Смеяться, право, не грешно…

 

 На сцене РДТ - талантливая премьера комедии о житейских шалостях

 

РАМПА

 

Давно уже заметила, что зрители в этом театре проявляют повышенное внимание к спектаклям, на которых можно призадуматься о серьезных проблемах. Об окружающих людях, чей образ мыслей и поступки хочется взять на вооружение, именно здесь поняв, с кого делать жизнь. Или, наоборот, кого осудить, приняв близко к сердцу выводы гораздых на мудрые озарения авторов лучших пьес, где главное - возможность услышать в зале не пустопорожнюю реплику, а достойную мысль.

 

Вот так, как неизменно у народной артистки Азербайджана Ираны Тагизаде, имеющей в своем творческом арсенале яркие, самобытные, добротные, запоминающиеся спектакли «Что вам угодно?» по Шекспиру, «Трамвай «Желание» по Теннесси Уильямсу, «Братья Карамазовы» по Достоевскому, «Судьба актера Араблинского» по Эльчину и другие. Как у режиссера, который отлично знает, что практически в комедийном жанре крайне редки достойные произведения современников и подлинный успех имеют лишь шедевры таких классиков, как Шекспир, Мольер, Бомарше, Лопе де Вега, Гоголь, Островский, Чехов, но почему-то все-таки берется подготовить и в эти дни показать публике комедию «Он, она, окно… любовник» по пьесе Рэя Куни в сценической редакции Михаила Мишина… Оказавшуюся в ее интерпретации намного более интересной, чем могло пообещать, скажем, не шибко привлекательное название.

 

Но вот открылся занавес, и сразу же в который раз пришла уверенность в том, что если уж Ирана Тагизаде, постановщик, не выбирающий бессмысленный, провальный драматургический материал, вдруг предъявляет зрителям несерьезную пустышку о повальных супружеских изменах с так называемыми пикантными ситуациями и страхом разоблачения, то есть у нее для этого некий «умысел». И он, по-моему, обнаруживается сразу, объясняя ненужность умного текста со смыслом, глубокомыслия, рассуждений о нравственных критериях происходящего. Оправдав отсутствие намеков на нормы морали тем, что здесь их красноречиво восполняют режиссерские и актерские изыски в лучшем понимании этого слова.

 

Полные юмора комические ситуации, в которых так заманчиво блеснуть актерам труппы перед зрителями, приученными к тому, что подобные темы с доисторических времен более чем успешно с точки зрения театра как такового интерпретировали драматурги прошлого и мастерски развивали тогдашние актеры, негласно объявив их ну абсолютно безобидными и никого конкретно не обижающими. Очень выручающими, когда хочется развлечься и посмеяться, не забывая, однако, что, с позволения сказать, «шалости» и бутафорские страсти эти исполняются самыми талантливыми актерами, непременно становящимися единомышленниками режиссера, имеющего богатый опыт создания спектаклей разных жанров и психологической проработки ролей с актерами.

 

После чего и в комедии без особого смысла будет и круто сплетенный сюжет, и некая загадка, что не позволит расслабиться и заскучать даже при довольно скоро обнаружившейся банальности ситуаций и их развязок… с чем пришлось встретиться в данном случае. Когда мы уверенно говорим, что развеселая комедия все-таки получилась. Что талантливому мастеру и работающим в тандеме с ней, сотворившим ее актерам-исполнителям хватило того неисчерпаемого запаса мастерства, что, как правило, взрывается неожиданными каскадами подсвеченных их индивидуальностью и обаянием профессиональных находок, виртуозно сплетенных в эпизоды, настолько глубоко продуманные и принятые к сердцу, чтобы вместе стать сутью и темой полотна, называемого спектаклем.

 

Тем самым, к которому приучил завсегдатаев театр, где подлинное творчество - это труд и во имя зрителя, и в собственную радость всем участникам, не часто выпадающую на долю каждого артиста, мечтающего и фантазирующего во славу музы театра Мельпомены при встрече понимающих друг друга коллег и возможного сотворчества.

 

Готовых жить в ожидании все новых ролей, чтобы вновь и вновь даже в несерьезной пьесе-пустышке не вдруг обнаружились не только мастерски сплетенный сюжет и достойная внимания интрига, но и эстетическая состоятельность, благодарность театру и лучшим его служителям за внимание и приглашение, за оказанную честь быть главными в судьбе героев, не устающих повторять, что живут и творят они нам на радость и в нашем понимании и поддержке видят цель своего существования в творчестве, в любви и привязанности к театру.

 

Вот и сегодня не просто видя, но и вникая в то, каким образом находящиеся на сцене под прицелом сотен устремленных на них из зала глаз наши соотечественники буквально преображаются в сгусток энергии человеческих страстей. Которые в неописуемых лабиринтах поисков приводят режиссера и актеров к ответам на множество вопросов, задаваемых при работе над каждой новой ролью, чтобы не только угодить видению и вкусу постановщика - увлеченного, разностороннего, требующего «соответствовать» и его критериям, и собственным каким-то неуловимым личным находкам, позволяющим блеснуть, проявиться и состояться.

 

И если сегодня мы с энтузиазмом благодарим театр за премьеру, значит, сошлось в ней то самое, что задумывалось, и даже больше; что в репертуар вошел явно достойный РДТ спектакль, если вслед за благоговенной, внимающей тишиной зал под занавес наполняется бурными рукоплесканиями. И многие - не только авторы и участники - выдохнули втихомолку: состоялось, слава Богу!

 

Хорошо, когда сомнения сопутствуют творцу. И тем, кому он доверился и с кем в тандеме проживает все до мелочей. Во многом болея и за то, с чем уйдем, расставшись с этим праздником, в половодье жизни мы, талантов поклонники, кому эти щедрые усилия и дары предназначались. По правде говоря, больше благодарные не философам, а вот им, гостеприимным хозяевам, приглашающим на встречу с самым святым - с духовностью, бесценными богатствами человечества и вселенной. В лице ставших родными служителей театра, на сей раз выступивших дружной командой, воплотившей один из совсем не простых проектов, задуманный как повод посмеяться, но одаривший возможностью еще и еще раз заявить вслух о том, что гордимся такими друзьями и соотечественниками. Теми, что, как говорится, растут из года в год, одаривая бакинцев от премьеры к премьере, делая азербайджанскую столицу одним из достойных культурных центров мира.

 

Сегодня это произошло и потому, что Ирана Тагизаде выбрала для новой постановки талантливых, проверенных временем единомышленников - заслуженного артиста Азербайджана Фуада Османова, оказавшегося здесь и по сюжету мэтром, центром вселенной, мастером на все роли, которому при явно добром нраве удается все, чтобы раз за разом быть органичным в разных ипостасях - от мудреца до балагура с необыкновенным тембром голоса - и пластичным, проникновенным, виртуозным исполнителем национальных танцев, чье драматическое творчество и актерское обаяние, если быть справедливым, давно ждет своего профессионального исследователя. Дабы хоть сколько-нибудь понять, что есть театр и карьера в жизни этого разностороннего лицедея, и что есть Фуад Османов в этом театре как одна из центральных фигур труппы. В принципе, не случайно поначалу пьеса может показаться веселым пустячком с детективным уклоном, которую мог сыграть кто угодно, вплоть до студийцев и молодых, в большом количестве пополнивших коллектив в последнее время, но такое не про Ирану.

 

Сцена для нее - театр, место для священнодействия, а зрители - люди, которым она щедро дарит плоды труда всей своей насыщенной раздумьями и поисками самого лучшего в жизни - когда все всерьез, надолго, навсегда. И по-хорошему амбициозно, честолюбиво, как бывает у человека, уважающего чувство собственного достоинства. Во всем - в выборе пьесы и исполнителей, художественного и музыкального оформления, мизансцен и акцентов и того, каким будет театрализованный поклон, венчающий финал. Все логично придумано и выполнено с тонким вкусом. Как свидетельство профессионализма и уважения к зрителям. И самобытности.

 

Вот, к примеру, партия на первый взгляд легкомысленной секретарши, что изначально готова прислониться к чьему-то плечу, рисковать разоблачениями, вертлявой, легкой на подъем девицы себе на уме - кто сегодня не сыграет такую вертихвостку?

 

Но чтобы роль этого персонажа зазвучала как главная, как украшение спектакля, Ирана пригласила сыграть Джейн еще не титулованную выпускницу одно время функционировавшей при РДТ студии Хаджар Агаеву, вчерашнюю студийку, за короткое время успевшую ярко заявить о себе блестяще сыгранными, требующими полного перевоплощения главными ролями в спектаклях «Хрустальный дворец», «Али и Нино», «Церемония» и других, где есть умение понимать и воспроизводить не простые режиссерские задумки, но и личное, сродни самородку видение образа играемого персонажа вплоть до манер, пластики, походки и редкого в наше время умения в каждой роли говорить измененным до неузнаваемости голосом. А здесь, в спектакле Ираны Тагизаде, предстающей яркой звездочкой, отнюдь не верной секретаршей блудливого депутата, а желанной женой ревнивого спортсмена, оказавшейся в ловушке у сплошь озабоченных, хотя по пьесе довольно пристойных любителей ходить на сторону.

 

И все это у Хаджар по-молодежному свежо, легко, пластично и пристойно, а по-актерски профессионально, как бывает у очень талантливых и любимых публикой мастеров, рано заявивших о себе, приглашение которой для режиссера - хорошо обдуманный выбор.

 

Не часто в наших спектаклях встретишь актрису РДТ Инну Имранову, о которой не раз писала, подчеркивая ее талант, школу и органичность в сложных ролях. И теперь вот, называя ее нынешнюю Памеллу, отмечаю, что она по-прежнему большой мастер, встрече с которым от души порадовались зрители. Как иначе, если ее обаяние и профессионализм делают свое дело. Актриса, которой в свое время доверяли заглавные партии (спектакли «Ох уж эта Анна», «Правда хорошо, а счастье лучше», а также звездную роль в спектакле И.Тагизаде «Братья Карамазовы»), ох как достойна того, чтобы список ее побед на театральной стезе прирастал все новыми именами.

 

Порадовала премьера и встречей с Беллой Сафиной, в свое время одарившей бакинцев главными ролями в «Чайке» по Чехову, героиней спектакля по пьесе А.Островского «Волки и овцы», ныне отличившуюся тем, что как-то очень изнутри раскрыла свою героиню (Глэдис), чем заняла заметное место в канве действия.

 

Порадовало, что неожиданно большой отрезок отводится в премьерном спектакле актеру Юрию Омельченко (официант). Поначалу кажется, что он - случайный персонаж и выходит ради одной-двух реплик, но нет, он во многом определяет и ход событий, и интонацию, и финал спектакля, выступая в качестве подленького корыстолюбца, позволяющего по достоинству сугубо отрицательно оценить все, что произошло на сцене за эти два часа, а по жизни, увы, происходит сплошь да рядом.

 

Поистине блеснул в роли Ронни, Мурад Мамедов, выступив в образе мачо, каким прежде его не представляла, хотя он один из самых часто занятых в спектаклях РДТ актеров. Правильно говорят, что опыт - дело наживное. Особенно если есть талант и любишь выбранную профессию.

 

Как практически всегда, большая многоплановая роль досталась в спектакле Теймуру Рагимову (Джордж Пигден), и понимаешь, что ему практически подвластно все. В том числе и умение притвориться божьим одуванчиком, не упустить своего и даже найти выход из самого щекотливого положения.

 

Пусть не покажется странным, но особенно органичной и даже обаятельной восприняла работу актера Заура Терегулова, персонаж которого зовется Тело и представляет собой хорошо зашифровавшегося детективного агента, которому и предстояло разоблачить развратников, разыгрывающих многоходовые комбинации из тайных свиданий, так и не состоявшихся по воле драматурга, наверняка задавшегося целью публично, даже зримо заявить, что Бог шельму метит, а порок все-таки оказывается наказанным.

 

Позволив создать комедию, всегда достойную внимания зрителей. Тем более, если предлагает актерам новые роли, в которых есть что играть и что не назовешь совсем уж неинтересным, избитым зрелищем. Хотя бы потому, что все здесь индивидуально и в то же время - в ансамбле. Даже банальная интрига закручена в меру напряженно, и хотя не оставляет возможности расслабиться, все же держит внимание на том самом замечательном накале, при котором хочется посмеяться и ни чуточку не разочароваться.

 

Талантливые, проверенные сценическим опытом профессионалы - они ведь всегда интеллектуальны и в разных ролях умеют быть непохожими на самих себя, когда приходится и хочется, как говорится, выглядеть и состояться. Что с ними уж бывало не раз, но всегда воспринимается как новое, увиденное, увлекающее. Актеров и режиссера. Конечно же, членов собственной команды - художника Александра Федорова, художника по костюмам Ольгу Аббасову, автора музыкальной композиции Владимира Неверова и хореографа Фуада Османова. Вызывающих адекватную реакцию зрительского зала, даже при допустимой легкости и несерьезности общего замысла, вполне обеспеченной художественным вкусом, чувством ответственности, как раз и обеспечивая право на существование очень мудрой истине «Смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно».

 

С премьерой вас, друзья!

 

Галина МИКЕЛАДЗЕ

Каспiй.-2018.- 19 мая.- С.18-19.