Незабываемые имена, неповторимые голоса…

 

Фирангиз Ахмедова-90

 

ПАМЯТЬ

 

Люди искусства не зря называют середину прошлого столетия эпохой ренессанса азербайджанского искусства в целом, и музыкального в частности, когда что ни имя, то было ярким событием культуры, что ни голос - редчайший небесный дар и изумительный по красоте талант. К этой замечательной плеяде деятелей искусств можно отнести и оперную певицу с лирико-драматическим сопрано, народную артистку Азербайджана и СССР Ахмедову Фирангиз Юсиф кызы.

 

Как и у многих мастеров оперной сцены начала ХХ века, путь в искусство Фирангиз ханым был не столь тернистым и долгим, и так же, как многим азербайджанским корифеям, путевку в сценическую жизнь ей дал сам патриарх национальной музыки Узеир бек Гаджибейли. Фирангиз ханым сначала училась в Бакинском музыкальном училище имени А.Зейналлы, причем поступила туда, не имея музыкального образования, а исключительно благодаря красивейшему голосу, который случайно услышали музыканты из окружения ее матери.

 

Параллельно она была солисткой хора азербайджанского радио, а затем, в 1955 году певица завершила учебу по классу вокала М.Т.Колотовой Азербайджанскую государственную консерваторию (ныне БМА им.У.Гаджибейли). Но и здесь, еще студенткой, Фирангиз ханым становится солисткой Азербайджанского государственного театра оперы и балета, которому отдает более двадцати лет жизни, вплоть до окончания сценической деятельности в 1988 году. Певица и тогда не изменила любимому театру и продолжала работать уже в качестве педагога вокала, проводя с начинающими вокалистами занятия и мастер-классы.

 

Ф.Ахмедова пела главные партии во многих операх как азербайджанских авторов, так русских и европейских - «Аршин мал алан» (Гюльчохра) и «Кероглу» (Нигяр) У.Гаджибейли, «Шах Исмаил» и «Наргиз» (Гюльзар и Наргиз) М.Магомаева, «Севиль» (Севиль) Ф.Амирова, «Азад» (Сария) Джжахангирова, «Даиси» (Маро) З.Палиашвили, «Тоска» и «Мадам Баттерфляй» (Тоска и Чио-Чио-сан) Дж.Пуччини, «Аида» (Аида) Дж.Верди, «Евгений Онегин» (Татьяна) П.Чайковского и др.

 

С большим мастерством и глубоким проникновением в образ Фирангиз ханым исполняла камерные произведения, русские романсы П.Чайковского, С.Рахманинова, С.Танеева, а также У.Гаджибейли, А.Зейналлы, Ниязи и др. В составе делегации она часто давала концерты в городах СССР и за рубежом - в Праге, Братиславе, Варшаве, Софии, Бухаресте, Берлине, принимала участие в Днях Азербайджана, проводимых в советских республиках. Фирангиз Ахмедова объездила практически всю территорию бывшего СССР и везде на гастролях ее встречали бурными овациями. Когда на афишах значилось имя Ф.Ахмедовой, лучшие залы европейских столиц собирали аншлаги. Нежный и чистый голос Фирангиз ханым украшал такие фильмы, как «Не та, так эта», «Севиль» и др.

 

О ее творчестве были сняты телевизионные фильмы «Фирангиз Ахмедова» и «Любовь без слов» (Узбекистан). Правительство Азербайджана и СССР высоко ценило редкий музыкальный талант и исполнительское мастерство Фирангиз Ахмедовой. Певице было присвоено звание народной артистки СССР и вручена высшая награда - орден Ленина. Она не раз избиралась депутатом Верховного Совета СССР и Верховного Совета АзСР. В 1998 году, на 70-летний юбилей Фирангиз Ахмедовой наш общенациональный лидер Гейдар Алиев лично наградил ее высшей наградой независимого Азербайджана - орденом «Слава». Вспоминая свои первые годы занятий вокалом, Фирангиз ханым рассказывала эпизод, как отец узнал о том, что она певица:

 

«Однажды по радио передавали концерт с моим исполнением, и когда объявили песню и имя Фирангиз Ахмедовой, отец, от которого скрывали занятия вокалом дочери, спросил: «Bu hansı Firəngizdir, bizim Firəngiz?» Как и подобает всем мужчинам старой закалки, он стал возмущаться, но в глубине души, как потом стало понятно, ему было, конечно же, приятно. Когда после концерта я пришла домой, отец уже другим тоном сказал: а вообще-то голос у тебя хороший!»

 

Неслучайно партнерами Ф.Ахмедовой по сцене были легендарные певцы - народные артисты СССР Бюльбюль и Муслим Магомаев. Фирангиз ханым всегда с огромной теплотой, благодарностью и любовью вспоминала людей, которые оказывали ей всестороннюю поддержку и искренне старались внести свой вклад в творческое развитие молодой вокалистки. Имена этих людей золотыми буквами внесены в историю национальной музыки Азербайджана: Узеир бек Гаджибейли и Джахангир Джахангиров, Агабаджи Рзаева и Хуршид Агаева, Исмаил Хидаятзаде и Ниязи и многие-многие другие… Когда в театр главным дирижером и художественным руководителем пришел Ниязи, в профессиональном становлении Фирангиз ханым наступил новый период, вспоминая о котором, певица говорила: «Многие сегодня вспоминают, что у него был непредсказуемый и вспыльчивый характер, но я сказала бы так: его тяжелый характер заключался в том, что он не выносил бездарностей! А скольким людям он оказывал поддержку!.. Очень многим в музыке я обязана именно ему, Ниязи был и дирижером, и педагогом, он учил самой музыкой, фразировкой, интонацией, своим отношением...»

 

Впервые встреча Ф.Ахмедовой с великим Бюльбюлем произошла во время подготовки оперы «Даиси» Захарии Палиашвили, режиссером которого был Шамси Бадалбейли. В Тбилиси спектакль азербайджанских артистов прошел «на ура», из зала даже раздавались крики: «Приезжайте к нам еще!» Но накануне гастролей в театре состоялся общественный просмотр, на котором присутствовала вся музыкальная элита, в том числе и Бюльбюль. Во время обсуждения Бюльбюль, выступивший первым, во всеуслышание заявил: «Отныне я буду петь только с Фирангиз Ахмедовой!» Эти слова для всех явились полной неожиданностью, и они действительно потом долгое время вместе пели в опере «Кероглу».

 

С Рашидом Бейбутовым у Фирангиз ханым было настоящее творческое содружество, они часто помогали друг другу и очень тактично делились замечаниями, к которым оба прислушивались с большим вниманием. Певица также выступала с молодым тогда Муслимом Магомаевым, подчеркивая его необыкновенный Божий дар, проявившийся во всем - голосе, внешности, энергетике. «Он не пел и не играл, он просто жил на сцене», - говорила она.

 

Среди друзей Фирангиз ханым были известные в мире искусства личности - первые прославленные балерины Гамэр Алмасзаде и Лейла Векилова, композитор Эльмира Назирова и первая азербайджанская арфистка Аида Абдуллаева, легендарный Азад Мирзаджанзаде, который всегда потрясал ее своей эрудицией…

 

За несколько лет до своей смерти, когда в стенах ее родного оперного театра на государственном уровне праздновали 80-летие Фирангиз ханым, народная артистка Фидан Гаджиева призналась, что услышав впервые в исполнении Фирангиз ханым партию Нигяр в опере «Кероглу», она решила стать оперной певицей. В тот вечер директор Театра оперы и балеты, заслуженный деятель искусств Акиф Меликов сказал: «Фирангиз ханым - без преувеличения выдающаяся певица азербайджанского академического искусства, у нее потрясающий голос и поистине золотое сопрано. Будучи великой оперной певицей, она еще и замечательный человек, обладающий высокой внутренней культурой. Ф.Ахмедова для всех нас - образец настоящего профессионала!»

 

Певица принимала поздравления также от министра культуры и туризма Абульфаса Гараева и посла Азербайджана в РФ Полада Бюльбюльоглу. Выражая признательность за теплые слова и высокую оценку своего творчества, Фирангиз ханым обратилась с напутствием к молодым вокалистам: «Сегодня вокруг столько молодых и талантливых оперных певцов… я счастлива от этого! Мой единственный вам наказ: работайте над собой и успех к вам обязательно придет!»

 

Обладательница уникального лирико-драматического сопрано, Фирангиз Ахмедова считается одной из лучших и неповторимых исполнительниц камерно-вокального жанра. Она отличалась редкими вокальными данными, своеобразным исполнением партий и высоким актерским мастерством, оставив неизгладимый след в истории национального искусства. Своими выступлениями в престижных концертных залах мира далеко за пределами нашей страны она достойно представляла азербайджанскую культуру.

 

Ф.Ахмедова была персональным стипендиатом Президента Азербайджана. Она скончалась в возрасте 83 лет. Тысячи поклонников оперного искусства нескончаемыми аплодисментами провожали ее в последний путь…

 

Мы попросили двух профессоров легендарной гаджибековской консерватории поделиться своими воспоминаниями о легендарной оперной певице.

 

Имруз Эфендиева, профессор БМА им.У.Гаджибейли, заслуженный деятель искусств:

 

- У Фирангиз Ахмедовой был очень сильный, красивый и богатый колористическими оттенками голос. Она прекрасно пела камерные произведения и романсы У.Гаджибейли, Ниязи, А.Зейналлы. Это была великолепная оперная певица, слушать ее чистый и красивый голос было очень приятно. Хотела бы подчеркнуть оперные партии азербайджанских композиторов, которые она пела с особым чувством и мастерством, передавая музыкальный текст так, как его написал автор, окрашивая его своей энергетикой и красотой чистого сопрано. Это была в высшей степени образованная вокалистка, голос ее не спутать ни с каким другим. Фирангиз ханым была яркой и самобытной оперной актрисой.

 

Румия Керимова, заслуженная артистка и президентский стипендиат, профессор БМА им.У.Гаджибейли:

 

- Мне не пришлось выступать с Фирангиз ханым на одной сцене, потому что она была старше, но я хорошо помню ее голос и выступления. Например, Аиду в опере «Аида» она пела очень красиво и хорошо, это довольно трудная в вокальном отношении партия, и ее диапазон позволял ей исполнить ее на высоком уровне. Нигяр она пела очень проникновенно и довольно долго. В ее голосе были свободные верха, он был тембрально прямой и чистый, ее «пиано» было очень тонким и нежным.

 

Фирангиз ханым часто выступала по радио и телевидению, ее исполнительской манере была свойственна высокая культура пения. В последние годы жизни она выступила в качестве члена жюри международного вокального конкурса имюльбюля, с которым она очень долго делила оперную сцену.

 

Афет ИСЛАМ

Каспiй.-2018.- 7 сентября.- С.13.