Картины как раскрытые книги

Репортаж из Дома-музея Азима Азимзаде

   Дом-музей основателя азербайджанской карикатуры и национальной школы каpикатуpистов, оказавшего заметное влияние на становление азербайджанского изобразительного искусства, народного художника Азима Азимзаде (1880-1943), после реконструкции вновь открыт для всех желающих посетить пространство, в котором большую часть своей жизни прожил великий художник.

Идею создания музея выдвинул сын художника Габиб Азимзаде, по инициативе которого он и был открыт в 1968 году. Однако дом, в котором жил художник и располагался мемориальный музей, пережил все мыслимые сроки своей эксплуатации и однозначно подлежал сносу. Под домом находились старые высохшие колодцы, камни и древесина превратились в труху, здание находилось в крайне ветхом состоянии. Министерство культуры и компания Кapital Invest на том же месте возвели прекрасное, просторное и добротное здание нового музейного очага, достойного гению азербайджанского художника, обеспечив необходимым инвентарем, мебелью и всеми системами жизнеобеспечения для нормальной деятельности храма культуры и национального достояния.

Сын рабочего-нефтяника, не имея специального художественного образования, работал в жанре сатирической графики, иллюстрации, политического плаката, театральной декорации, сотрудничал в первом на Востоке сатирическом журнале «Молла Насреддин», печатался в ряде других журналов, продолжая высмеивать в карикатурах пережитки и пороки общества. А.Азимзаде создал множество произведений книжной, журнальной и станковой графики.

При его активном участии в 1920 году в Баку была открыта художественная школа, где со дня основания и до конца своих дней А.Азимзаде преподавал, а в 1932-1937 годах был директором школы. Несмотря на то, что он не получил специального художественного образования, его острые юмористические рисунки на политические и социальные темы сделали его основоположником азербайджанской сатирической графики.

Художник порой был вынужден публиковать свои работы под вымышленными именами, настолько резко высмеивались в них пороки и недостатки общества. Своим ярким и понятным всему народу творчеством художник боролся с семейным насилием, надменностью и черствостью богачей, суровым бытом бедняков, многоженством, лицемерием духовенства, выступая в роли борца за справедливость и права простых людей.

Сегодня, спустя более 100 лет, глядя на рисунки Азима Азимзаде, невозможно не испытать легкий шок от того, насколько его картины и эскизы актуальны и злободневны. Многие из них могут послужить превосходной иллюстрацией к социальным порокам нашего общества в ХХI веке.

…При входе в музей меня встречает директор Дома-музея Ирада Азимзаде. Окунувшись в атмосферу старины, доброго и прекрасного творчества великого художника-самоучки, мы начинаем беседу:

- По традиции в мемориальных музеях работают близкие и родные человека, дом которого превращен в музей. Сколько лет вы работаете в Доме-музее Азима Азимзаде?

- Я работала в музее научным сотрудником с 1986 года, с 2007-го занимаю должность директора. Вы правы, первым директором Дома-музея был сын художника - Габиб, потом - дочь Захра ханым, а теперь я, супруга внука А.Азимзаде. Этот дом с самого начала принадлежал семье художника, здесь родились его дети и внуки. Это первый в Азербайджане Дом-музей художника.

- Интересно, немалую долю его творчества занимают картины, где он изобличает лицемерных мулл и ахундов. Значит ли это, что Азим Азимзаде был против религии ислама?

- Еще учась в моллахане, он проявлял интерес к рисованию, знал несколько иностранных языков, как западных, так и восточных. Однако он был истинно верующим мусульманином, совершал намаз, дважды был в Кербела, а своими рисунками изобличал лживых и алчных служителей религии, которые, прикрываясь ею, совершали подлые поступки, обкрадывали и обманывали народ.

- Нынешний год объявлен Годом Насими, обращался ли А.Азимзаде к творчеству великого азербайджанского поэта?

- Конечно, Азим муаллим был страстным книгочеем и активным читателем, много читал, анализировал. У него есть картина «Казнь Насими», написанная еще в 1941 году, она хранится в Музее изобразительного искусства. А.Азимзаде под воздействием философии и красоты поэзии Насими приобщался к возвышенным идеалам и отражал их в своем творчестве. Его и великого поэта объединяло очень многое. И Насими, и Азимзаде были приверженцами справедливости, человеколюбия, оба мечтали об эмансипации женщин. Творческое вдохновение и художнический дар А.Азимзаде не вмещались в его картины, подобно тому, как Насими не вмещался в этот материальный мир. Мы видим это по буйству и фонтану ярких красок, их жизненной наполненности, силе и динамичности. Насими говорил, что я не вмещусь во все драгоценности мира. Азимзаде всегда проповедовал истинные ценности, говоря, что все материальные блага земной жизни человек оставляет здесь, на земле, в этом мире, и в мир иной он должен уносить духовные ценности, и эти идеи мы «читаем» в его картинах.

- Вы сказали «читаем», но, действительно, картины художника настолько красноречивы и динамичны, что их можно читать как раскрытую книгу…

- Безусловно, его картины говорят со зрителем, все они имеют глубокий подтекст и смысл. Я как искусствовед занималась профессиональным анализом его творчества, и могу сказать, что каждая его картина - это интереснейшая книга, все работы отвечали вызовам времени, в котором жил художник.

- Картины и рисунки имеют яркое и убедительное социальное звучание, критика негативных явлений в обществе очень сильна в его творчестве. Разглядывая работы художника, невольно осознаешь, что они настолько колоритные и сочные, динамичные и живые, что, кажется, сию минуту все фигуры зашевелятся и задвигаются. Народные сценки выхвачены из самой гущи жизни, они пережиты и осмыслены художником, и бережно перенесены на холст. Несмотря на сильный критический и изобличающий характер тем, чувствуется огромная любовь автора к своим героям и создаваемым образам. Вы согласны со мной, Ирада ханым?

- Азим Азимзаде был художником-графиком, его работы охватывают все жанры изобразительного искусства - здесь и портрет, и пейзажи, и карикатуры, орнаменты для мечетей и их окон. Кстати, на базе орнаментов художника Лятиф Керимов в свое время делал ковры. Азимзаде был всесторонне развитым и образованным художником. Знаете, оглядываясь на пройденный национальным искусством путь, я вижу, что в конце XIX - начале XX века Всевышний одарил наш народ целой плеядой талантливейших личностей - Джафар Джаббарлы, Сидги Рухулла, Гаджиага Аббасов, Джалил Мамедгулузаде, Узеир Гаджибейли, Мирза Алекпер Сабир… и Азим Азимзаде, который занимает среди них свое достойное и почетное место.

Наш Азербайджан известен немыслимыми подземными и наземными богатствами в виде таких ярких сгустков энергии, свет которых дарит нам тепло и наполняет гордостью. Азимзаде оставил азербайджанскому народу целое состояние, настоящий клад, которым нация будет пользоваться долгие века и тысячелетия. Говорят, что выдающиеся личности больше живут не во время своей земной жизни, а после ухода в небытие. Если биологически они прожили 60-80 лет, то после ухода в мир иной живут десятилетия и века.

- Да, такие люди после смерти живут вечно, они оставляют несметное духовное богатство, творческое наследие и высокое имя. Мы видим насыщенную коллекцию национальных костюмов, внутреннего убранства домов азербайджанцев, народных праздников, обычаев, ритуалов начала прошлого века...

- У Азимзаде есть целая коллекция эскизов национальных костюмов. Узеир бек однажды попросил его сделать эскизы для своих музыкальных оперетт, заметив, что испытывает материальные трудности и не сможет оплатить их. Азимзаде ничего ему не ответил и принялся за работу. Узеир бек все говорил и говорил, а он рисовал, и, наконец, Узеир бек спросил, почему тот ему не отвечает. Тогда художник показал ему нарисованную тут же картину «Вотан», где изобличил русский царизм, державший в рабстве национальные окраины.

- Во всех источниках написано о том, что Мир Джафар Багиров имел добрые отношения с Азимом Азимзаде, как они отражались на судьбе художника?

- У Азимзаде было три сына, все они пошли на войну в 1941-м. Однажды он позвонил М.Д.Багирову и попросил не отправлять на фронт и оставить в тылу молодого художника Микаила Абдулаева в силу его таланта и востребованности искусством. В 1943 году, когда пришла похоронка на его младшего сына, Азимзаде в этот момент разломал свое перо и в результате этого удара он перенес инфаркт. М.Д.Багиров пришел его навестить, и видя, что состояние художника не внушает надежд, спросил его о последнем желании. Азимзаде сказал, что хотел бы уйти в мир иной на плечах одного из оставшихся сыновей... Багиров тут же вызывает сына Габиба из горнила военных действий в Керчи, где он сражался, выхлопотав ему документы для приезда домой. Но художник так и не увидел сына, он скончался и был похоронен буквально перед самым приездом Габиба.

- Азимзаде можно назвать художником со счастливой судьбой, при жизни он был признан государством, его работы выставлялись и публиковались, не так ли?

- Да, советское государство очень высоко оценивало его творчество, сегодня правительство независимого Азербайджана делает все для пропаганды его творчества, и этот возрожденный из развалин Дом-музей - лучшее тому свидетельство. В 1927 году в связи с 35-летием творческой деятельности А.Азимзаде 1200 работ были выставлены в Музее изобразительного искусства в Баку, затем - в Москве. Ему было присвоено почетное звание народного артиста СССР, а затем, когда было учреждено звание для художников, - и народного художника.

Он был завотделом газеты «Коммунист», и во время 100-летнего юбилея главный редактор газеты Гулам Мамедли наградил его нагрудным значком. В настоящее время в Национальной библиотеке Москвы выставлены фотографии работ А.Азимзаде. Многие работы художник при жизни подарил нескольким музеям - коллекцию костюмов - Театральному музею, часть - Музею истории, Музею изобразительного искусства и т.д., друзьям и коллегам. Он всегда работал очень плодотворно, простоев и перерывов у него практически не было. Все экспонаты, которые хранились в доме художника, были подарены этому музею.

- А.Азимзаде был блестящим книжным иллюстратором, и здесь проявилась мощная просветительская направленность его творчества. А каковы были его отношения с писателями?

- Он был очень дружен и близок с Джамедгулузаде, М.А.Сабиром и другими поэтами и писателями, ведь это был очень активный читатель, постоянно вел творческие дискуссии, обсуждая новые стихи и произведения авторов. Он понимал, что безграмотный народ, не умевший читать «Хоп-хоп-намэ» Сабира, по иллюстрациям сразу поймет содержание и мысли поэта. Он очень глубоко интерпретировал содержание и смысл произведений, стараясь раскрыть их как можно шире для простых людей, именно поэтому его картины так понятны и красноречивы.

В этом плане Азимзаде, конечно же, можно назвать великим просветителем своего времени. Поэты, музыканты и писатели часто бывали в этом доме, Хан и Сеид Шушинские были очень близки с художником, который часто посещал их концерты. Интересный момент: во время их концертов Азимзаде стоял в другом конце сцены, ставил мольберт, делал наброски и рисовал выступающего ханенде и зрителей, писал карикатуры, которые дарил по окончании концерта.

- Интересно, у кого-то еще сохранились эти наброски и карикатуры?

- Возможно…

- Но сегодня никто из художников не практикует такой эксклюзивный прием, ведь на глазах рождаются гениальные импровизации, а жаль…

- Помимо этого, какой художник может похвастаться таким количеством (сохранившихся. - Авт.) работ, перевалившим за тысячу? У А.Азимзаде была такая особенность: когда он писал картину или делал эскизы, он не отрывал своей руки от холста или бумаги, и делал это лишь тогда, когда заканчивал работу, т.е. его кисть или карандаш работали непрерывно... необыкновенный был художник!

С началом Великой Отечественной войны он стал писать картины на военную тематику, карикатуры и плакаты патриотического содержания, изобличая ненасытность фашистов, посягнувших на чужие земли, голод и лишения людей, пострадавших от войны. Вместе с тем Азимзаде свято верил в окончательную победу советских войск.

В сопровождении Ирады ханым мы прошлись по кабинету художника, его гостиной, где сохранена мебель того времени, принадлежности для живописи. На стенах развешаны картины и карикатуры, орнаменты и фотографии. Во время небольшой экскурсии Ирада ханым дает необходимые пояснения:

- В 1980 году по распоряжению первого секретаря ЦК КП Азербайджана Гейдара Алиева 100-летие основоположника национальной живописи А.Азимзаде торжественно отмечалось на государственном уровне в Государственной филармонии, где участвовал сам руководитель республики. Аннотации к картинам и экспонатам музея даны на азербайджанском и английском языках. Великолепный бюст художника во время открытия Дома-музея в 1968 году был выполнен народным художником Омаром Эльдаровым.

Учитывая огромное количество творческого наследия художника, очень интересно была решена концепция показа его работ, реализованная на уровне технологий XXI века. В музее установлено несколько мониторов, и, скажем, на первом демонстрировались кадры фильма об А.Азимзаде, на втором - его работы. Многие рисунки и картины Азимзаде представлены общественности впервые.

Ирада ханым, обращая мое внимание на тонкие, скрупулезно проработанные художником детали картин и эскизов, и видя не сходящую с моего лица улыбку, заметила, что творчество Азимзаде у всех без исключения посетителей вызывает добрые улыбки.

Например, картина «Шабих» - «Уличный театр» напоминает римские амфитеатры времен Спартака и античные театры и говорит о том, что театральное искусство азербайджанцев имеет древние корни. Каждую картину можно рассматривать и анализировать с разных научных позиций - истории, национального костюма, одежды представителей разных социальных слоев, национальностей, обычаев и традиций, празднования важных дат и праздников, домашнего убранства азербайджанцев конца XIX - начала XX века.

А.Азимзаде в основном рисовал на бумаге, есть и картины, выполненные на холсте. Можно сказать, что его произведения знакомят нас с нашим же прошлым, предками, с историей наших городов и сел. Примечательно, что все свои рисунки и картины художник подписывал арабской вязью. Подсмотренные зорким оком художника уличные сценки и отношения между людьми, представителями духовенства вскрывают все язвы феодального общества, дискриминацию и несправедливость в отношении простого народа. Отдельно даны изящные орнаменты мечетей в Кербела и резные кружева окон священного города, где художник побывал дважды и не преминул их запечатлеть.

Подойдя к огромному макету на всю ширину стены, Ирада ханым пояснила:

- Иллюстрации к «Хоп-хоп-намэ» Мирза Алекпера Сабира художник делал дважды - первый раз в 1914 году в черно-белом формате и второй - в 1922-м в цветном. Объемный макет крепостных стен старого Баку, домиков со слабо освещенными окнами и фигурками образов и типажей, нарисованных Азимзаде, был сделан к открытию Дома-музея в 1968 году Объединением «Бярпачи», и по указанию Управления культуры города Баку заново создан к нынешнему открытию Дома-музея скульптором Гюльага Миралиевым. В этом макете нет таких образов, которые бы отсутствовали в картинах и карикатурах Азимзаде, т.е. они сделаны по следам произведений художника.

В гостиной висят портреты самого художника кисти Наджафгулу (1927 г.), его старшей дочери Периджахан работы Микаила Абдуллаева (1942 г.). Здесь аккуратно расставлена мебель, старинное пианино, на котором играл Узеир бек, часто бывавший в гостях у художника. Кстати, все дети художника играли на разных инструментах, и в доме часто звучала музыка. На мониторе гостиной слайдами показаны семейные фотографии дома и на даче Азимзаде в Горадиле и Новханы. В двух книжных шкафах находятся книги, которые художник не просто читал, а работал с ними. Один только перечень названий книг и энциклопедий и языки, на которых они изданы, вызывает восхищение широчайшим кругом интересов и знаний художника, и сегодня эти раритетные фолианты приобрели статус антикварных музейных экспонатов.

В этой гостиной побывали лучшие представители азербайджанского народа - музыканты, ханенде, писатели, ученые и поэты начала прошлого века, потому что в то время писателей, поэтов и певцов было немало, но художник… был один, и на его свет слеталась вся просвещенная часть общества. Все они в той или иной степени нуждались в художнике, который отличался огромным терпением, спокойным характером и неторопливостью.

Это был теплый и приветливый человек, сумевший стать другом и для своей супруги, и для своих детей. Но в работе он был бескомпромиссным и строгим, и об этом свидетельствуют воспоминания молодых художников того времени - С.Бахлулзаде, К.Казымзаде, М.Абдуллаева, которые подчеркивали суровый характер Учителя.

В рабочем кабинете художника стоит мольберт, изготовленный по его заказу, принадлежности, палитра, кисти, рабочий стол, за которым Азимзаде часами работал или читал, на столе - очки с разбитыми стеклами. В 1943 году, когда Азим Азимзаде, сидя за этим столом, услышал весть о гибели сына на фронте, он уронил голову на стол… и стекла очков разбились пополам.

Вот золотое кольцо, сделанное по его заказу в виде палитры, значок народного художника СССР, перекидной календарь с датой последнего дня его жизни - 16 июля 1943 года. Во всех предметах и принадлежностях, сделанных по заказу художника, чувствуются изысканный вкус и высокий эстетический колорит. Многие картины, показывающие некоторые ментальные особенности азербайджанцев или мусульман, актуальны и сегодня, в нашем веке.

В годы Второй мировой войны художник боролся с фашизмом с помощью своей кисти и карандаша, и эти тематические работы удивительно созвучны нынешним карабахским событиям. Вызывают восхищение образы азербайджанских женщин в национальных костюмах, на красивых лицах которых запечатлелись свойственные им черты - скромность, целомудрие, серьезность.

В Доме-музее А.Азимзаде мы также имеем возможность прикоснуться к жизни и деятельности выдающихся личностей Азербайджана, писателей и музыкантов, с которыми общался и дружил художник, и, рассказывая о художнике, мы непременно затрагиваем их деятельность и творческий тандем многих одаренных и незаурядных людей.

Нельзя не отметить и тот факт, что сотрудники музея и экскурсоводы занимаются также научными исследованиями, пишут тематические планы по экспозиции, экскурсионные планы, исследуют другие темы по творчеству А.Азимзаде, которое не может не привлекать внимание искусствоведов и не вдохновлять их на дальнейшее изучение и анализ его колоссального наследия.

Афет ИСЛАМ

Каспiй.-2019. - 23 мая. - С.11;12.