Путешествие во времени

Агдес Багирзаде: Фотограф не должен выделяться в толпе

Агдес Багирзаде - одна из наиболее успешных азербайджанских фотографов. Она - победитель и лауреат ряда международных выставок и конкурсов. Работы Агдес экспонировались в России, Великобритании, США, Китае, Турции, Польше, Испании, Словении, Австрии. Многие из них сняты в зарубежных поездках. Как признается сама Агдес, во время путешествий по странам, ей интересно снимать архитектуру, делать уличные зарисовки. Одна из последних наград азербайджанской фотохудожницы – на международном конкурсе «The Humanity Photo Award 10», который проходил под эгидой ЮНЕСКО. 29 марта в Азербайджано-Французском Университете (UFAZ) прошла творческая встреча с фотохудожницей, на которой был презентован ее новый проект «Архитектурное наследие Баку конца XIX - начала XX века». Корреспондент «Москва-Баку» побеседовала с Агдес Багирзаде, которая рассказала об особенностях архитектурной съемки и красоте исторических зданий азербайджанской столицы.

- Судя по вашим фотосериям, больше всего вы любите снимать архитектуру. Чем она вас так привлекает?

- Мне нравится снимать архитектуру, упущенные из виду детали городов. Интерьерная и архитектурная фотография – одна из самых сложных с технической точки зрения жанров. Архитектурная фотография позволяет «путешествовать во времени» и следить за развитием истории человечества через создаваемые им шедевры. Несколько лет назад я снимала старинную мечеть Муртузы Мухтарова в бакинском поселке Амирджан. Ее построили в начале прошлого века. Интересно, что возведение мечети было начато в 1901 году жителями Амирджана, но из-за материальных трудностей строительство было приостановлено. И тогда сельские аксакалы обратились за помощью к миллионеру, нефтяному магнату, уроженцу поселка Муртузе Мухтарову, который сразу же выделил необходимую сумму и привлек к строительству одного из лучших бакинских архитекторов Зивер бека Ахмедбекова. В день открытия мечети в 1908 году ахунд Амирджана Абу Тураб, взобравшись на минбар мечети, прочитал проповедь. Архитектура здания настолько поразила меня, что я решила запечатлеть ее, изучила каждую стену и даже забралась к самому куполу. Прониклась аурой мечети, прочувствовала каждый камень и каждый узор. И потом мысленно попросила разрешения на съемку у этого величественного здания. И у меня все получилось именно так, как я и задумывала.

Перед тем как начать работу, я читаю об истории архитектурного памятника. Мне хочется знать, кто построил это здание, жил в нем и какие трудности пришлось испытать этому дому. Мне важно войти в определенное состояние, во время которого я могу почувствовать энергетику этого здания. Лет пятнадцать назад я даже не задумывалась об этом: приходила, делала съемку, искала интересные ракурсы… и все. И, несмотря на то, что композиционно и технически я делала все правильно, фотографии получались какими-то безжизненными. В них будто не было души. Кстати, после серии работ «Мечеть Муртузы Мухтарова» мне пришла в голову идея - посвятить архитектуре прошлого целую серию – «Архитектурное наследие Баку конца XIX - начала XX века». В нее вошли фотографии одних из самых красивых сооружений азербайджанской столицы – Дом бакинского «мучного короля» Ага-Балы Гулиева, старинная городская баня «Фантазия», дом братьев-миллионеров Гашимовых.

- Я никогда и не думала, что cвяжу свою жизнь с фотографией. Закончив бакинскую среднюю специальную музыкальную школу имени Бюльбюля, я готовилась к поступлению в Музыкальную академию. Но за несколько недель до экзаменов получила серьезную травму руки. И о карьере музыканта пришлось забыть. Я поступила в Западный университет на факультет «Бизнес, администрирование и банкинг». Некоторое время работала в посольстве Израиля в Азербайджане, затем в одном из столичных турагентств. Потом поняла, что меня тянет к фотоискусству. Первые свои фотоснимки я сделала с помощью старенького «Зенита», которым мне на время дал попользоваться знакомый художник-искусствовед. А потом купила свой собственный «Зенит» и целых два года просто «баловалась». Первая серьезная работа вышла неожиданно - вместе с группой студентов я побывала в зоне боевых действий в Тер-Тере. Оттуда привезла свой первый серьезный репортаж. До недавних пор снимки из этой серии висели в фойе Азербайджанской академии художеств.

- Чему была посвящена ваша первая персональная фотовыставка?

- Азербайджанским джазовым музыкантам. Я часто бывала в Бакинском джаз-клубе, где любила слушать музыку и снимать на камеру все, что происходит во время репетиций и концертов. Так у меня набралась целая серия интересных портретов, и я решила, что их обязательно должна увидеть общественность. Договорилась с Центром современного искусства и пригласила всех своих героев на выставку, скрыв, что посвящена она им самим. Попросила только принести с собой музыкальные инструменты. Друзья-музыканты были заинтригованы, и все пришли в назначенный день в назначенное место. Каково же было их удивление, когда, войдя в зал, они увидели развешанные на стенах собственные портреты. Так выставка медленно перетекла в концерт, который герои экспозиции устроили прямо в зале галереи. Получился своеобразный джаз-пати.

- Чьи фотографии вы считаете настоящими шедеврами? Какой жанр фотоискусства вам ближе всего?

- Когда я путешествую по странам, мне интересно фотографировать людей, делать уличные зарисовки. В жанре стрит-фотографии мне близки работы Вивьен Майер, а также двух великих основоположников этого направления - французских фотографов Робера Дуано и Анри Картье-Брессона. Их работы стали золотым фондом мировой фотографии, классикой этого жанра. Собственно, открывать для себя мир стрит-фотографии нужно начинать именно с них. Уличная фотография хороша тем, что для нее не требуется навороченной фототехники. Как раз наоборот - чем проще, тем лучше. Ведь фотограф не должен выделяться в толпе, не должен привлекать к себе внимание. Он должен стать частью улицы, частью толпы. Помню, когда была в Париже, мне захотелось повторить метод съемки Робера Дуано, захотелось снять город его глазами. Он выбирал определенное место съемки и фиксировал все, что происходит в ее пределах за весь день. Например, его известная съемка в сувенирном магазине, кафе или на уличном перекрестке. Так же поступила и я. Выбрала небольшое кафе на перекрестке и начала снимать. Потом переместилась в расположенный неподалеку парк, где играли дети и отдыхали взрослые. Я получила огромное удовольствие от этого опыта. Это были живые, эмоциональные и очень душевные фотографии. То же самое я повторила и в других городах Европы. Удивительно, но оказалось, что люди, живущие в разных странах, говорящие на разных языках, по сути, одинаково проживают эмоциональные, полные чувств жизни. И нас всех объединяет эта самая жажда жизни...

Азербайджанские известия.-2019.- 3 апреля.- С.13.