Солнечные орнаменты

С именем Алии Багировой связаны годы расцвета искусства ковроткачества

АЗЕРХАЛЧА

История азербайджанского ковра имеет древнюю и славную историю. Сегодня он известен в мире и внесен в Список нематериального культурного наследия UNESCO. Ковер - наша гордость, чудо создания его открыл Всевышний нашему народу. В этом месяце исполнилось 100 лет со дня рождения Алии ханым Багировой, с именем которой связаны годы становления и расцвета искусства ковроткачества в Азербайджане.

Секреты народного промысла

Истоки ручного ковроткачества в Азербайджане уходят своими корнями в глубокую старину, они известны более двух тысячелетий: на фресках и миниатюрах изображены женщины, сидящие за примитивными станками.

Одной из тех, кто развивал и поддерживал ручное ковроткачество в Азербайджане, была Алия ханым Багирова: она знала о коврах все - и историю, и все этапы создания.

Как рассказала в интервью газете «Каспiй» ее дочь - Эльмира Алмазова, Алия ханым родилась 17 мая 1919 года в Баку. Ее отец - Кербалаи Кафар Алиев был знатным ювелиром и вместе с братом Мешади Алибала Алиевым имел печать «брлиевы», а также ювелирный магазин «Джавахир» по улице Ольгинская. Мать ее, Пикя ханым, хотя и была домохозяйкой, владела секретами народной медицины и умело использовала в лечении некоторых болезней лекарственные растения.

После семилетки Алия поступила на рабфак Института государственной торговли (ныне Азербайджанский государственный экономический университет - АГЭУ) и, завершив его, получила квалификацию экономиста-плановика советской торговли. Ее направили на работу в Бакторг нефтяных районов - экономистом по ценообразованию. Все годы она занимала ответственные должности. В мае 1952-го решением РКП(б) была переведена на должность председателя президиума «Азерхалча», где проработала 28 лет. С 1958 года одновременно являлась членом правления «Азерпромсовета» и все последующие годы членом коллегии Министерства местной промышленности, вплоть до ухода на пенсию в декабре 1980-го.

Алия ханым с первых же дней работы в «Азерхалчасоюзе», который позже был переименован в «Азерхалча», не просто была руководителем этого предприятия, но и осваивала весь процесс работы, вникая в секреты древнего художественного народного промысла. В своем рабочем кабинете она установила ткацкий станок и впервые, натянув основу из множества белых хлопчатобумажных нитей, вручную начала вязать узелок за узелком, овладевая нелегким ремеслом старинного искусства, в котором сочетается внимательность, терпение, творческое воображение и интерес.

Успех пришел неожиданно. В результате кропотливого труда был создан небольшой коврик размером 970х660 мм, и можно было констатировать, что азы старинного искусства ковроделия изучены.

Продолжая древние традиции

Посещая ковровые артели, она первым делом обязательно подсаживалась к ковроткачихе у станка и отслеживала весь процесс изготовления коврового чуда. Тем самым постигала тонкость и изящество процесса, одновременно совершенствуя свои навыки. Она изучала геометрические узоры, которые включают схематические фигурки животных и людей, и размещенные по одной оси в центральном поле фигурные многоугольные или звездчатые медальоны, разнообразный растительный орнамент с обилием цветочных мотивов, эстетический принцип азербайджанского ковра, ритмику рисунка, традиционность разделения на центральное поле и бордюр, лаконичную геометрию элементов и многое-многое другое. Надо было знать о ковре все - иначе как можно было отличить шедевры от обычных бытовых изделий...

Алия ханым являлась также председателем художественного совета «Азерхалча» по ручным коврам. Наличие при управлении экспериментально-художественной лаборатории давало возможность постоянно работать над созданием новых орнаментов и возрождением тех, которые находились на грани исчезновения. Худсовет руководил службой лаборатории, в состав которой входили видные деятели искусства, руководящие сотрудники управления, талантливые специалисты: знаменитый народный художник Азербайджана, лауреат Государственной премии СССР Лятиф Керимов - крупный знаток ковроделия, кандидат искусствоведческих наук Джафар Миджури, искусствовед Кюбра ханым Алиева, которые участвовали в обсуждении насущных проблем.

По инициативе А.Багировой разрозненные кустарные ковровые артели объединили в ковроткаческие мастерские и фабрики. Были введены в эксплуатацию мастерские в Газимагомеде, Ярдымлы, Газахе, Дашкесане, Барде, Агдаме, что позволяло наращивать объемы производства. В период ее деятельности в «Азерхалча» деревянные станки заменили металлическими, построили прядильно-красильный комбинат и освоили сложный процесс химической мойки готовых ковров перед отправкой их на выставки и ярмарки. Ковры приобретали шелковистый блеск, изящество, красоту и словно оживали. Таким образом ковроткачество в Азербайджане стало одной из важных отраслей экономики.

Сегодня во многих регионах страны успешно развивается ковроткачество, имеется более 20 крупных и средних комбинатов, где продолжают развивать древние традиции искусства ковроделия.

Семья в качестве тыла

Вскоре один за другим в адрес «Азерхалча» стали поступать положительные отзывы из городов и стран, куда на выставки-ярмарки отправляли наши ковры: Лейпциг (Германия), Дамаск (Сирия), Осака (Япония), Познань (Польша), Брюссель (Бельгия), Алжир, Франция, США, Югославия. Всемирную славу на международных ярмарках и выставках обрели ковры губа-ширванской и газах-карабахской школ.

На тот момент одной из серьезных проблем было отсутствие учебных заведений по подготовке ковроткачей. Традиционно этому ремеслу обучались в семье - секреты передавались от матери к дочери, от бабушки к внучкам. Так при ковровых фабриках открыли профессионально-технические училища. В первый же год туда поступило 275 учащихся, на следующий - 600.

 «Наш папа - Аскер Али оглу Багиров - был чемпионом Азербайджана по классической борьбе, заведовал кафедрой физического воспитания в АГЭУ, одновременно являлся главным тренером сборной Азербайджана по борьбе, заслуженный тренер СССР», - вспоминает Эльмира ханым. Вернувшись с фронта в 1946 году, Аскер Багиров занялся воспитанием трех дочерей, и каждое воскресенье дружная семья посещала спектакли в Театре оперы и балета, Русской драме и ТЮЗе. Благодаря чуткой родительской заботе дочери получили высшее образование: инженер-автоматик, экономист-плановик и врач-гинеколог.

После смерти мужа забота о дальнейшей судьбе дочек легла на плечи Алии ханым. Единственное утешение она находила в любимой работе. В силу производственной необходимости и в связи с частыми международными выставками-ярмарками ковровых изделий она ездила в зарубежные командировки: Германия, Сирия, Ливия, Индия, Венгрия, Иран… И каждый раз, возвращаясь из очередной поездки, увлеченно делилась своими впечатлениями о новых встречах с интересными людьми, именитыми мастерами, рассказывая о самобытной культуре и искусстве разных народов.

В этой суматошной жизни Алия ханым, конечно, находила время и для своих любимых внуков, которым советовала: «Дела сегодняшние не откладывайте на завтра». А они радовали ее своими успехами, наполняя жизнь особым смыслом.

Фантастический мир чудес

 «После ухода на пенсию казалось, что мама не найдет себе занятия по душе. К счастью, она не впала в депрессию, а создала удивительно-фантастический мир чудес. Видимо, гены ее отца - Кербалаи Кафара, создателя прекрасных украшений из драгоценных камней - бриллиантов, сапфиров, бирюзы, - возымели действие: чувство гармонии прослеживалось в создаваемых ею «чудесах». Она, одаренный по природе человек, стала фантазировать, создавая миниатюрные корзиночки с удивительным разнообразием мини-букетов. Затем начала вязать крючком небольшие скатерти, причем каждое изделие отличалось своим неповторимым орнаментом. Скатерти были воплощением ее художественной фантазии. Сколько мыслей, чувств, души вкладывала она в необыкновенные сюрпризы для родственников и близких! Эти дары до сих пор хранятся в доме каждого из нас. Она преодолела много трудностей, тревог, забот, волнений, но вместе с тем прожила интересную творческую жизнь. Вот такая судьба была у нашей дорогой мамы», - говорит ее дочь.

В списке наград Алии Багировой ордена Трудового Красного знамени и Октябрьской революции, три медали и почетные грамоты Президиума Верховного Совета АзССР.

Признание было завоевано поистине титанической организаторской деятельностью Алии Багировой, о чем писала союзная и республиканская печать. К тому же она неоднократно избиралась депутатом районного совета, возглавляла ревизионную комиссию.

 

100-летие Алии ханым Багировой отметили скромно: в галерее NUR ArtHouse состоялось мероприятие, посвященное ее памяти. Доктор искусствоведения, профессор Ройя Тагиева, бывший директор производственного объединения «Азерхалча», директор Шушинского филиала Азербайджанского музея ковра Алисафа Нуриев, доктор искусствоведения, профессор Кюбра Алиева, заслуженный художник Тариэль Баширов говорили о роли Алии ханым в развитии ковроделия, которое всегда было важной отраслью не только декоративно-прикладного искусства, но и легкой промышленности. Отмечалось, что в период ее трудовой деятельности в «Азерхалча» наблюдались годы великолепного расцвета и подъема искусства ковроткачества.

Вниманию участников мероприятия был представлен каталог, подготовленный дизайнером Парваной Нейматовой, а также показан видеоролик о жизни и деятельности Алии ханым Багировой.

Салиха АЛИЕВА

Каспiй.-2019. - 1 июня. - С.19.