Профессионализм непрофессионального художника

В Национальном музее искусств открылась выставка «Мой мир»

В последние годы мы часто слышим о выставках непрофессиональных художников, которые, реализуя себя в основной профессиональной сфере, пробуют силы в искусстве, поддаваясь необъяснимой тяге, внутреннему влечению и потребности творить. И это неудивительно, потому что магия искусства и всех его видов настолько непредсказуема и сильна, что каждый может оказаться в ее власти и даже достичь подчас более впечатляющих результатов, чем профессионалы.

Здесь можно поспорить о критериях оценки профессионализма, но, возможно, сегодня на первый план выходит непосредственность и свежесть восприятия так называемых непрофессиональных художников, которые, тем не менее, усиленно постигают все секреты живописи и сопутствующих направлений, поэтому слово «непрофессиональный» приобретает серьезную относительность и вызывает сомнения. Возможно, у профессионального и непрофессионального направлений есть свои критерии, хотя трудно сказать, что профессионал - это исключительно тот, кто имеет профессиональное образование.

Как бы там ни было, узнав о том, что в Национальном музее изобразительного искусства им.Р.Мустафаева выставляются картины человека, работающего в области медицины, а, точнее, хирурга в области лицевой хирургии, мой интерес к выставке увеличился в разы.

Осмотрев персональную выставку молодой художницы Захры Гулиевой под названием «Мой мир», я поняла, что название коллекции выбрано совершенно правильно и точно.

Как и многие любители изобразительного искусства, стремящиеся к высотам истинного профессионализма, в 2011 году Захра пришла учиться в знаменитую студию Татьяны Кесарь - известного педагога, воспитавшего не одно поколение юных художников, а также подготовившего много взрослых энтузиастов живописи для самостоятельной работы. В 2014 году Захра Гулиева получила свой первый выставочный опыт: три ее произведения были выставлены в числе работ других учеников Татьяны Кесарь здесь же, на вернисаже в Национальном музее искусств. Это была серьезная проба сил. Созрев за несколько последних лет для творческого отчета перед зрителем, Захра ханым решила представить свою первую персональную выставку.

В экспозицию вошло около 30 картин автора, весомую часть составили натюрморты - любимый жанр художницы, которую привлекает нелегкая задача передачи красками прозрачности воздуха и жидкости. В ее работах часто можно увидеть полные бокалы и разноцветные рефлексы на различных поверхностях. Цветы, плоды, напитки - все наполнено жизнью и взято из реальной действительности. Художница активно пробует себя в коллажах и других техниках. Еще она любит женские портреты, и в этом направлении Захра широко экспериментирует со стилями изображения.

Хотелось бы отметить, что работы художницы наполнены душевным теплом и глубокой искренностью. Наверное, свобода от условных пут профессионализма и необходимости продавать свои произведения позволяет творить в полную силу воображения, легко смешивая стили и пластические приемы. Самое интересное заключается в том, что и профессионалы, и любители часто признаются в четком ощущении того, как кто-то неведомый из другой реальности помогает им и даже подсказывает, в каком направлении двигаться. Но однозначно и совершенно естественно огромное удовольствие, испытываемое ими во время ни с чем не сравнимого творческого процесса.

Мы стоим с Захрой ханым у ее картин и беседуем о работах, которые потребовали более напряженной работы, или о тех, которые вызваны к жизни особыми эстетическими предпочтениями.

- Рисовать начинали с детства?

- Удивительно, но нет! Примерно лет восемь назад я почувствовала, что мне необходима некая отдушина, и пошла к Татьяне ханым учиться рисовать. Все эти годы работала над собой и получала от этого колоссальное удовольствие. Однако недавно мой педагог сказала, что уже пора организовать выставку и показать, на что я способна.

- Учитывая, что вы - мать двоих детей, такое упорство делает вам честь. Но я вижу, вы пробуете себя во всех жанрах и направлениях, а как возникает желание что-то запечатлеть - только ли эстетический аспект пейзажа, предмета или лица?

- Мне всегда хочется сделать что-то новое, и есть моменты, которые буквально цепляют мое внимание изнутри. Скажем, стекло, жидкость, их глубина, мне нравится писать их, и сама попытка передать их прозрачность доставляет невыразимое наслаждение. Если в натюрморте присутствует стекло, я обязательно возьмусь за него.

- Наверное, именно этот момент и выдает в вас художника…

- Натюрморты были актуальны и притягивали художников всех времен. Бывает так, когда есть некая идея, возможно, технически не такая сложная, но она, эта идея, скажем, передачи прозрачности стекла, становится еще более сложной. Она и цепляет.

- У вас есть необычные работы, сделанные на бумаге, но она очень смятая. Это делается специально или бумага особая?

- Сначала пишется картина, и после того, как краски высохнут, бумага хорошенько мнется и потом расправляется. Тем самым получается эффект объемности, структуры и фактурности.

- Очень интересная по замыслу, композиции и воплощению картина «Франция», где вы изобразили знаменитые «Мулен Руж», французских полководцев, писателей и музыкантов и даже людей, не являющихся французами, скажем, Ф.Шопена, но имеющих к ней отношение. В центре находится четкий рукописный текст, написанный красивым почерком, не могли бы вы прокомментировать эту картину?

- Одно время я очень глубоко интересовалась и много читала о Наполеоне и Франции, а рукописный текст - это завещание Наполеона Бонапарта, написанное 15 апреля 1821года на острове Святой Елены. Это Акт последней воли императора Наполеона. Здесь есть и небольшой фрагмент техники декупажа. Это одна из любимых моих картин.

- Работы, где изображены сосуды с жидкостью, вином или просто с водой, просто изумительны! Вода настоящая, она живая, словно перед глазами, ее видишь и чувствуешь... Вам нравятся собственные работы, и чем - мастерством исполнения, воплощения идеи или чисто визуально, игрой и яркостью красок?

- Да, я очень их люблю, поэтому для меня неприемлемо понятие их продажи. Я могу подарить их близким людям, но продавать - нет, слишком много в них вложено сил, энергии, дум, времени... Я отдыхаю, когда смотрю на свои картины, а натюрморты любила всегда, еще с детства, когда мама вела нас по знаменитым музеям мира.

- Вы до сих пор занимаетесь со своим педагогом живописи?

- Да, непременно, дай Бог ей здоровья, я не хочу расставаться с ней, это потрясающий человек!

- Вы считаете, что вам еще есть чему поучиться по части живописи?

- Знаете, живопись - она безгранична, а Татьяна ханым - это бескрайний мир, и двадцати лет не хватит, чтобы постигнуть все тайны художества. Она необыкновенная во всех ипостасях - и как педагог, и как человек большой души…

- Как вы думаете, можно ли научить рисовать любого ребенка или просто человека?

- Конечно. Это касается и музыки, и других видов деятельности, и есть дети со специфичным развитием, которые могут ярко проявить себя в искусстве и творчестве. Однако некая искра или хотя бы склонность к созиданию обязательно должна присутствовать.

- Я вижу у вас работы, выполненные в технике батика, есть керамика, коллажи, фрагментарная живопись…

- Занимаясь акварелью, совершенно естественно я пришла к технике батика. В других жан­рах всегда хочется себя попробовать, и в каждом из них открываешь нечто новое, в чем можно проявить себя с другой стороны.

- Ваша первая персональная выставка, судя по отзывам, удалась, и вас можно поздравить! Можно ли считать это стимулом для вас?

- Да, естественно! Выставленные работы, можно сказать, самое лучшее, что я создала до сих пор, и мне приятно, что они олицетворяют все жанры, в которых я работаю.

- Думается, вам удалось представить мир художника во всей его красе, необъятности и многообразии. Желаем вам дальнейших творческих успехов.

- Благодарю.

Афет ИСЛАМ

Каспiй.-2019. - 21 мая. - С.13.