Уходят люди, их не возвратить…

 

Взлет Эльдара Алиева был феерически ярким, но звезда его погасла тихо и беззвучно

 

ПАМЯТЬ

 

Несколько дней назад информационные порталы сообщили, что в Милане скончался выдающийся азербайджанский оперный певец, всемирно известный бас-кантанте Эльдар Алиев. Эта весть повергла весь музыкальный мир, в том числе и нашей страны, в шок и скорбь, и те, кто знал большого Мастера, все еще не могут оправиться от потрясения. Сегодня мы приводим воспоминания людей, которые знали и непосредственно общались с Эльдаром Алиевым на разных этапах его жизни.

 

Писали, что в последние несколько лет он потерял память и нищенствовал, кто-то его подкармливал - то ли миланские фанаты, то ли бывшие коллеги. Но иногда он пел, и голос был все таким же мощным и чистым, но слов ни из одной партии не помнил... Сегодня о смерти и последних годах жизни Эльдара говорят разное, однако совершенно очевидно, что этот человек, пережив сильный стресс, оказался, находясь в зените творческой славы и на пике вокальной карьеры, абсолютно один, в чрезвычайно тяжелом положении.

 

Да, всех нас сегодня переполняет боль, обида, сожаление, отчаяние, ощущение бессилия что-то изменить. Но произошедшее с Эльдаром заставляет задуматься о том, справедливо ли мы поступаем в отношении наших начинающих звезд искусства, культуры и науки, пуская процесс их становления, развития и взлета на самотек и проявляя поразительное равнодушие, когда им плохо…

 

Конечно, в начале 2000-х годов организованность и сплоченность нашей диаспоры, связи и координация ее деятельности со стороны профильного Государственного комитета были еще на очень низком уровне, почти отсутствовали, но последние годы в той же Италии учились и работали множество наших соотечественников, которые наверняка знали и видели положение Эльдара. Да, были люди, которые помогали ему, но он нуждался в более серьезной поддержке, которую, возможно, могли оказать официальные структуры, скажем, определив его на лечение в лучшую клинику, а затем вернуть в Азербайджан и создать условия для его выступлений на оперной сцене. Национальная опера наверняка заблистала бы новыми красками и зазвучала по-новому, не говоря уже о его преподавательской деятельности, которая однозначно принесла бы нашему оперному искусству еще более высокий международный авторитет.

 

Народная артистка, заведующая кафедрой оперного пения Бакинской музыкальной академии имени Узаджибейли, профессор Хураман Гасымова, у которой учился Эльдар Алиев, говорит о нем с болью в душе и дрожью в голосе:

 

- Известие о его скоропостижной кончине повергло всех нас в шок, мы потрясены… Замечательный певец, наш талантливый мальчик, которого мы знали еще со студенчества. Люди, которые в молодые годы достигают особых вершин в искусстве, должны быть защищены государством как национальное достояние. Ведь искусство, творчество, талант и культура - сильнейшее оружие.

 

У Эльдара было очень тяжелое детство, психологическая и эмоциональная травма, которую он получил будучи совсем маленьким, отозвалась столь трагическим аккордом на самом пике его блестящей карьеры. Не имея с детства родителей и воспитываясь бабушкой, он всего в своей жизни добился своим талантом от Бога и непосильным трудом. Это был скромный человек, он не бил себя в грудь и не кричал о своих успехах мирового масштаба и невероятном таланте. Если маэстро Корелли, впервые услышав Эльдара еще в студенческие годы, сказал: «Я иду в театр слушать чудо», - это дорогого стоит!

 

И Лучано Паваротти, и Пласидо Доминго, да и другие звезды мировой оперы, абсолютно не зная, откуда этот парень, делили с ним сцену и не сопротивлялись равенству. Естественно, не каждому партнеру такие светила дают место рядом с собой, а коль скоро он делил сцену и лучи юпитеров с ними, а в иных произведениях - и они с ним, значит, он был среди лучших и достойных. Всем известная фраза «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами» в случае с Эльдаром находит самое точное и трагическое воплощение. Но сколь ярким ни был талант, он никогда не будет говорить о себе и просить о помощи, а будет тихо и скромно делать свое дело.

 

Эльдар, к сожалению, был неизвестен у себя дома, но гремел на лучших оперных сценах мира, хотя жилось ему далеко не легко. Его неожиданная смерть обнажила всю безысходность, одиночество и отчаяние последних лет его жизни, отсутствие какой-либо поддержки. Взлет Эльдара был феерически ярким, но звезда его погасла тихо и беззвучно…

 

Голоса из прошлого

 

Административный директор Академии оперного искусства города Озимо Симонетта Маркеджани вспоминает азербайджанского студента Эльдара Алиева, когда 6 ноября 1992 года 21-летний бас из Баку явился на прослушивание для зачисления:

 

- Он спел «Разорванный дух» из «Симона Бокканегры» и «О Исида и Осирис» из «Волшебной флейты». Комиссия, возглавляемая художественным руководителем Альберто Зедда, генеральным директором Венанцио Сорбини, профессорами Харриет Лоусон, Марио Мелани, Серджио Сегалини и АнтониоТонини, сразу же была захвачена красотой этого голоса и артистическим потенциалом вокалиста. Год, полный учебы и удовлетворения, однако Эльдар оставил нас, чтобы вступить на путь успеха и славы.

 

Он приехал к нам в гости через несколько лет и сказал, что никогда не забывал Академию Озимо и даже думал о покупке дома для проведения там каникул. Потом мы потеряли с ним всякую связь, пока общий друг не сказал нам, что встретил его на центральном вокзале Милана в очень плохом состоянии. Мы пытались связаться с ним, но ничего не получилось, пока несколько дней назад один из наших бывших студентов Магеррам Гусейнов не сообщил нам печальную весть...

 

Потеря Эльдара - удар для всех нас, для всего театрального мира. Осознание, что такого доброго и щедрого человека больше нет, заставляет задуматься о том, как несправедлива порой судьба. За каждым персонажем, каждым главным героем скрывается человеческая душа артиста с ее силой, а иногда и хрупкостью... Эльдара будут помнить за его талант и доброту, мы всегда будем хранить память о нем в наших сердцах.

 

Обладательница прекрасного сопрано, преподаватель техники вокала и репертуара в Международной Академии усовершенствования оперного пения в городе Озимо (Италия), приглашенный профессор кафедры вокального факультета Тбилисской государственной консерватории имени Вано Сараджишвили, Алла Симонишвили была знакома с Эльдаром давно, со времени его прибытия в Италию. Они учились в одной академии, и она помнит его как доброго и замечательного человека:

 

- Он проучился всего год и поступил в Академию Ла Скала, где началась его великолепная карьера. Мы всегда с удовольствием следили за его успехами и выступлениями, которые проходили действительно на очень высоком творческом уровне. Эльдар - человек большого таланта с прекрасным голосом и внешними данными. Очень трудно говорить о нем в прошедшем времени, и ничего, кроме хорошего и позитивного, сказать невозможно…

 

Период его расцвета как артиста и певца был чрезвычайно ярким, он был полон самых возвышенных надежд, и для всех нас его кончина - очень большая трагедия… Он должен был быть на сцене, но судьба, увы, распорядилась иначе. Эльдар оставил в наших сердцах добрые воспоминания, он заслужил светлую память. Я запомнила его молодым, счастливым и улыбающимся, полным самых радужных планов на будущее…

 

Преподаватель камерного ансамбля и концертмейстер Университета искусств города Эссен (Германия) - Folkwang Unuversitat der Kunste - Тамилла Гулиева все еще не может прийти в себя после известия о смерти Эльдара. Они долго общались и музицировали в самом начале его певческой карьеры. Тамилле ханым очень тяжело было говорить об Эльдаре, но она все же нашла в себе силы и согласилась поделиться тем, что происходило, когда он был в Баку:

 

- Он уехал раньше, чем я поступила в консерваторию, а потом приехал на конкурс вокалистов имени Бюль-Бюля, к которому мы готовились вместе: я - в качестве концертмейстера, он - вокалиста. С самого первого мгновения нашей встречи и дальнейшего сотрудничества это была настоящая дружба в лучшем понимании этого слова. У нас сложился потрясающий музыкальный контакт, он был истинным и абсолютным мастером, ему не надо было что-то говорить, играть «под него», что обычно бывает, к сожалению, даже в работе с очень известными вокалистами. Наш творческий тандем был воистину изумительным!

 

Невероятно гипнотизирующая аура этого человека, лидера по натуре. В 2000 году, когда он приехал из Италии, молодой и цветущий, люди ходили за ним толпами. Он собирал вокруг себя огромное количество народа, потому что ему всегда было что сказать и показать, удивить, порадовать, восхитить, поделиться, отдать. Все вокруг питались исходящей от него животворной и позитивной энергией. Мы постоянно собирались, репетировали, играли, пели, он исполнял не только классику, но и популярные песни, и атмосфера, которую он создавал вокруг себя, была воистину незабываемой. Эльдар поселился в сердцах всех, кто с ним общался, и это место действительно незаменимо.

 

Но потом его почему-то вдруг не стало, хотя иногда он приезжал. В начале 2000-х интернета не было в том масштабе, в каком он есть сегодня, контакты были только телефонные. Однажды во время разговора он сказал очень подавленным голосом, что какой-то знакомый человек во время массажа надавил на какие-то точки, причем специально (так он считал), и в результате у него пропал голос. Это было практически последнее, что я слышала от Эльдара…

 

Во время моих последующих звонков стало ясно, что номер его изменился, и я больше не смогла его найти, хотя потом организовала серьезный поиск через социальные сети, через его итальянских педагогов, писала, просила, оставляла свои контакты, но мне отвечали, что ничего о нем не знают.

 

Буквально на днях я узнала, что он жил в Милане с конкретным адресом в каком-то трейлере, о нем заботились итальянцы, давали одежду и даже в социальных сетях организовали группу поддержки, называя его добрейшим человеком. Когда ему давали какую-то сумму, он брал не больше 10 евро, говоря, что это очень много, остальное возвращал. Все 10 тысяч долларов Гран-при, которые он получил после конкурса в Баку, раздал направо и налево всем, кто мало-мальски нуждался.

 

Мы его просто потеряли, хотя можно думать, что это его судьба и иначе не могло быть, но можно ли было хотя бы попытаться изменить ее - кто знает… Пусть его мятежная душа обретет вечный покой!

 

Это был человек с невероятнейшей харизмой, которая в нем чувствовалась издалека. На сцене это был неповторимо артистичный, раздвигающий все границы сценического поведения артист, его неудержимый талант покрывал все, что казалось непривычным и нетрадиционным. Эльдар выгодно отличался от многих других своей яркой творческой индивидуальностью, он весь состоял из музыки, включался в нее без остатка и растворялся в ней. Огромная требовательность к себе и другим обеспечивала ему зеленый свет на все ведущие оперные сцены мира. Его контракты охватывали все континенты мира, он успел сделать феноменальную карьеру наравне с великими певцами мира. Это был Мастер своего дела.

 

Он неистово мечтал о сцене, он дышал ею. Вместе с тем хотел преподавать и организовывать мастер-классы, в нем сильна была тяга к созидательности, самоотдаче, жизнь била в нем ключом. Совершенно неизгладимое впечатление производила его энергия, бьющая через край. То, каким он был в конце своей короткой жизни, уже было его тенью, это не был тот Эльдар, которого мы знали…

 

Самое главное, что можно сказать о нем, - он был замечательным музыкантом и замечательным человеком. Я нашла переписку группы людей, которые последние четыре года поддерживали его, когда он жил на улице, все писали о нем сотни комментариев, причем только хорошее - добрейший, ничего ни от кого не ожидавший и не просивший…

 

Их тайные миры не возродить…

 

Профессора Бакинской музыкальной академии им. Узаджибейли Зумруд Дадашзаде весть о кончине Эльдара Алиева потрясла так же, как и всю музыкальную общественность Азербайджана. С болью в голосе она прочитала пронзительные строки Е.Евтушенко:

 

Уходят люди… их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

От этой невозвратности кричать.

 

И с грустью добавила:

 

- Первая реакция—это безутешная скорбь и отчаяние, слезы на глазах, горечь и досада от несправедливости случившегося. Как такое - забвение на целых 15 лет - могло произойти в XXI веке? В то же время в памяти сразу же ожил светлый образ Эльдара – тот образ, который пленил нас в дни II Международного конкурса вокалистов им. Бюль-Бюля, проходившего в Баку ровно двадцать лет назад. Я тогда готовила большую обзорную статью для журнала «Гобустан» и ходила на все прослушивания. Помню, как все были потрясены уровнем мастерства Эльдара Алиева, его на редкость красивым - бархатным, глубоким и богатым обертонами голосом. Каждое его выступление становилось событием, он являл собой «театр одного актера». Эльдар царил на сцене, был ее властелином, когда пел Моцарта, Верди, Рахманинова. Но неожиданно ярко он раскрылся и в камерном репертуаре. Хороших вокалистов на конкурсе было немало, но тех, кто умеет создавать образы, кто обладает неповторимым тембром, их - единицы.

 

Концертмейстер из Грузии Т.Элиава сказала мне тогда, что «поражена этим невероятным голосом, его трудно точно охарактеризовать - это высокий бас или баритон? В любом случае, это - голос, позволявший артисту петь разнообразнейший и богатейший репертуар». Помню, как во время интервью с Нодаром Андгуладзе, мэтр грузинского вокального искусства с восторгом говорил о «феноменальном басе» Э.Алиева, подчеркнув, что «давно не встречал певца, который с такой легкостью справлялся бы с различными трудностями исполняемого материала. Его талант многовариантен и многообразен, чувствуется, что сцена для него - родной дом, и он еще больше вдохновляется, когда творит на подмостках концертного зала или театра».

 

Эльдар отличался и своим поведением на конкурса, свободной манерой одеваться, что было неудивительно для человека, прошедшего обучение в Италии, уже завоевавшего звание лауреата международных конкурсов, словом, сложившегося артиста, триумфально выступающего на престижных мировых сценах. Его «непринужденность» разгневала строгого председателя жюри, знаменитую Ирину Архипову. Но Эльдар и ее смог покорить своим талантом. Так, Ирина Константиновна присудила ему самый высокий балл за романс Бородина «Для берегов Отчизны дальной». Каждая деталь этой элегии была продумана до мельчайших нюансов, каждое слово интонационно красиво окрашено.

 

Нельзя, конечно, не упомянуть интерпретацию романса А.Зейналлы «Ölkəm» («Моя Родина») - обязательного конкурсного произведения. Эльдар спел эту безыскусную, полную искренних чувств, миниатюру просто, благородно, очень проникновенно. Я восприняла это исполнение, как его тихое, но глубоко прочувствованное, нежное признание в любви к своей родине. Народная песня «Аман овчу» и вовсе произвела фурор! С каким увлечением музицировали Эльдар со своим концертмейстером – великолепной Тамиллой Гулиевой, еще десять лет назад безуспешно пытавшейся - тогда, увы, никто не откликнулся на ее призыв,- разыскать певца... Их с Эльдаром ансамбль был примером полного взаимопонимания, вдохновения, упоения музыкой. Это невозможно забыть!

 

Тогда в Баку вокруг Эльдара всегда было множество поклонников и журналистов, и он всем уделял внимание: не отказывался от многочисленных, порой назойливых просьб сфотографироваться, щедро раздавал автографы. Обстоятельно поговорить с ним тогда не удалось: он очень устал, торопился вернуться в Италию, где его ждала масштабная серьезная работа. Но я и не настаивала на встрече: мне было достаточно моих наблюдений, и самое главное – музыкальных впечатлений, чтобы понять его сущность как большого музыканта, вокалиста, артиста. Эльдар, производивший на первый взгляд впечатление надменного человека, на самом деле был удивительно раним, в нем сочеталось, казалось бы, несочетаемое - душевная щедрость, простота, и вместе с тем - большое внутреннее достоинство и гордость. С болью в сердце узнавая о последних годах жизни Эльдара, я про себя думала: неужели я идеализировала своего героя? Однако ознакомившись с откликами простых миланцев, я поняла, что не ошиблась. Горожане, взявшие на себя опеку над Эльдаром, искренне его любили – любили больного и немощного за добрый нрав, душевную чистоту, щедрость и гордость. Низкий поклон тем людям, которые в последние годы заботились об Эльдаре, всячески поддерживали его – просто так, по зову сердца. А он по утрам пел им своим чарующим голосом – просто так, вкладывая в исполнении все свое сердце.

 

Уход из жизни Э.Алиева вызвал массу откликов в СМИ разных стран – Италии, Испании, Германии, Франции. Английский музыковед, писатель и критик Норман Лебрехт, с трудами которого я знакома, в своем прощальном слове об Эльдаре говорит о нем как о великом певце. Критик выражает озабоченность по поводу того, что оперный мир «якобы чувствительный и гуманный», позволил выдающемуся музыканту кануть в небытие. А ведь это недопустимо!

 

И все же, я думаю, Э.Алиев прожил насыщенную, в начале карьеры очень уплотненную во времени жизнь, в лучшие свои годы полную ослепительно ярких творческих взлетов. Мы будем, прежде всего, помнить образы, которые он создавал, «слышать» удивительные звуки, которыми он щедро одаривал своих слушателей. Звезда Эльдара Алиева ярко сияет на оперном небосклоне. Имя его в ряду великих оперных артистов. И какое же счастье, что в 2000 году он приехал в Баку, и мы услышали его необыкновенный голос вживую. Спасибо Эльдару за то, что он был с нами тогда, за его вдохновенное творчество и высокое мастерство.

 

Беречь достояние

 

Сегодня наша основная задача – сохранить наследие артиста, собрать воедино всё - уникальные записи, целые оперы с его участием. Напомню, что Э. Алиев блистал на сценах Ла Скала, Ковент-Гарден, мадридского королевского театра Реал, на лучших оперных подмостках Рима, Парижа, Лозанны, Берлина, Мюнхена, выступал с известнейшими дирижерами - Р.Мути, Д.Баренбоймом, Р.Шайи, Джонлоном, В.Гергиевым, Д.Ореном, В.Юровским, вокалистами - Л.Нуччи, Н.Гяуровым, Х.Д.Флорес, Д.Войт и многими другими. Исполнял ведущие партии в операх Моцарта, Доницетти, Россини, Верди, Пуччини, Дебюсси, Чайковского, Прокофьева... Хорошо было бы издать диск, отражающий всю богатую творческую палитру артиста. Не предавать забвению искусство Э.Алиева, представить его в полном объеме перед миром – вот над чем всем нам надо трудиться. Ведь Эльдар - это предмет гордости национальной культуры - азербайджанский музыкант, внесший вклад в мировое оперное исполнительство.

 

Свои воспоминания об Эльдаре, я хотела бы завершить строками Жуковского:

 

О милых спутниках, которые наш свет

Своим сопутствием для нас животворили,

Не говори с тоской: их нет;

Но с благодарностью: были.

 

Мы благодарны судьбе за то, что были современниками Эльдара Алиева, слышали его. Мы будем всегда помнить и чтить его как выдающегося современного оперного певца. Сегодня оперное исполнительство Азербайджана широко представлено в мире, к нему проявляют большой интерес. Многие наши молодые музыканты работают в разных странах, и очень важно уделять им внимание, поддерживать и обеспечивать их участие в престижных конкурсах, потому что они являются послами национальной культуры и искусства, через них многие узнают нашу страну. Это особенно важно в условиях информационной войны, когда объектами целенаправленных нападок становятся наши культурные ценности, выдающиеся деятели науки и культуры, в том числе, и музыканты, оперные артисты. Поэтому нужно окружить талантливых людей всяческой заботой и вниманием, ведь они выполняют чрезвычайно важную миссию, пробуждая через свое искусство интерес и любовь к своей стране.

 

 

Афет ИСЛАМ

Каспiй. - 2020. -22 августа. - С. 12-13.