Азербайджанская детвора без мультфильмов

О причинах застоя национальной анимации

    В Баку в середине октября пройдет II Международный фестиваль анимационных фильмов ANİMAFİLM, учредителем которого является Рашид Агамалиев. В адрес фестиваля поступило 268 заявок из 50 стран, из которых отборочной комиссией к участию в фестивале допущено 54 фильма. Девизом фестиваля является идея «Новый взгляд на традиции и развитие», и пройдет он в номинациях «Лучший короткометражный анимационный фильм», «Лучший короткометражный анимационный фильм для детей» и «Лучший оригинальный сценарий для короткометражного анимационного фильма».

Фестиваль продлится три дня, к его работе привлечены местные и зарубежные профессионалы анимации, будут проведены мастер-классы и просмотры фильмов. Международное жюри фестиваля возглавит известный режиссер-аниматор Масуд Панахи (Германия). Детское жюри определит «Лучший детский анимационный фильм», его члены отобраны известным анимационным режиссером Эльчином Хами Ахундовым. Зрители также смогут принять участие в голосовании, по итогам которого будет вручен «Приз зрительских симпатий».

Все мы знаем, что дети большое количество времени проводят в интернете и социальных сетях, либо за телевизором. Ввиду отсутствия национального продукта им приходится смотреть мультфильмы иностранных производителей - российских, американских или турецких, которые оказывают большое влияние на детей: идет формирование речи, мировоззрения, мышления. В связи с этим некоторые дети начинают говорить на других языках, в то время как забывается или искажается родной язык. Поэтому главной целью становится развитие творческой и производственной деятельности режиссеров, кино- и анимационных студий страны, смотр различных жанров профессиональной анимации зарубежных режиссеров, обмен международным опытом, привлечение внимания к национальной анимации.

Учредитель и директор II Международного фестиваля анимационных фильмов ANİMAFİLM Рашид Агамалиев получил образование в Чехии по трем специальностям - киновед, английский филолог и кинопродюсер. Последние два года занимается анимационным кино, изучением истории азербайджанской анимации. Ему всегда хотелось написать что-то об азербайджанском кино, однако начав писать книгу, он понял, что в одиночку ее не осилит. Он обратился к киноведам из Чехии, Ирана, Турции, России и Азербайджана, и таким образом международная команда начала работать. В результате получился сборник из 400 страниц, где рассказывается об истории азербайджанской мультипликации с 30-х годов прошлого столетия до сегодняшнего дня. Общее число авторов составило 13 человек. «Азербайджанская анимация» на азербайджанском и русском языках - это не энциклопедия или каталог, а издание, написанное в научно-популярном стиле, которое будет интересно и профессионалам, и широкому кругу читателей, включая детей. По словам Р.Агамалиева, в этом году больше всего заявок поступило из США и Великобритании. К сожалению, подчеркнул он, от нашей страны на конкурс представлен всего один фильм, и в связи с этим конкурс в номинации «Лучший азербайджанский короткометражный анимационный фильм» на фестивале проводиться не будет.

Мы беседуем с Рашидом Агамалиевым о подготовке к проведению международного фестиваля анимации:

- Скажите, что изменилось в азербайджанской анимации со времени первого анимационного фестиваля, насколько его итоги повлияли на развитие национальной анимации?

- Для начала хотелось бы упомянуть интересный факт - после первого нашего фестиваля, когда заходит разговор об анимации, на телевидении и даже в социальных сетях употребляют слово «анимация», а не джизги-фильми. Этот момент показался мне забавным и интересным, ибо раньше этой тенденции я не наблюдал и это можно назвать неологизмом (смеется).

Что изменилось? Рустам Ибрагимбеков возобновил деятельность киношколы, где открыт факультет анимации. Я бы назвал это революционным событием в нашей стране, поскольку впервые в истории открывается факультет анимации, как образовательный курс, обучающий режиссуре, сценарной драматургии и анимации. Преподавать там будет Фирангиз Гурбанова, которая в принципе и была одним из инициаторов этих курсов. Она работает в Академии художеств, где несколько лет назад по ее инициативе был введен предмет «Художественный постановщик анимационных фильмов», и в киношколе это будет органичным продолжением ее труда и инициатив. К сожалению, не могу ничего сказать о переменах в этой области, потому что анимационные фильмы до сих пор почти не снимаются. В этом году на фестивале представлен всего лишь один наш фильм.

- Фестиваль, увы, становится невольным показателем состояния анимации в нашей стране, не так ли?

- Совершенно верно.

- Судя по количеству стран-участниц, фестиваль набирает обороты, какие ожидания вы возлагаете на него, станет ли очередной фестиваль толчком к развитию азербайджанской анимации?

- Я возлагаю, конечно же, большие надежды на фестиваль, а как же иначе. Фестиваль может стать прекрасной платформой, на которой дети и взрослые, профессионалы и любители объединяются, смотрят, обсуждают и делают мультфильмы, приходят к общему знаменателю, намечают перспективы. Фестиваль уже внес свой вклад в анимацию в том плане, что мы также занимаемся распространением азербайджанских мультфильмов за границей. В прошлом году, например, у нас были презентации на фестивалях во Франции, Чехии. В этом году в связи с 50-летием азербайджанской анимации на фестивалях в Греции и Грузии будут представлены лучшие анимационные фильмы Азербайджана. Также хотел бы отметить, что фестиваль проводится при поддержке компании Peri Film, Союза кинематографистов Азербайджана и Рустама Ибрагимбекова. Т.е., в плане пропаганды национальной анимации наш фестиваль играет, я считаю, большую роль. Внесет ли он вклад в национальную анимацию? Очень хотелось бы надеяться на это, потому что все зависит от того, поддержит ли нас государство. У нас до сих пор все происходит на волонтерской основе, и мы очень нуждаемся в финансовой поддержке государства.

- В ходе отборочного тура вами из 268 заявок отобрано 54 фильма. По каким критериям производится отбор?

- Критерии - это очень ответственное дело. Отбор работ проводила селекционная комиссия, в которую входили представители Франции, Чехии, Польши, Италии и я - представитель страны-организатора. Команда отбирала лучшие фильмы, и хочу заметить, что мы делали всего лишь отбор, победителей будет выбирать международное жюри, к которому селекционная комиссия не имеет никакого отношения. Этот момент является очень важным критерием в плане объективности оценок. Для нас в первую очередь важен высокий художественный уровень фильмов, чтобы они были со смыслом, понятны и интересны для детей и даже для взрослых. На фестивале две категории - лучший анимационный фильм и лучший анимационный фильм для детей - мы разбили по возрастным категориям. Одним из критериев, конечно же, является успешность самого фильма. Так, например, в конкурсную программу фестиваля включен чешский фильм, который номинировался на OSCAR, и этот фактор тоже играет роль.

- От нашей страны в фестивале участвует всего лишь один фильм, значит ли это, что анимация в Азербайджане находится в столь удручающем состоянии?

- Да, ситуация с анимацией в нашей стране не тронулась с мертвой точки, и один-единственный фильм - яркое тому свидетельство. Положительный момент в том, что открылась киношкола Р.Ибрагимбекова и там будет преподавать Фирангиз ханым. Самое интересное в том, что представленный на фестиваль единственный фильм от Азербайджана делала девушка-азербайджанка, которая учится в Милане и сняла его там. Т.е. состояние нашей анимации получается еще более удручающим, когда в стране не делаются мультфильмы. Конечно, есть AZANFILM, который уже завершил новый фильм на 3D «Cırtdan» и «Sehrli xalat», но почему-то они не прислали его на фестиваль, несмотря на то, что я обращался неоднократно, хотя в прошлом году в первом фестивале они принимали участие с фильмом «Маленький принц». Он был показан на открытии нашего фестиваля, и это была, собственно, премьера фильма, над которым они работали более двух лет.

- Наверное, мечтать о представлении азербайджанской анимации к престижным международным наградам пока очень рано, возможно, даже смешно при столь бедственном положении, в котором она находится в XXI веке, и только на общественных началах добиться ощутимых успехов в этом направлении, конечно же, нереально. При всей востребованности и актуальности этой сферы искусства, нужно признать, что она нуждается в немалой финансовой составляющей, и здесь, безусловно, без государственной поддержки обойтись никак невозможно. Вы конкретно обращались за помощью?

- Я обращался почти ко всем высоким инстанциям нашей страны. Министерство культуры выдало нам разрешение на проведение фестиваля, министерства образования и молодежи и спорта выразили свою заинтересованность, мы даже встречались с ними и они давали обещания, но в итоге ничем не помогли. Предметного ответа на наши обращения пока нет, есть формальные сухие отписки от министерств, которые можно интерпретировать, как отказ.

- Помимо финансов, мне кажется, немаловажную роль играет отсутствие хороших сценариев и сказок для детей. Вы упомянули о «Джыртдане», но мы же знаем, насколько эта сказка обкатана во всех сферах искусства. У нас же есть прекрасные сказочники, пишущие чудесные сказки, удовлетворяющие самые высокие запросы, они используют в своем творчестве исторические факты и события, наше духовное наследие, фольклор, т.е. подача исторического материала предельно адаптирована для восприятия детей, она занимательна и легко усваивается. Что вы думаете по этому поводу?

- Абсолютно с вами согласен. Сначала должна быть налажена инфраструктура, образование, студенческие фильмы, в кинотеатрах должен появиться прокат и много чего еще до того, как мы сможем решиться пойти на конкурсы и фестивали высокого ранга. Сценарии очень важны не только в анимации, но и в кино, именно поэтому еще в прошлом году на нашем фестивале мы решили открыть категорию «Лучший сценарий для анимационного фильма». В этом году продолжим эту традицию, к нам поступает все больше сценариев, и это радует. Но главная причина заключается в том, что нет профессионального образования, а когда его нет в стране, то в этой области не может возникнуть чего-то серьезного, и развиваться анимация не сможет никак, а тем более соответствовать мировым стандартам. Тем не менее мы надеемся на лучшее, и на то, что здравый смысл и соображения национальных интересов, актуальность вопросов воспитания и приобщения подрастающего поколения к национально-духовным ценностям возобладают над равнодушием и бюрократизмом.

Афет ИСЛАМ

Каспiй.-2019.- 11 сентября.- С.13.