Путеводные звезды органистки

Таира Якубова: Музыка не может быть прозой

   В издательстве AFpoliqrAF вышла книга «Путеводные звезды», посвященная жизни и творчеству заслуженного деятеля искусств кандидата искусствоведения, профессора Таиры Якубовой. Редактор-составитель сборника - преподаватель школы-студии при БМА им.У.Гаджибейли доктор философии по искусствоведению Имина Алиева.

Сборник состоит из статей, раскрывающих различные стороны яркой и многогранной деятельности Таиры Якубовой. Нельзя не согласиться со словами профессора Фархада Бадалбейли о том, что «Таире ханым вполне подходит знаменитое требование Станиславского - любить искусство больше, чем себя в искусстве».

Профессор Таира ханым Якубова занимает особое место в азербайджанской музыкальной культуре, соединяя в себе несколько ипостасей: музыковеда и органиста, преподавателя и великолепного организатора. Ее личностные качества - принципиальность, доброжелательность, волевой характер, благородство, несомненно, берут свое начало в семье и формировались под влиянием отца академика Ахада Якубова и мамы - Соны ханым, как отмечает в своей статье Нелли Абутидзе.

Подробный обзор музыковедческих трудов Т.Якубовой-музыковеда мы находим в статье Кенуль Насировой «Грани таланта»; Расима Бабаева «Полифония творчества», где автор анализирует исполнительский стиль органистки, опираясь на собственный опыт концертных выступлений; о педагогических принципах ярко и образно говорится в статье Закии Гасымовой «Ремарки на партитуре».

Фаттах Халыгзаде рассматривает органные транскрипции произведений Г.Гараева, сделанные Таирой ханым, и делится воспоминаниями о своем наставнике, анализирует ее творческую, исполнительскую научную, педагогическую деятельность.

Конечно же, в книге есть страницы, посвященные первой азербайджанской органистке, основателю органного класса заслуженному деятелю искусств Заре Джафаровой, достойной преемницей которой стала Таира ханым, о чем очень увлекательно и художественно пишет Алия Заманова.

Живыми воспоминаниями о Таире ханым делится ее шведский коллега Нильс Ларссон. На презентации книги, которая прошла в Зале камерной и органной музыки, Имина Алиева отметила, что на ее просьбу откликнулись даже те, кто живет в других странах - США, Израиле, Швеции, России, Италии, Англии, Украине, - такой глубокий след оставила Таира ханым в сердцах всех, с кем ей пришлось контактировать.

В книгу вошли научные статьи и эссе коллег и учеников Таиры Якубовой. Нармина Гулиева и Имруз Эфендиева, Эльнара Дадашева и Юрий Габай, Рауф Фархадов и Джахангир Селимханов, Александр Горин, Алла Байрамова, Камина Мамедова, Нигяр Алиева, Хатира Гасанова, Нармина Ализаде, Афаг Ашумова, Дарья Гусейнова, не только высветили новые грани ее личности, но и отразили живые картины истории Бакинской музыкальной академии (Азгосконсерватории) с ее учебными буднями, конференциями, конкурсами, концертами... Вместе с тем за всеми сердечными словами мы видим личность каждого автора, его гражданскую позицию, внутренний мир и мировоззрение. Книга получилась содержательной и очень теплой, и здесь хотелось бы привести слова самой Таиры Якубовой: «Музыка не может быть прозой. Из нее - нежной или огненной, но обязательно мудрой и изысканной, состоит мой мир!..»

Название книги «Путеводные звезды» Таира ханым выбрала сама и, конечно же, не случайно, в чем она призналась коллегам на презентации сборника, подчеркнув, что все окружающие ее люди - родители, коллеги, авторы, все, кто так или иначе связан с ней профессиональными, дружескими и родственными узами, служат для нее путеводными звездами.

Автор и редактор-составитель книги Имина Алиева также отметила, что в процессе работы над книгой ей показалось важным и своевременным отразить историю органа и историю преподавания органа в Азербайджане, и Таира ханым поддержала ее в этом важном начинании.

Проследим и мы, хотя бы вкратце, историю этого удивительного инструмента - величественного и беспомощного перед обстоятельствами.

Первый орган появился в Баку в начале ХХ века в лютеранской Кирхе. Это был великолепный Walcker, обладавший красочным колоритом регистров и чарующим звучанием. В 30-е годы Кирха, а вместе с нею и орган, как все культовые сооружения, подлежала уничтожению. Здание спасло то, что скульптору П.Сабсаю потребовалось помещение с высокими потолками, в котором можно было бы работать над монументальным памятником С.Кирову. Орган же по предложению У.Гаджибейли перенесли в Большой зал Азгосконсерватории, где стали проходить концерты. Между прочим, Узеир бек в свое время был принят на учебу в Петербургскую консерваторию именно по классу органа. Во время войны в консерватории располагался госпиталь, инструмент остался без присмотра, был разрушен и не подлежал восстановлению.

Только в 60-е годы орган вернулся в Баку: в декабре 1960 года был установлен учебный, а 18 сентября 1964-го - концертный орган в Большом зале Азгосконсерватории. Класс органа был организован по инициативе З.Джафаровой в марте 1961 года, и это был один из самых первых органных классов в Советском Союзе. Начался расцвет органного искусства в нашей стране. В Баку приезжали и давали концерты лучшие органисты мира, а сколько блестящих произведений для органа было создано азербайджанскими композиторами. Можно ли считать случайностью, что орган по своему звучанию идеально подходит нашей традиционной музыке, мугаму?! Оба явления однозначно имеют небесное происхождение...

После завершения реконструкции Кирхи под Зал камерной и органной музыки, начатой в конце 70-х годов по распоряжению первого секретаря ЦК КП Азербайджана Гейдара Алиева, там также был установлен орган.

Конец 90-х... Самое тяжелое для нашей страны время - война, беженцы, разрушенная экономика. Именно в эти годы органам потребовался капитальный ремонт - без своевременных мер они могли окончательно разрушиться, как когда-то Walcker. Для органного искусства потеря дорогостоящего инструмента (цена среднего органа 1 млн евро), который одновременно служит и для обу­чения, и для репетиций, и для выступлений, - катастрофична. Найти необходимую для ремонта огромную сумму было просто нереально. Именно эту сложнейшую задачу решила тогда Таира Якубова при поддержке ректора БМА Фархада Бадалбейли, который всегда отмечает, что ей в то тяжелое время удалось спасти целый пласт национальной культуры. И сегодня в Баку функционируют три механических органа: один - учебный - в органном классе БМА, второй - в Большом зале БМА, третий - в Кирхе.

Шаг за шагом, со скрупулезностью вдумчивого исследователя И.Алиева проследила в книге историю самого инструмента и органного искусства в нашей стране, историю органного класса и кафедры органа и клавесина. В книге приведены персоналии преподавателей органа, представлен список книг, учебников, нотных изданий и пособий по органу, перечень органных произведений, написанных азербайджанскими композиторами и др.

Кафедра органа БМА была организована в 1995 году и была второй, после Московской консерватории, кафедрой органа на всем постсоветском пространстве. Заведовала кафедрой с момента ее создания и до ее реорганизации в 2017 году заслуженный деятель искусств профессор Таира Якубова. В 90-е годы ею также были открыты органные классы в школе-студии при БМА, в музыкальной школе имюль-Бюля. Юные музыканты получили возможность с детских лет изучать этот инструмент и играть на нем, участвовать в концертах - редкое явление в музыкальном образовании!

Важно отметить, что все азербайджанские органисты были блестящими теоретиками или пианистами, высокообразованными музыкантами, и орган был их второй специальностью. Нужно было быть большим энтузиастом и любить органное искусство, чтобы разучивать заданные произведения не дома, а точно по расписанию, в органном классе, чтобы в самые ранние или в самые поздние часы приходить позаниматься на органе в Большом зале, когда он свободен от мероприятий и концертов. Орган - чрезвычайно элитарный инструмент, требующий профессионализма высшего порядка, особой преданности и дисциплинированности. Именно эти традиции органного класса Бакинской музыкальной академии, заложенные Зарой Джафаровой, продолжает Таира ханым Якубова.

Органное искусство в Азербайджане - относительно малоизученная область. Это была та ниша в национальном музыковедении, которая оставалась незаполненной. Нет сомнений, Иминой ханым проделана большая архивно-исследовательская работа, ею охвачены основные вехи, и уже будущим исследователям можно будет отталкиваться от этого ценного источника.

На презентации книги «Путеводные звезды» в старинной Кирхе в исполнении Р.Бабаевой, С.Беглярбековой, Ш.Абдуллаевой, Н.Мамедовой, И.Мамедзаде (труба) прозвучали произведения И.Баха, Ф.Генделя, Ф.Бадалбейли и других композиторов. Был также исполнен известный отрывок из балета Гара Гараева «Семь красавиц» «Прекраснейшая», органное переложение которого осуществила профессор Т.Якубова. По словам И.Алиевой, в органном звучании он получает свою самостоятельную жизнь - с другим музыкальным содержанием и смыслом, продиктованными тембровыми и техническими особенностями самого инструмента, и это совершенно фантастично.

Знаменательно, что в этом году исполняется 55 лет органу Eule Bautzen, установленному в Большом зале консерватории, и это очень важный юбилей, тем более что 55 лет назад этот инструмент был открыт… 18 сентября! В то время ректором БМА был профессор Джевдет Гаджиев, и это, конечно же, было сделано абсолютно не случайно. Невероятное совпадение этой даты с другими историческими и воистину судьбоносными для Азербайджана датами - днем рождения патриарха профессиональной музыки Узеир бека Гаджибейли и Днем национальной музыки - говорит о том, она заслуживает того, чтобы быть отмеченной.

Великий Лев Толстой говорил, что музыка - это немая молитва души. Не случайно в божьих храмах из всех музыкальных инструментов присутствовал именно орган, ибо этот инструмент создан не только человеческим гением - тут непременно приложили свою «руку» небесные силы! Люди, связывающие свою жизнь с этим инструментом, способны воспринимать в его неземном звучании энергию божественного духа, именно поэтому орган выводит нас за пределы Времени и Пространства, в этом и заключается его Магия. Слушатель на крыльях органной музыки попадает в Вечность, и в этот момент он чувствует себя счастливым, ибо душа его освободилась от самого понятия смерти, ведь смерть там, где Время. Орган - это Вечность, а Вечность - это бессмертие!..

Афет ИСЛАМ

Каспiй.-2019. - 18 июля. - С.7.