Знай наших!

Парень из села Муганлы - рыцарь королевского ордена Нидерландов

   Верно сказал Наполеон: «В ранце каждого солдата есть жезл маршала». 20-летний парень из села Муганлы, что в 25 км от Загаталы, смог разыскать в своем ранце маршальский жезл! Мамед Мамедов, прозванный в 1944 году голландскими антифашистами Медо, стал легендой движения Сопротивления. Проявив в борьбе с фашизмом храбрость и смекалку, по окончании войны он удостоился высоких наград Голландии. В 1945 году ему вручили медали «Боец Сопротивления» и «За верную службу» на его новой родине, ради свободы которой он сражался с фашизмом.

Мамед Мамедов родился в 1923 году в селе Муганлы Загатальского района. В 18 лет был мобилизован в армию, участвовал в боях против фашистской Германии. В одном из боев на территории Украины получил ранение и попал в немецкий плен. Военнопленных, в числе которых было немало азербайджанцев, содержали в концентрационном лагере в Польше, откуда в дальнейшем они были направлены в голландскую провинцию Брабант. Их использовали в качестве рабочей силы для строительства дорог, укреплений и переброски боеприпасов на оборонительные сооружения вермахта, создаваемые против высадки союзников в Нормандии.

Во время переезда в город Амстердам Мамеду Мамедову и его азербайджанским друзьям удалось бежать. Они намеревались перебраться в Брюссель, а в дальнейшем направиться в Азербайджан. Однако план не удался, их поймали и вернули обратно.

В августе 1944-го Мамед Мамедов установил связи с голландским движением Сопротивления, которое действовало в глубоком подполье. Партизаны увидели в военнопленных азербайджанцах своих союзников, а самого смелого из них - Мамеда Мамедова - прозвали Медо. Они вместе боролись за освобождение Голландии от фашистской оккупации. За проявленный героизм Мамедов награждается руководством движения Сопротивления Нидерландов.

Война подошла к концу, часть оставшихся в живых азербайджанцев вернулась на родину, где многие были сосланы в Сибирь или просто расстреляны.

Судьба Мамеда Мамедова сложилась так, что он смог остаться в Голландии. Он женился на девушке по имени Риет Зеебрегтс, которую знал по Сопротивлению. В 1961 году у них родилась дочь, которую он зарегистрировал под именем своей матери - Ненеханым Мамедова.

Медо на всю жизнь остался патриотом СССР и Голландии, своей второй родины. Заслуги Медо в освобождении Голландии от фашистской оккупации были высоко оценены правительством страны и мэрией Остервейка. В его честь названы улица, на которой он жил, и городской сквер. В 1956 году Мамед Мамедов основал в Остервейке Ассоциацию полицейских собак, которую назвал Always Ready («Всегда готов»). И сегодня перед ее зданием установлен бюст М.Мамедова. Эта ассоциация со временем была признана одной из лучших в подготовке служебных собак для различных подразделений полиции: обнаружение наркотиков, задержание преступников, патрулирование и охрана объектов.

Он также был одним из активных общественных деятелей Остервейка, инициатором создания пожарной службы, трудился на обувной фабрике, в сельском хозяйстве и даже был тренером местного футбольного клуба.

В 1996 году за выдающиеся заслуги перед страной Мамед Мамедов награжден принцессой Нидерландов Беатрикс Вильгельминой Армгард высшим орденом королевской семьи Оранских-Нассау. Медо умер в 2003 году, не дожив до своего 80-летия. Похоронен он на кладбище Северного Брабанта.

 «Мой папа не любил говорить о войне, - вспоминает дочь Мамеда Мамедова Нэнси, которую жители Остервейка с детства называли «Маленькая Медо». - Он даже телевизор переключал на другой канал, если шла передача о войне. Ему еще не исполнилось 18, когда его призвали в армию. Он попрощался со своей матерью, которую больше никогда не видел. Папа, должно быть, скучал, но скрывал это от нас с мамой. Он был спокойным человеком, его сложно было вывести из себя. Исключением был только один случай. Рядом с нами как-то сидели несколько немцев. Папа услышал, как самый старший из них сказал, что был военнопленным в России. Часть черепа у этого мужчины была из пластика. И мой папа вдруг встал и схватил этого немца: «Я рад, что они не прострелили всю твою голову!», - крикнул он. Мы с мамой смотрели друг на друга в недоумении. Мы понимали, что война живет в нем очень глубоко… Ему не нравилось, когда его называли героем войны, но ему было по душе, когда его приводили в пример людям, которые хотят интегрироваться в голландское общество».

Сотни иностранцев, бежавших из плена или из отряда легионеров, были участниками Сопротивления, но лишь единицы были удостоены такой высокой награды. Этой чести М.Мамедов удостоился не только за заслуги в борьбе с фашизмом, но и за активное участие в возрождении европейской страны в послевоенный период.

Все годы он мечтал увидеть родину, но удалось это лишь однажды. В 1972 году после специального разрешения, полученного от первого секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева, М.Мамедов вместе с супругой и дочерью побывали в Загатале и в селе Муганлы

Умер Мамед Мамедов в 2003 году и похоронен рядом с супругой.

В 2011 году дочь героя - Ненеханым (Нэнси) уже со своей дочерью вновь побывала в селе Муганлы и навестила родственников отца. 9 мая Нэнси Доомэн вместе с мэром Остервейка Хансом Янсеном были приняты Президентом Ильхамом Алиевым и первой леди Мехрибан Алиевой. На следующий день Ненеханым и Янсен участвовали в открытии музея в родном доме Медо в селе Муганлы. Автору этих строк довелось участвовать в церемонии открытии музея, которое состоялось по совместной инициативе дочери Медо и главы исполкома Загатальского района М.Ахмедзаде.

Нэнси-Ненеханым: «Я счастлива и горда тем, что память о моем отце бережно хранится как в Голландии, так и на его родине - в Азербайджане. Открытие музея в доме, где он родился и провел детские годы, откуда ушел на войну, - большое событие как для моей семьи в Остервейке, так и для всех жителей Загаталы, и села Муганлы в первую очередь. Выражаю свою благодарность всем, кто внес хоть малую лепту в создание этого музея. Пока в нем не много экспонатов - всего два фотостенда, ряд документов и подарок от мэрии Остервейка. Но музей открыт для всех желающих передать документы об участии загатальцев во Второй мировой войне.

В селе Муганлы помимо моего отца до недавнего времени жили семь ветеранов, последний из них умер в возрасте ста лет в прошлом году. Наш музей - дань уважения всем ветеранам Второй мировой войны. Я буду стремиться к укреплению культурных связей Голландии и моей второй родины - Азербайджана».

Муганлы - село героев, более 30 парней ушли отсюда на войну за Карабах, восемь из них стали шехидами.

Редактор газеты «Загатала» Ибрагим Ибрагимов: «В 2011 году Ненеханым с дочерью, а также небольшая группа во главе с мэром Остервейка побывали в селе Муганлы. Год спустя делегация из Загаталы посетила Голландию.

В Гааге наша делегация возложила цветы к памятнику жертвам Ходжалы, затем состоялась поездка в Остервейк, где наши представители участвовали в открытии памятника Медо, побывали в гостях в его доме, что по улице, которая носит имя М.Мамедова и называется Mamed Mamedovpad, посмотрели фильм о Медо. Затем состоялось возложение цветов на братской солдатской могиле в Amersfoort Leusden, где они почтили память захороненных здесь воинов-азербайджанцев.

Документальный фильм о подвигах Медо снят на «Азербайджанфильме» по сценарию сотрудника нашего посольства в Голландии - Эльхана Алескерова. В мэрии подписан договор о дружбе и сотрудничестве между Загаталой и Остервейком, который дополнен во время посещения Загаталы делегацией мэрии Остервейка.

Хотя Нэнси не говорит по-азербайджански, отец сумел передать ей свою любовь к родине, и все в Муганлы обращаются к ней просто: Ненеханым. Она говорила близким, что ей это очень нравится, что чувствует себя здесь свободно и с удовольствием общается с родственниками отца».

Ни в одной стране ЕС не оказано такого уважения героям движения Сопротивления - азербайджанцам, как в Голландии. Спустя 51 год после окончания Второй мировой войны Медо по указу королевы был удостоен рыцарского звания, он - Национальный герой Королевства Нидерланды. С того памятного дня минуло 25 лет, и сейчас именем героя назван сквер, улица, ему установлен памятник в Остервейке.

Во многом это результат взаимного интереса и уважения двух стран, подкрепленный совместной инициативой мэрии Остервейка и исполнительной власти Загатальского района, многолетней деятельности посла нашей страны в Голландии Фуада Искендерова. Совместными усилиями удалось запечатлеть память о человеке, не только отстаивавшего честь и достоинство Королевства Нидерланды в борьбе с фашизмом, но и внесшего значительный вклад в восстановление демократического государства после войны.

Важно отметить, что звание почетного гражданина Остервейка Медо получил в день 800-летия этого голландского города, посмертно. Судя по историческим документам и рассказам очевидцев, у города с такой драматичной историей достаточно высокие критерии для награждения своих граждан столь почетным званием.

История Медо - это подтверждение роста имиджа Азербайджана в ЕС. Стремление нашей страны увековечить память о таких героях-азербайджанцах, как Медо, вызывает ответный отклик в ведущих странах ЕС, что выгодно отличает нас от Армении с ее памятником фашистскому коллаборационисту Нжде в центре Еревана.

Шансы на развитие контактов у нас велики и во Франции, Италии, Словении, где активно сражались в рядах Сопротивления воины-азербайджанцы. Некоторые из них остались там после войны и подобно Медо внесли свой вклад в восстановление стран, ставших их второй родиной. У них есть дети и внуки, надо искать среди них людей, которые подобно Ненеханым станут мостом дружбы между нашими народами.

Иногда случаются совершенно неожиданные истории. Например, в Швейцарии представители городка Золотурн долгие годы искали детей одного из воинов-азербайджанцев. После войны он женился на швейцарке, у них родилось двое сыновей, и в 1960-е годы они всей семьей переезжают в Азербайджан. Родители умерли, но родившиеся в Швейцарии два брата продолжают жить в Азербайджане. Поиски продолжаются, есть результаты, и мы обязательно расскажем о них в одном из ближайших номеров.

В заключение хочется привести слова мэра Остервейка Ханса Янсена, которые разъясняют причину участившихся контактов между мэриями двух городов: «Это мой второй приезд в вашу страну. Мы беседовали с Президентом страны, господином Ильхамом Алиевым. Посетили Баку и Загаталу. Общее впечатление - это динамично развивающаяся страна. Мы намерены развивать культурные, экономические и туристические связи между нашими государствами. Народ, у которого есть такие герои, как ваш Мамед и наш Медо, достоин большого уважения».

Недавно, в канун празднования Дня Великой Победы над немецким фашизмом, Комитет по работе с диаспорой Азербайджана наградил дочь одного из видных представителей движения Сопротивления Нидерландов, обладателя рыцарского титула, почетного члена королевской семьи этой страны, первого почетного гражданина города Остервейк, уроженца села Муганлы Загатальского района Азербайджана Мамеда Мамедова - Нэнси Мамедову Доомэн (Ненеханым Мамедова).

Госкомитет организовал визит дочери героя вместе с ее семьей в Азербайджан. Мэр города Остервейк - Йоханнес Франсискус Мария Янсен также находился среди приглашенных гостей.

Не забывающая своего азербайджанского происхождения Нэнси Доомэн и мэр города Остервейк были удостоены наград. Нэнси вручена медаль «Дитя Отчизны», учрежденная совместно Национальным фондом «Деде Горгуд» и журналом «Мир Азербайджана», а Йоханнесу Франсискусу Мария Янсену - медаль «Золотое сердце».

Ширин МАНАФОВ

Каспiй.-2019. - 18 мая. - С.10.