.

Музей в Фазыле легко опровергает смешную версию: расцвет Майкопа - XXV век до н.э., а расцвет поселений мастеров на Южном Кавказе - тысячелетием ранее, в Месопотамии - еще раньше.

14 экспозиций музея преподнесены так, что воспринимаются как доказательство: племена Южного Кавказа были вовлечены в процесс освоения и передачи передовых технологий первых государств древности. На север ряд племен переместился, неся с собой эффективную модель ускорения - поселения ремесленников.

- Музей самого динамичного периода в древней истории Южного Кавказа, - говорит Насиб муаллим, - расскажет вам об истории гигантского ускорения в эволюции всего человечества. Будущие историки и педагоги, изучайте музей, и вы найдете свою тему.

Из отзыва итальянского художника и дизайнера Ренато Джентилия: «На первый взгляд, ничего нового: быт и верования, обряды и орудия труда глубокой древности. На самом деле Фазыл - единственный музей о том, как сконструирован успех, музей технологии большого скачка, прорыва в техническом, гуманитарном, творческом смыслах. «Лабиринт» - очень современный музей».

А известный дизайнер рассказал, чем актуален «Лабиринт» для европейского туриста. В ЕС рассматриваются не только показатели экономические, но и культурологические. Ряд политологов в связи с ростом миграции в Европу выдвигает теорию «этносы-творцы и этносы-потребители». Музей в Фазыле опровергает узость закомплексованных на исключительности, предлагая гораздо более перспективное направление поиска. Сейчас создатели «Лабиринта» составляют карту зон ускорения, очагов развития новых технологий в древности - от Ближнего Востока до Центральной Европы и Средней Азии.

 

Ширин МАНАФОВ

 Каспiй.- 2017.- 9 сентября.- С.12-13.