Мы открыты для всех

 

В Музее ковра продолжается инклюзивный проект для инвалидов

 

13 ноября в мире отмечается Международный день слепых. Современные технологии позволяют все более приближать для таких людей реальность, восприятия которой они частично лишены. Но иногда наряду с современными технологиями на помощь приходят и традиционные, опробованные веками, - и этот синтез позволяет совершить настоящий прорыв. Именно так произошло в Азербайджанском национальном музее ковра, который недавно сделал еще один шаг навстречу людям с ограниченными физическими возможностями.

С заботой о людях и коврах

 «Музей без границ» - так была названа презентация очередного этапа инклюзивного проекта музея, в целом рассчитанного не только на людей с нарушением зрения, но и на инвалидов другого профиля, - он призван помочь им всем в достаточной мере ознакомиться с коллекциями экспонатов.

Мероприятие, организованное Министерством культуры Азербайджанской Республики и Азербайджанским национальным музеем ковра, играет особую роль в обеспечении равенства людей с нарушениями зрения в социально-культурной среде и оказании психологической и моральной поддержки.

Но прежде чем говорить о нынешнем этапе проекта, стоит рассказать немного и о том, что ему предшествовало. Пять лет назад Музей ковра, существующий с 1967 года и с тех пор дважды сменивший свою дислокацию, сначала располагался в здании старинной мечети в Ичери шехер, потом - на одном из этажей Музейного центра Азербайджана.

В 2007 году в рамках совместного проекта Фонда Гейдара Алиева, Министерства культуры и туризма Азербайджанской Республики и UNESCO Президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал указ о создании на территории Национального приморского парка нового здания музея. В 2014 году под руководством австрийского архитектора Франца Янса было завершено строительство музея, в котором и обосновалась экспозиция, отвечающая самым современным требованиям музейного дела.

Само здание не только отличается оригинальным внешним видом, напоминая свернутый в рулон гигантский ковер. Оно еще и спроектировано так, что учитывает хранение и экспонирование в нем коллекций ковров, которым противопоказано излишнее естественное освещение. Однако архитектор позаботился не только об экспонатах, но и о людях, что тоже очень ценно и отвечает современным мировым стандартам.

Проект был призван обеспечить облегченный доступ в музей инвалидам-колясочникам. С этой целью основной вход в музей расположен вровень с тротуаром Приморского парка, чтобы посетителям, имеющим затруднения с передвижением, не приходилось преодолевать ни единой ступеньки. Внутри музея эта забота продолжается: для колясочников предусмотрен отдельный, специально оборудованный туалет. А просторный пассажирский лифт, курсирующий между этажами экспозиции наряду с эскалаторами, свободно вмещает в себя инвалидную коляску.

Первые шаги к инклюзивности

Следующей ступенькой к инклюзивности посетителей стала забота уже самого музея и о других категориях инвалидов - по слуху и зрению. Тексты экспликаций и этикетки экспонатов здесь расположены таким образом, что их удобно читать сидя. Не составляет труда и дотянуться до тачскринов.

Кроме того, экспозиция уже давно оборудована аудиогидом на двух языках - азербайджанском и английском. Такое новшество удобно, в том числе и для людей, имеющих проблемы со слухом, которые не могут воспользоваться услугами экскурсовода. В настоящее время музей расширяет число языков, на которых доступен для прослушивания текст аудиогида, стремясь охватить этой услугой большее число посетителей.

Очередным этапом заботы о посетителях с ограниченными физическими возможностями стал реализованный в феврале нынешнего года Министерством культуры Азербайджана, Азербайджанский музеем ковра и группой компаний Azersun Holding при поддержке молодежной организации «Волонтеры ASAN» и British Council и при информационной поддержке ASAN Radio совместный азербайджано-турецкий выставочный проект «Прикосновение к истории и традициям».

В ходе этого проекта была впервые реализована возможность для незрячих и слабовидящих посетителей ознакомиться с частью коллекции музея. Отметим, что экспозиция музея расположена на трех этажах. На первом демонстрируются в основном экспонаты, связанные с историей техники ковроткачества, а также циновки и безворсовые ковры. Именно этой части экспозиции и коснулся предыдущий этап музейного проекта для инвалидов.

В дополнение к привычной экспозиции здесь была создана особая - для слепых и слабовидящих. В нее вошли экспонаты, специально изготовленные для этого проекта ткачами из отдела традиционных технологий Азербайджанского национального музея ковра. Основу данной коллекции составили миниатюрные образцы всех разновидностей безворсовых ковров - паласа, килима, шедде, зили и др., начиная с простейшего вида ковра - циновки-четен. Разницу в переплетении, характерную для каждой разновидности ковров, слабовидящие и незрячие посетители теперь могли наглядно оценить тактильным способом.

Труднейший рубеж взят!

Экспозиция второго этажа Азербайджанского национального музея ковра представляет в основном коллекцию ворсовых отечественных ковров. И вот тут-то перед организаторами инклюзивного проекта встала очень трудная задача, корни которой кроются в специфике коврового дела.

Предыдущий этап был несколько легче, чем нынешний, потому что безворсовые ковры делятся на разновидности именно исходя из техники переплетения, характерной для того или иного из них. Это различие настолько велико, что без труда определяется на ощупь. Например, у одних видов безворсовых ковров поверхность практически гладкая, у других - сплошь покрыта косыми шершавыми стежками, третьим видам присущи тонкие выпуклые контуры узоров, и т.д.

Совсем другое дело - ворсовые ковры. Там, конечно, тоже есть свои различия в структуре и качестве ворса. Например, у ковров одних ковровых групп (группы делятся по регионам страны) ворс гуще, чем у прочих, у других - выше, у третьих - грубее, и т.д. Но эти свойства не носят столь яркого характера, как виды переплетения у безворсовых ковров - во всяком случае, тактильные ощущения тут мало чем могут помочь. Поверхность ворсового ковра в целом всегда одинаковая - сплошная, мягкая и пушистая. Что же делать?

О том, какое решение было принято в итоге, рассказывает директор Азербайджанского национального музея ковра Ширин Меликова:

- В процессе работы над реализацией этого проекта мы неоднократно встречались с незрячими и советовались с ними, как им будет удобнее воспринимать нашу экспозицию. Поначалу планировали делать слепки орнаментов. Однако посоветовавшись с теми, для кого мы это делаем, решили поэкспериментировать с совмещением техник безворсового и ворсового ткачества (этот способ ткачества у нас в музее впервые применен для данного проекта) - чтобы люди прикасались к коврам и лучше понимали специфику нашего музея, «прочувствовали» Музей ковра в самом прямом смысле этого слова. Наши специалисты соткали 10 мини-ковриков, на каждом из которых представлен один крупный орнамент, который легко прощупать. Каждый орнамент является ведущим в какой-либо традиционной композиции ковра, присущей той или иной группе азербайджанского ковроткачества. Это изображения птиц, верблюдов, танца «Яллы», пальметт, буты и т.д. Их сопровождают тексты, набранные шрифтом Брайля, где приводится название орнамента и раскрывается его значение.

 

Говоря о новом этапе проекта, нельзя не упомянуть еще одну его грань: мастер-классы для людей, нуждающихся в особой заботе, регулярно проводимые с начала 2019 года сотрудниками отдела традиционных технологий и детского отдела музея.

 

- Мы не только помогаем людям со слабым зрением или незрячим «увидеть» наш музей - мы обучаем их ткать ковры! - с энтузиазмом рассказывает Ширин Меликова. - Уже доказано, что арт-терапия играет огромную роль в деле преодоления физических проблем, и в данном контексте медитативность процесса ткачества и созидание материального объекта создает прилив позитивной, лечебной энергии.

 

Итак, инклюзивный музей - пространство, в котором ни для кого нет преград, - стал в Баку реальностью. Музей, в котором существуют экспонаты, которые не только можно, но и нужно трогать руками, - новое явление для нашего общества. Для многих инвалидов это - единственная возможность приобщиться к музейной коллекции, для обычных людей - любопытный эксперимент, приятное дополнение к классическому осмотру экспозиции, а для детей - интересная возможность усвоить знания о технике ковроткачества в полуигровой форме. Такая инновация позволит дополнительно привлечь в музей людей разного возраста и физических возможностей.

 

- Мы расширяем функцию ковра от произведения искусства, утилитарного предмета, формирующего быт, до обучающего пособия и инклюзивного артефакта, самого по себе представляющего художественный интерес, - подчеркивает Ширин Меликова. - Наши инклюзивные программы будут развиваться и дальше. В данный момент мы работаем над специальными девайсами для глухонемых.

 

Наиля БАННАЕВА

Каспiй.-2019.- 13 ноября.- С.12.