Грани судьбы и творчества

Офелия Аслан. Талант и слава супруга затмевали ее

ТЕАТР

В Азербайджанском государственном музыкальном театре состоялся показ музыкальной комедии У.Гаджибейли «Аршин мал алан», приуроченный к 80-летию актрисы театра и кино ныне покойной Офелии Аслан (27.01.1939-18.05.2010). До начала спектакля известный журналист, заслуженный работник культуры и руководитель литературной части театра Телли Панах гызы рассказала о творческом пути актрисы и сыгранных ею ролях.

В оперетте «Аршин мал алан» (Arşın mal alan), где Офелия Аслан с присущим ей своеобразием исполняла роль служанки Телли вместе со своим супругом, мастером сцены Сиявушем Асланом в роли нукера Вели, выступили заслуженные артисты Наргиз Керимова (Гюльчохра) и Акбер Ализаде (Сулейман), актеры Надир Хасыев (Аскер) и Самедзаде Хасыев (Солтан бек), Гюльджахан Саламова (тетушка Джахан), Ульвия Алиева (Телли), Мехрибан Залыева(Ася) и Руслан Мурсалов (нукер Вели).

Первой ролью актрисы после окончания факультета «Актер музыкальной комедии» Института искусств (ныне Азербайджанский государственный университет культуры и искусств), стала роль Лалы в спектакле Театра музыкальной комедии (ныне Азербайджанский музыкальный театр) «Durna». После этого последовали роли в постановках «Beş manatlıq gəlin» (Гюльназ), «Arşın mal alan» (Телли), «Hicran» (Чарлистон), «Axırı yaxşı olar» (Дильбер), «Bankir adaxlı» (Самая) и т.д., а также в фильмах и телевизионных спектаклях «Yol əhvalatı», «Aktrisanın təbəssümü», «Xoşbəxtlik qayğıları», «Adı sənin, dadı mənim», «Evləri köndələn yar», в выпусках сатирического журнала «Mozalan». Вместе с труппой театра Офелия Аслан выезжала на гастроли во многие города бывшего Союза.

   До начала спектакля в беседе с заведующей литературной частью Азербайджанского музыкального театра, заслуженным работником культуры Телли ханым Панах гызы мы вспоминаем о нелегкой творческой судьбе Офелии Аслан, обсуждаем репертуар театра и вообще театральное искусство:

    - Вы, как человек, находящийся долгие годы на телевидении и в искусстве, больше, чем кто-либо, информированы о процессах, происходящих в сфере культуры. Будучи руководителем литературной части Азербайджанского музыкального театра, вы имели возможность непосредственно наблюдать творчество артистов, их развитие и имеющийся потенциал. Как бы вы охарактеризовали и чем, на ваш взгляд, можно выделить Офелию Аслан среди других артистов театра?

    - Предыдущие поколения наших артистов, когда начинали свою актерскую деятельность, возможно, не имели специального образования или вообще не имели представления о театре, однако в них была творческая искра будущего таланта, которая привязывала их к сцене. Верно, амплуа Офелии Аслан не было широким, она не была очень известной актрисой, не обладала выразительным сценическим голосом. Она не была ни Насибой Зейналовой, ни Лейлой Бедирбейли, ни Сафурой Ибрагимовой, ни Вафой Фатуллаевой… Она была просто актрисой, дочерью известного артиста Рза Афганлы и первой азербайджанской театральной художницы Бадуры Афганлы. С другой стороны, присутствие, талант и слава ее супруга Сиявуша Аслана затмевали ее. В то время среди актрис этого театра не было никого, кто мог бы заблистать на уровне Насибы Зейналовой. Например, роль Чарлистон в спектакле «Хиджран» Офелия ханым сыграла хорошо, но она озвучивала то, что выучила, а Насиба ханым действительно играла на сцене, и это, конечно же, совершенно несравнимые актрисы.

- Творческая и человеческая индивидуальность Насибы ханым были слишком яркими и незаурядными…

- Верно. Она создавала живой образ, рядом с ней были и другие актрисы, но никто не смог подняться на столь высокий уровень комической актрисы, хотя и ее корни были тесно связаны с национальным театром, и она, между прочим, имела среднее театральное образование, которое превосходил яркий актерский и импровизационный талант. Офелии ханым не повезло еще и в том, что ее банальная женская ревность и любовь к знаменитому супругу, который был любимцем всего народа (и не только женщин), доминировали над творческими способностями и любовью к театру. Ревность застилала ей глаза и создавала проблемы в семейной жизни, слухи и сплетни выводили ее из колеи и, как следствие, породили проблемы со здоровьем. Затем последовали психиатрическая лечебница, распад семьи, деградация личности и полная творческая несостоятельность.

- Кроме Чарлистон были ли у Офелии ханым сколько-нибудь яркие роли?

- Думаю, что нет.

- Природа после довольно сильного актерского таланта Рза Афганлы и художнического дара ее матери, видимо, отдохнула на Офелии ханым по полной. С другой стороны, окружение, скорее всего, лелеяло непомерно большие надежды и ожидания от красивой дочери известных родителей, не так ли?

- Выходит, что так. Вы знаете, на каждого человека судьба возлагает ношу, которую он в состоянии поднять. Офелия ханым не смогла нести в себе звездное бремя своих родителей и, особенно, супруга, и в этом была ее трагедия.

- Возможно, если бы она работала, скажем, в драмтеатре над драматическими ролями, она проявила бы себя более выпукло и ее актерская судьба сложилась бы иначе…

- Офелия ханым была очень красивой и привлекательной, внимательной и приветливой женщиной, но, несмотря на все это, ее актерская фактура была довольно слабой.

- Как вы считаете, есть ли сегодня на азербайджанской сцене комические актрисы, поднявшиеся до звездных вершин актерского мастерства, подобные Насибе Зейналовой и Афаг Башир гызы?

- Понимаете, раньше наш театр был театром музыкальной комедии, т.е. он был призван веселить народ, однако сегодня публика предпочитает смех, который заставит задуматься, приподнимет завесу с неизвестного, откроет ей мир.

- Юмор сам по себе должен нести в себе интеллектуальную нагрузку, быть остроумным, крылатым и запоминающимся, не так ли?

- Абсолютно верно! Например, оперетта «Мешади Ибад» известна вдоль и поперек, но, поверьте на слово, за последние годы я не видела столь интересной интерпретации этой музыкальной комедии. Представьте, жениться 50-летнему мужчине на 25-летней девушке не считалось постыдным, но Мешади Ибад всегда представал перед зрителем в роли бедолаги, над которым все издеваются. Однако этот человек читал до половины «Тarixi Nadir», объем которой составляет более 147 страниц (что уже характеризует его с хорошей стороны!), он не пьет спиртного, не играет в карты, не транжирит деньги и т.д., значит, он вовсе не плохой человек. С полным правом его можно назвать положительным героем, хотя до сих пор его выставляли в неприглядном свете. Но в новой режиссерской редакции мы видим другого Мешади. Сегодня азербайджанская сцена нуждается в выразительных и сильных голосах, и в нашем театре работают, например, заслуженная артистка Наргиз Керимова - обладательница сильного сопрано и хорошей актерской натуры, или заслуженная артистка талантливая Саида Шарифалиева.

- Скажите, как удается театру, ставя столь известные постановки, на которых выросло не одно поколение зрителей, избежать сложившегося стереотипа восприятия образов и игры героев и создать нечто новое, иную интерпретацию знаменитых героев?

- Скажем, Шовги Гусейнов, вышедший из Камерного театра знаменитой Джаннет Салимовой, был приглашен в наш театр и создал своего Мешади Ибада, совершенно другого, не карикатурного купца, которого все обманывают. Его Мешади вызывает симпатии и расположение зрителя. Это совершенно другой Мешади, и игра актера здесь просто великолепна, советую вам посмотреть. Или взять «Аршин мал алан», здесь на передний план выходит не столько игра актеров, сколько трактовка и необычное видение молодых режиссеров, которые придали спектаклям живую динамику и формируют у зрителя новый угол зрения и восприятие старых постановок. Возвращаясь к Офелии ханым, отмечу, что в ее время в театре не было оригинальных режиссеров, в стране происходили разные события, театр переживал не самые лучшие времена, спектакли были довольно низкого художественного качества и примитивного содержания. В этом плане творческой и личной судьбе актрисы очень не повезло. Знаете, присутствие начинающих актеров рядом со звездами и живыми корифеями несказанно расширяет круг их интересов и вынуждает их дотягиваться до их художественной планки, истинные таланты стимулируют и воспитывают молодых, оказывают на них сильное влияние.

- Чем объясняется отсутствие сегодня ярких актерских дарований комического амплуа?

- Я вижу причину этого в отсутствии надлежащего литературного материала. Прежде всего, хотелось бы, чтобы на сцене музыкального театра нашли отражение произведения современных азербайджанских писателей. Классику мы постоянно ставим и будем ставить, она вне времени и пространства, на то она и классика, что всегда актуальна. Но музыкальный театр нуждается сегодня в новом и современном литературном материале. Нам нужны произведения, которые завтра станут настоящей классикой. Вот в чем суть! Узеир бек в тяжелейших условиях создал национальную оперу и музыкальные комедии, которые до сих пор не теряют своей свежести и актуальности. А что мы имеем сегодня?

 

- Телли ханым, но ведь во второй половине прошлого века в вашем театре ставились оперетты С.Алескерова, Р.Гаджиева и других композиторов? Выходит, сегодня никто из композиторов не обращается к жанру музыкальной комедии, хотя балеты и оперы, хоть и редко, но, вроде, пишут…

- Наш театр находится в постоянном поиске композиторов, пишущих оперетту. Музыкальные комедии, которые ставились в прошлом веке, были пронизаны коммунистической идеологией, рассказывали о колхозах, планах и т.д. Но сегодня это не представляет интереса для современного зрителя. Мы не можем поменять, скажем, либретто оперетты С.Алескерова «Дурна» или «Улдуз», хотя в них звучит великолепная музыка. В этом плане в сегодняшнем репертуаре нашего театра отсутствуют хорошие и талантливые произведения на современную тематику, которые затрагивали бы проблемы наших дней, и, я бы сказала, эта удручающая тенденция наблюдается не только в музыкальном театре, но и во всех остальных сферах искусства - в опере, балете, песенном творчестве, драматургии. Двери нашего театра открыты для творческих и пишущих людей, писателей и композиторов.

- Вы не рассматривали организацию конкурсов для писателей как возможность их стимулирования?

- Такие конкурсы мы объявляли несколько раз, но, тем не менее, на арене не появилось сколько-нибудь интересного произведения, которое могло бы преодолеть границы Азербайджана и прославить свою страну, подобно тем же «Мешади Ибаду» или «Аршин мал алану», и стало бы событием культурной жизни страны. Однако мы не теряем надежды, и коль скоро наш театр изменил свое название на музыкальный театр, начав ставить драматические произведения, разумеется, вместе с живой музыкой или танцами, это расширило сферу нашей деятельности. Мы приглашаем режиссеров из Гянджи, Нахчывана, Сумгайыта и других регионов, осуществляем активный и живой творческий обмен, это вливает в театр новые силы и способствует его развитию и обновлению.

Музыкальная комедия У.Гаджибейли «Аршин мал алан» в новой редакции получилась очень веселой и красочной, динамичной и яркой. Интересные декорации, красивые костюмы и потрясающая музыка Узеир бека никого не оставили равнодушными. В плане актерского мастерства и вокальных данных хотелось бы выделить заслуженных артистов Наргиз Керимову и Акбера Ализаде, создавших яркие и притягательные образы Гюльчохры и Сулейман бека, а также подающую большие надежды актрису Ульвию Алиеву, которая пробует свои силы в разных амплуа и далеко небезуспешно.

Афет ИСЛАМ

Каспiй.-2019.- 29 января.- С.13.