Сказание о Прометее

Фантастический вечер в филармонии и триумфальная премьера азербайджанских музыкантов

АНТРАКТ

В Азербайджанской государственной филармонии им. М.Магомаева состоялся концерт Азербайджанского государственного симфонического оркестра имени Узеира Гаджибейли под управлением заслуженного артиста Фуада Ибрагимова. На фортепиано солировала композитор и педагог, проректор по международным связям Бакинской музыкальной академии (БМА) им.У.Гаджибейли народная артистка профессор Егяна Ахундова.

Концертная программа состояла из редко исполняемых симфонических произведений - Сюиты из балета «Жар-птица» И.Ф.Стравинского (1882-1971) и «Прометей: Поэма огня» А.Н.Скрябина (1872-1915), требующих и от дирижера, и от самого оркестра больших усилий, внутреннего проникновения и профессионального мастерства. Весь вечер звучала замечательная русская классика начала прошлого века.

Концерт начался исполнением Сюиты И.Стравинского. Оно было очень ярким, впечатляющим и гротескным, слышались русские народные мотивы, картины волшебных сказок. Когда солистка появилась на сцене, чтобы исполнить второй номер программы, в зале погас свет, голос за кулисами раскрыл идею фантастической поэмы «Прометея» Скрябина. Стены зала осветились яркими цветовыми эффектами, гневным зигзагом и узором молний на ночном небе, ослепительными вспышками и буйством цветовых гамм. Расположение хоровой капеллы по боковым сторонам амфитеатра было одним из удачных решений режиссуры произведения, голоса хора, которого никто не видел, раздавались не со сцены, а сверху, словно откуда-то с поднебесья. Мистическое содержание музыки и цвета никого не оставило равнодушным, и с последними аккордами «Прометея» переполненный зал взорвался возгласами «Браво!» Публика неистовствовала, вновь и вновь вызывая на сцену солистку и дирижера, завалив их букетами цветов, награждая артистов нескончаемыми аплодисментами. Овация продолжалась довольно долго, и это была дань признательности за то удовольствие и наслаждение высокого духовного просветления, которое им подарили артисты. Вместе с тем это было еще и свидетельством высочайшего профессионального мастерства азербайджанских музыкантов.

Неудивительно, что публику в большинстве своем составляли музыканты, люди просвещенные и знающие толк в классической музыке. Примечательно, что в зале было немало иностранцев, которые очень активно посещают концерты симфонической музыки.

Мнение музыканта и педагога Елены Богаевской совпало с восторженным настроением всего зала:

- Интерпретация и качество столь гениальных и сложных в плане не только технического, но и художественного воплощения произведений были замечательными. «Жар-птица» через сто лет звучала очень свежо и современно, в то же время была слышна архаичная русская основа, глубокая народность, что-то степное и скифское, сочетание бешеных, синкопированных ритмов и архаизмов, а также влияние нарождающейся, новой эпохи большевизма. Гениальный феномен ХХ века и экспериментатор мирового значения И.Стравинский - интеллектуально насыщенный и необычный музыкант, невероятная личность как художник. Дирижер проделал колоссальную работу, подготовив это сложнейшее сочинение. «Прометей» звучал просто великолепно, и фортепианная партия, которая была, скорее, вспомогательной, нежели сольной, составляла единое целое с оркестром и цветовыми эффектами.

Скрябин писал произведения, которые предваряли социально-политические катаклизмы в стране. Он писал еще до свершения революции 1917 года, которая ураганом снесла целую цивилизацию, но его музыка предвещала грядущие события, произошедшие через несколько лет, она была воистину пророческой. Его поиски и эксперименты с цветовой музыкой, техническое оформление сохраняют свою яркость, свежесть и новизну и в ХХI веке. Наши музыканты достойно представили сочинения гениев начала прошлого столетия, считающиеся сложнейшими в мировой музыкальной культуре.

Выбор дирижером и солисткой этого репертуара говорит о высокой планке, поставленной перед музыкантами, их ответственности, требующей утонченного художественного мышления, а не только технического, очень высокого класса, чтобы суметь раскрыть своеобразный стилистический почерк и красоту сочинений, выявить идеи и т.д. Молодой дирижер справился со своей высокой миссией, он показал уровень профессионального мастерства, в очередной раз подтвердив статус одного из лучших среди молодых европейских дирижеров музыкантов. В его лице азербайджанская дирижерская школа нашла своего достойного продолжателя.

Егяна ханым - блестящая пианистка с колоссальным репертуаром, она находится в великолепной профессиональной форме. Я видела ее не на одном концерте, и меня потрясает ее игра.

Гениальное творческое наследие русских классиков и великолепное исполнение азербайджанскими музыкантами создали в зале атмосферу приподнятого праздничного настроения. Зрители, бурно обсуждая прозвучавшие произведения, покидали зал радостными и счастливыми. Ректор Университета культуры и искусств профессор Джейран Махмудова в этом плане не стала исключением:

- Все мы получили большое удовольствие от концерта! Исполненные произведения довольно сложные, интерпретация дирижера маэстро Ибрагимова и солистки Егяны ханым была замечательной. Эти талантливые музыканты всегда радуют почитателей своего таланта яркими концертами. Мы услышали не только великолепную музыку, но и визуальные эффекты, необычные для таких выступлений. Сегодняшний концерт стал не только важной вехой в творческой биографии самих артистов, но и ярким событием культуры нашего города.

Одной из тех, кто стоял возле артистической и спешил поздравить артистов, была и преподаватель БМА Земфира Алиева:

- Концерт был замечательный! И.Стравинский, можно сказать, почти не исполняется у нас, но меня, впервые услышавшей это сочинение, удивило то, что этот композитор, долгие годы не живший в России, отразил в нем свой русский дух. Мы слышали русские интонации и мотивы. «Прометей» Скрябина в таком качестве, в каком его задумал автор, звучал, конечно же, фантастически, хотя мне больше по душе его сочинения мелких форм. Солистка Егяна ханым - большой трудоголик, это серьезный профессионал и, бе­зусловно, талантливый музыкант. Ее роль в этом произведении была наравне с другими инструментами оркестра, и в плане пианизма она, как всегда, была безупречной. Ко всему прочему, она еще и великолепный организатор. Синтез музыки, цвета и хора в нашей филармонии я вижу впервые, это очень впечатлило.

Маэстро Ф.Ибрагимов, тонко чувствующий оркестр и музыку, очень обоснованно и правильно выстроил исполнение столь сложнейших произведений. Это музыкант с предельно тонкой и эмоциональной конституцией, пропускающий каждую ноту через себя, живущий этой музыкой. Эти качества и позволили ему одержать победу на столь престижном и трудном международном конкурсе дирижеров.

После столь феерического и красочного концерта не побеседовать с исполнителями было бы непростительно. Профессор Егяна Ахундова в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» отметила, что всегда стремится находить что-то новое, играть то, что не звучало у нас или исполнялось крайне редко, и идея сыграть на этот раз Скрябина принадлежит ей. Отвечая на вопрос об особенностях создания поэмы «Прометей», профессор Е.Ахундова подчеркнула:

- Создавая «Поэму огня», автор написал на партитуре, какой цвет должен соответствовать тому или иному фрагменту произведения. Эту идею вместе с дирижером мы решили воплотить в цветовом решении по-новому, ведь во время жизни автора возможности изобразить цвет в музыке были намного более ограниченными. Компания АEvents любезно согласилась нам помочь и сделала это на высочайшем уровне, т.е. мы собрали некий сюжетный блок цветовых решений, соответствующих воле автора. Легенда о Прометее, укравшем огонь и передавшем его людям, преломлялась еще и в просветительском аспекте, потому что для меня как педагога эта миссия стоит на первом плане, ибо звучание «Прометея» в Баку невольно пробуждает интерес к его подвигу. Я благодарна нашему оркестру, который справился с этим непростым сочинением под руководством маэстро Фуада Ибрагимова, также признательна руководству и штату филармонии в лице народного артиста Мурада Адыгезалзаде, которые с большим усердием помогали нам в осуществлении этой идеи.

- Всем известна ваша любовь к русской классике, вы в очередной раз продемонстрировали ее, исполнив столь редко исполняемое сочинение. И все-таки, что для вас русская классика?

- Русская музыка - это огромный диапазон ярких эмоций, глубина душевных переживаний, широта восприятия окружающего мира, а в лирике - это тончайшие чувства и состояния души, бездна настроений и ощущений... А.Скрябин - смелый новатор, гениальный искатель новых путей, как сказал Н.Мясковский, при помощи совершенно нового языка он открывает такие необычайные эмоциональные перспективы, такие высоты духовного просветления, что вырастает до явления всемирной значительности.

- Поэма «Прометея», кажется, впервые была исполнена в Баку в таком формате, не так ли?

- Совершенно верно, в филармонии впервые была произведена цветовая инсталляция, причем, что самое главное - в соответствии с задумкой самого композитора и написанного произведения. Я считаю, в век информационных технологий и совершенно нового мира восприятия культуры молодежью нужно искать новые пути и способы, чтобы донести до молодежи глубину и богатство классической музыки. Для этого у нас есть немалые возможности, мы наблюдаем во всем мире подобные тенденции, когда классика оформляется технологическими новшествами. Нам, педагогам и музыкантам, следует активнее осуществлять новые проекты в этом направлении. Классическая музыка будет жить во все времена, и хотелось бы видеть новые формы подачи этого бесценного материала. Пользуясь случаем, хотелось бы также выразить благодарность вам, Афет ханым, за ваше бережное внимание к музыкальному искусству и культуре Азербайджана. Вы часто отзываетесь первой на творческие начинания и события, связанные не только с мировой и отечественной классической, но и народной, джазовой и эстрадной музыкой. Эта неординарность и широта ваших интересов очень импонирует…

По словам дирижера Фуада Ибрагимова, программа концерта была не из легких, и одно произведение И.Стравинского стоило многих сил, а «Поэма огня» А.Скрябина с ее насыщенной партитурой и спецэффектами тоже потребовала немалых усилий для того, чтобы все компоненты собрать в одно единое и гармоничное целое:

- Я рад вдвойне, что мы справились с этой непростой задачей, т.е. и музыканты оркестра, и исполнители хоровой капеллы (руководитель народная артистка Гюльбаджи Иманова) во главе с Егяной       ханым профессионально выполнили свою работу. Я горжусь всеми музыкантами! Оба произведения представляли сложность с разных позиций, и задача перед нами стояла непростая. Мы не просто включили какие-то цвета и красивые эффекты, ведь А.Скрябин писал партитуру с точным обозначением того, в каком месте произведения какой цвет он видит. Автор имел точное представление звучания каждой ноты в определенном цвете, но сто лет назад он был ограничен в воплощении своей идеи, и завещал, чтобы в будущем при исполнении этого произведения каждый художник представил свое видение. Исходя из этого, мы и собрали тот ансамбль, который увидела публика. Как вы заметили, символом концерта был огонь.

Это был не просто фортепианный концерт, который у всех на слуху, ведь речь идет о необычном сочинении, в котором все составляющие чрезвычайно насыщенные, со сложной фактурой и ритмами, малыми точками опоры, т.е. играть и в какие-то моменты аккомпанировать оркестру было очень непросто. Это произведение больше представляет собой диалог солиста с оркестром, и произнести свое слово уверенно и красиво было далеко нелегко. Гармония между оркестром и солистом, к счастью, была, и нам удалось стать частью истории, потому что в Баку «Прометей» был исполнен впервые.

Афет ИСЛАМ

Каспiй.-2019.- 2 апреля.- С.13.