Город из «Тысячи и одной ночи»

 

Павильон «Азербайджан» по-прежнему считается одной из жемчужин уникального выставочного пространства

 

Как известно, менее месяца назад в Москве на ВДНХ после реконструкции и капитального ремонта открылся павильон «Азербайджан». В торжественной церемонии его открытия, которая была широко освещена мировыми СМИ, принимали участие находившаяся с официальным визитом в Российской Федерации первый вице-президент нашей страны Мехрибан Алиева и председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентина Матвиенко.

 

Павильон «Азербайджан», считающийся одной из жемчужин уникального выставочного городка - Выставки достижений народного хозяйства, был построен в 1939 году, а торжественное его открытие состоялось 1 августа. Посетителей обслуживали специально подготовленные две тысячи экскурсоводов, тысяча групповодов. Выставка в полной мере справилась с возложенными на нее задачами, и только за два первых месяца ее посетили более 3,5 млн человек. А за первые шесть десятков лет на ней побывал каждый восьмой житель планеты. Вот какую оценку дал ВДНХ посетивший ее датский писатель Мартин Андерсен Ненке: «...перед нами выставка, напоминающая своими сооружениями город из «Тысячи и одной ночи». И это сравнение соответствует действительности - павильон «Азербайджан» стал поистине шедевром довоенной национальной архитектуры.

 

Шедевр национальной архитектуры

 

И это сравнение соответствует действительности - павильон «Азербайджан» стал поистине шедевром довоенной национальной архитектуры.

 

Для создания республиканских павильонов, соответствовавших и эпохе, и национальным особенностям, были привлечены лучшие архитекторы. Выбор руководства Азербайджана однозначно остановился на выдающихся архитекторах, легендах советского зодчества Садыхе Дадашеве и Микаиле Усейнове, работа которых знаменовала собой целую веху, закрепившую успех применения национальных форм в архитектуре, а творческое использование форм национальной архитектуры как в пластике здания, так и в декоративном убранстве, позволило создать глубоко национальное по духу архитектурное произведение без какого-либо налета архаики. В оформлении павильона участвовали и Фуад Абдурахманов, и Лятиф Лятифов, и Азим Азимзаде.

 

Вся информация об истории ВДНХ, перипетиях, связанных с реформированием и консервацией, функционировании павильона «Азербайджан» и т.д. с первых дней его создания собрана в прекрасно оформленном одноименном фолианте, изданном Фондом Гейдара Алиева. Автором книги стал гость нашей редакции, известный в Азербайджане военный историк, завотделом научной экспозиции и организации выставок Национального музея истории НАНА доктор философии по истории, доцент Сабухи Ахмедов, который вместе с директором музея академиком Наилей Велиханлы был в составе азербайджанской делегации, принимавшей участие в церемонии открытия павильона.

 

Учитывая, что будущий год на пространстве СНГ юбилейный и пройдет он под знаменем Великой Победы, решено было разместить стенд «Азербайджан в годы Второй мировой войны». На полках стенда свои места заняли порядка полусотни музейных экспонатов, которые останутся в Москве до конца мая: их вернут домой после окончания празднеств. Это - личные вещи героев войны - например, фуражка Героя Советского Союза генерал-майора танковых войск Ази Асланова, студенческое удостоверение легендарного разведчика Мехти Гусейнзаде, транспортир первой боевой летчицы знаменитого женского авиаполка Зулейхи Мамедовой и др.

 

«Дорога жизни», а под ней… азербайджанский нефтепровод

 

По мнению Сабухи Ахмедова, вклад Азербайджана в победу в Великой Отечественной войне недооценен. И не только потому, что Баку не получил звания города-героя, а главным образом потому, что и в СНГ, да и во всем мире информации о героизме воевавших на всех фронтах азербайджанских бойцах явно недостаточно. Какие ассоциации возникают у нас со словом «война»? Правильно: 416-я Таганрогская дивизия. А у нас ведь было пять (!) национальных дивизий, одна из которых дошла до Берлина, до самых Бранденбургских ворот. Она была полностью сформирована в Азербайджане и на 85% состояла из этнических азербайджанцев, хотя командовал дивизией генерал-майор Дмитрий Сызранов.

 

А когда заходит речь о блокадном Ленинграде, в памяти сразу всплывает картинка: обледенелый водоем, по которому ползут грузовики с истощенными людьми - Ладожское озеро, «дорога жизни». А ведь они - машины - на дровах-то не ездят, им нужно топливо совсем иного качества. И для этих целей по дну Ладожского озера азербайджанскими нефтяниками был проложен подводный нефтепровод, горючим из которого заправлялись самолеты и танки, грузовики и броневые машины пехоты - словом, вся техника, отправлявшаяся на фронт бить врага.

 

«Именно такие малоизвестные факты должны быть доведены до мировой общественности, - говорит Сабухи Ахмедов. - Кроме того, для наглядности в Москву мы привезли 15 ампул продукции Бакинского нефтеперерабатывающего завода. Это зажигательные смеси для уничтожения вражеских танков, так называемый коктейль Молотова, высокооктановый бензин для истребителей, дизельное топливо для танков. Все это изготавливалось во время войны на бакинском заводе, а научные разработки горючего производились учеными Института нефтехимических процессов под руководством выдающегося академика Юсифа Мамедалиева».

 

Что и говорить, война сыграла огромную роль в жизни нашей страны. За четыре года она полностью поменяла представление о Баку - городе, который был одной из стратегических целей Гитлера. Она отразилась и на демографии республики: из двух миллионов жителей порядка 700 тыс. были призваны в ряды Красной армии, половина из них не вернулась, то есть каждый второй наш соотечественник навсегда остался лежать на поле брани. Это страшные цифры.

 

«В Национальном архиве, где мне часто приходится работать, - продолжает далее С.Ахмедов, - сохранилось письмо Мир-Джафара Багирова Сталину, где он просит не бросать в кровопролитные бои наших необученных бойцов, для маленьких республик это были колоссальные потери».

 

Здесь следует оговориться - несмотря на всю жестокость, преданность идеалам большевизма и другим качествам советского руководителя, Мир-Джафар Багиров как мог отстаивал национальные интересы - так, как ему позволяли его совесть, взаимоотношения с генералиссимусом, статус - сейчас сказали бы рейтинг. Кстати, эти качества проявились у него и когда в верхах шла так называемая «подковерная» борьба за название вывески павильона - на русском языке ему называться или на азербайджанском. В итоге во многом благодаря его стараниям какое-то время на вывеске рядом с названием на русском языке красовалось латиницей (!), а позднее кириллицей «Aзəрбaйчан ССР». После войны вообще осталось только на азербайджанском.

 

Азербайджан выполнит свое предназначение

 

Сабухи муаллим приводит еще один красноречивый пример из хроники тех лет. Военный комиссар республики генерал-майор Тарлан Алиярбеков, участник еще Первой мировой войны, видя каждый день какие ребята отправляются на фронт (читай - на гибель), не выдержал и написал рапорт о добровольной мобилизации. И ведь добился отправки на фронт! А выдержать это было действительно очень трудно. К примеру, в 1942 году, когда фашисты наступали особенно активно, на «скорую руку» сколотили 402-ю национальную дивизию и бросили в пекло боев на Северном Кавказе 14 тыс. необученных бойцов против отборных частей вермахта - без единого танка, без единого артиллерийского орудия, без санитаров и врачей.

 

К слову, во время войны ВДНХ не работала, самые ценные экспонаты были эвакуированы в Челябинск, оставшиеся павильоны и постройки использовались в качестве спецобъектов, а по всему периметру выставочного комплекса были установлены зенитные батареи.

 

Сразу после окончания войны стали поступать предложения возродить выставку в прежнем величии, однако тяжелейшее состояние экономики, необходимость в первую очередь возрождать разрушенные войной территории вынуждали откладывать этот вопрос. И выставка, трижды менявшая свое название, заслуженно считающаяся одним из символов Москвы и едва ли не самым наглядным символом истории, отобразившим драматические перипетии XX века, распахнула свои ворота только к середине 50-х годов.

 

В настоящее время выставка достижений народного хозяйства, отмечающая в этом году знаменательный юбилей - 80-летие, вновь восхищает посетителей павильонами различных стран, оригинальными экспонатами. Входящая в число пятидесяти гигантских выставочных центров мира, выставка ежегодно принимает до 30 млн посетителей. Теперь и у Азербайджана есть свой дом на ВДНХ, на реставрацию и проведение дополнительных ремонтно-восстановительных работ в национальном выставочно-торговом центре которого наше государство потратило 1,8 млн манатов (более $1,05 млн). А мэрия Москвы (мэр которой недавно вручил Фонду Гейдара Алиева специальную премию конкурса «Московская реставрация-2019») предоставила замечательные условия аренды - 1 рубль в год. При единственном условии: ремонт делайте сами.

 

А что же наши неуемные многоскандальные соседи? Они решили вопрос в своем, истинно армянском духе - отказавшись от старого павильона (там сейчас дискотека), взяли в аренду необычайной красоты павильон «Сибирь», дизайн которого напоминает ледовый дворец из известного советского мультфильма про Снежную королеву, сменили вывеску, и стал он теперь называться «Армения» - красиво изготовленный, но чужой, без единого элемента национальной архитектуры.

 

- Зато пропаганды в этом павильоне наверняка великое множество?

 

- Это правда, - подчеркивает Сабухи Ахмедов. - Документы и книги о пресловутом геноциде, мифологизированная история армяно-азербайджанского конфликта, приписывание армянства знаменитым личностям и т.д. Именно поэтому чрезвычайно важно присутствие азербайджанской площадки на пространстве ВДНХ - и не только для того, чтобы налаживать азербайджано-российское сотрудничество (хотя это, бе­зусловно, тоже важно), но еще и потому, что мы свою позицию по всем вопросам можем выносить на такую широкую аудиторию, и информацию о том же карабахском конфликте можно будет получать из первых рук, неискаженной.

 

- Юбилей ВДНХ - без преувеличения, событие грандиозного масштаба…

 

- Совершенно верно. Здесь воплощены самые смелые инженерные и архитектурные решения, достижения науки и техники. А сегодня это еще и пространство межгосударственного, межкультурного сотрудничества, часть живого процесса, где нет места стагнации и устоявшимся формам. И можно быть уверенным: павильон «Азербайджан», получивший новое дыхание при поддержке Фонда Гейдара Алиева, с честью выполнит свое предназначение на выставке, демонстрируя все, чем гордится Азербайджан - страна, объединившая в себе богатую историю и традиции, прогресс и современность.

 

Галия АЛИЕВА

Каспий.-2019.- 10 декабря.- С.9.