«Братья Карамазовы» - на азербайджанской сцене

 

Противоборство характеров и идей

 

Роман великого русского писателя, знатока затаенных глубин человеческой души Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы», пожалуй, одно из самых не только востребованных театральной сценой и экраном произведений, но и самых сложных в его сценическом воплощении. Интерес к этому произведению во всем мире не угасает никогда, и наверняка никогда не угаснет в виду актуальности для человеческой природы поставленных в нем жизненных вопросов, духовно-нравственных ориентиров и мощного импульса для размышлений о смысле жизни, границ дозволенного и Бога в душе.

 

«Братья Карамазовы» является итоговым произведением автора и был написан накануне его кончины. Он публиковался в журнале «Русский вестник» в 1879-1880 гг. и вызвал множество отзывов как читателей, так и критиков. «Никогда я еще не имел такого успеха», - писал автор. С выходом в свет романа Достоевский стал в глазах читателей своеобразным духовным учителем. Действие романа охватывает всего лишь две недели жизни героев, но какие конфликты, бушующие страсти и столкновения мы видим на всем протяжении событий!

 

Философская направленность романа, сложность и противоречивость отношений и внутренних исканий героев, напряженность драматических поворотов сюжета делают его притягательным не только для режиссеров, но и, конечно же, всей творческой труппы.

 

Однако на азербайджанской сцене, как ни странно, это произведение никогда не ставилось, вплоть до того, когда десять лет назад к «Братьям Карамазовым» впервые обратилась режиссер Академического Русского драматического театра имени С.Вургуна, одна из самых оригинальных режиссеров азербайджанской сцены народная артистка Ирана Тагизаде. Один этот факт свидетельствует о творческой смелости, самобытности и вере режиссера в свои силы, что, конечно же, делает ей высокую честь. Премьера спектакля «Братья Карамазовы» состоялась 27 марта 2010 года и имела огромный зрительский успех. Из Санкт-Петербурга для постановки этого произведения была приглашена художник Татьяна Мельникова. После второй совместной с азербайджанским режиссером работы над спектаклем «Судьба артиста» Т.Мельникова в одном из своих интервью сказала: «Ирана Тагизаде - женщина-режиссер, которая, признаюсь честно, лучше многих мужчин. Это очень жесткий и требовательный режиссер, который всегда точно знает, как и что она хочет. Мы с ней хорошо понимаем друг друга». По словам Мельниковой, «Братья Карамазовы» Ираны Тагизаде - одна из лучших постановок по этому произведению Достоевского - «в спектакле не к чему придраться, свою работу она довела до конца. Ирана чувствует русскую литературу каким-то особым, женским чутьем».

 

Над спектаклем работали: режиссер-постановщик заслуженный деятель искусств, народная артистка Ирана Тагизаде, художник-постановщик - Татьяна Мельникова (Санкт-Петербург), музыкальное оформление - заслуженный работник культуры Владимир Неверов, художник по свету - Рафаэль Гасанов, хореография - народная артистка Александра Никушина, педагог по вокалу - заслуженная артистка Елена Спицина. В постановке выступили актеры: народные артисты Мабуд Магеррамов, Аян Мир-Касимова, Сафа Мирзагасанов, заслуженный артист Фирдовси Атакишиев, артисты - Олег Амирбеков, Инна Имранова, Алексей Сапрыкин, Теймур Рагимов, Людмила Сапрыкина, Ягуб Зейналов, Ярослав Трифонов, Юрий Омельченко, Заур Терегулов, Иосиф Ткач, Мурад Мамедов, Натаван Гаджиева, Фарида Нестеренко, Мария Дубовицкая, Тамилла Абуталыбова и др.

 

Спектакль начинается и завершается двумя судилищами - сначала монастырским в келье старца Зосимы тяжбы старика Карамазова с сыном Дмитрием, и в конце - мирским судебным процессом по обвинению Дмитрия Карамазова в убийстве отца. Сцены судов вскрывают причины и драматизм судьбы русского человека, его страданий, поисков в себе Бога и высшей справедливости. В одном отсверке взгляда Дмитрия праведный старец Зосима улавливает его будущую трагическую судьбу и, потрясенный увиденным, встает на колени перед его великим страданием… Эта сцена - одна из самых эмоционально впечатляющих и идеологически сильных как в романе, так и в спектакле. С высоты своей праведности, милосердия и вселенской любви в душах этих людей Зосима видит глубокую раздвоенность, неосознанную потребность в спасительной вере и любви по закону Иисуса Христа, над которыми доминируют пагубные человеческие страсти, алчность и эгоизм.

 

Хотелось бы, прежде всего, подчеркнуть безошибочную интуицию режиссера в выборе актеров, где каждый из них не только проявил все свое актерское мастерство, глубину понимания образов и искусство перевоплощения, но и сумел донести до зрителей самое главное, на чем делал акцент автор. Актеры показали титаническую борьбу идей и страстей, поиски Бога в собственной душе героев, безверие и веру, природу человеческой греховности и духовное спасение. Поступки героев и разворачивающиеся события становятся трагическим подтверждением и итогом противоречивости их суждений и социально-нравственной деградации. Режиссеру удалось создать эмоциональную и интеллектуально насыщенную психологическую драму, показав классическое произведение мировой литературы в классической сценической интерпретации.

 

Во время спектакля меня то и дело не покидала мысль о том, что в каждом из образов и описанных характеров Ф.Достоевский, по сути, раскрыл тайну загадочной русской души, которая открывается в ее двойственности. С одной стороны, это слепое отрицание веры, хотя есть подсознательное понимание, что она необходима и что именно в вере - спасение души человеческой. С другой - человек разъедаем собственным эгоизмом, но в то же время готов идти на жертвы. Все герои Достоевского, как говорил Л.Толстой, несчастны по-своему и обречены на вечное блуждание во мраке мнимых ценностей и поиски истинных, однако, проникаясь философией спектакля, неотвратимо понимаешь, что будущее человечества и сохранение общечеловеческих ценностей, делающих человека человеком, в полной мере зависят от нравственно-этического развития каждой личности и глубины его веры.

 

Нельзя не отметить блистательный актерский ансамбль исполнителей главных ролей, которые представили характерные для творчества Ф.Достоевского образы и характеры - энергетически сильные, яркие и противоречивые. Их по-разному объединяют одни и те же поиски Бога и бессмертия души. Прежде всего, это жестокий распутник Федор Карамазов в блистательном исполнении Мабуда Магеррамова, который показал далеко немолодого человека, отца семейства, снискавшего славу скандалиста, похотливого старика и насквозь порочного человека. Младший сын Федора Карамазова Алеша - полная противоположность всех братьев. Это молодой послушник, сердце которого болит за всех братьев и даже за омерзительного отца. Алеша Олега Амирбекова - чистый и целомудренный юноша, любящий всех и способный простить все человечество. Его душа преисполнена мудрости, и в этом проявляется влияние на него праведного старца Зосимы, к которому он был привязан с малых лет. Алеша старается понять своих братьев, при этом никого не осуждает и не держит обиды, но готов поделиться своей необъятной любовью и пониманием божеского мира. Выбор режиссером актеров на главные роли поражает своей точностью и с учетом их внешних данных, и в этом плане, как мне думается, кандидатура Олега Амирбекова (и не только его) более чем удачна. Образ импульсивного Дмитрия, совершающего опрометчивые поступки, за которые потом сам же раскаивается, чувствуя потребность исповедаться брату Алеше, созданный Фирдовси Атакишиевым, получился предельно достоверным и искренним. Зритель верит ему в том, что именно таким и представлял автор Дмитрия Карамазова, когда писал его со своего друга Дмитрия Ильинского в отсылке. Резкий, порывистый и страстный, терзаемый дикой ревностью к Грушеньке, лютой ненавистью к отцу и мучительными поисками денег Митя в исполнении Ф.Атакишиева получился очень живым и без какого бы то ни было налета искусственности или театральности.

 

Сафа Мирзагасанов великолепно воплотил образ среднего брата Ивана Карамазова, идея вседозволенности которого вдохновила Смердякова на убийство Федора Карамазова. При всей своей циничности Иван испытывает муки совести, которые настолько сильны, что после мучительных страданий он сообщает суду, что отца убил повесившийся Смердяков, а он его научил, и… сходит с ума.

 

После спектакля Сафа Мирзагасанов любезно согласился ответить на вопросы газеты «Каспiй»:

 

- Каждая роль в спектакле по-своему сложна и противоречива, но образ Ивана, на мой взгляд, требует неимоверных физических, психологических и творческих сил для раскрытия двойственности происходящей в нем внутренней борьбы и поисков Бога. Были ли в процессе работы над этой ролью открытия каких-то неожиданных граней этого образа, особенно в сцене сумасшествия, где важно было не перегнуть палку, чтобы эта сцена была максимально достоверной?

 

- …Наверное, для этого нужен профессионализм, ведь недаром роль молодого Ивана всегда играли люди, находившиеся в зрелом для актера возрасте. Как человек всегда сомневающийся, когда подходило время играть этот спектакль, мне было несколько некомфортно в том, что я в свои годы играю молодого человека. Но потом я узнал, что знаменитый Игорь Костолевский в свои 70 с хвостиком лет играет Ивана Карамазова, и я успокоился - это чувство отошло. Вы правы, физически мне сложно играть эту роль, особенно последнее время, потому что я считаю, что актер в таком спектакле должен отдаваться полностью своей роли и растворяться в ней. Психологическая и физическая нагрузки этого образа очень высокие. Сцена сумасшествия Ивана, кстати, в спектакле эту сцену не всегда играют и часто просто убирают. Когда Ирана ханым предложила мне эту роль, я, конечно же, согласился, потому что не бывает большего счастья для актера, чем сыграть на сцене раздвоение личности. Я попытался, и, как все говорили, у меня неплохо получилось.

 

- Вам удалось очень даже мастерски! Но спокойно смотреть эту сцену было невозможно, как, впрочем, и весь спектакль, который держал зрителя под напряжением весь вечер… Хотя все мы читали и выросли на русской классике, видели не раз великолепный фильм Пырьева и знаем многие произведения Ф.Достоевского, однако все равно воспринимаешь его как в первый раз, потому что слишком значимые и судьбоносные проблемы затронуты им, приобретающие свою злободневную актуальность сегодня, в XXI веке…

 

- Я очень люблю этот фильм и всегда был поклонником таланта покойного Кирилла Лаврова, и был одним из немногих, кто принял его в образе Понтия Пилата в «Мастере и Маргарите», где он мне безумно понравился. Я имел счастье с ним встретиться в Петербурге и выразить ему свое восхищение. Это был очень скромный и милый человек.

 

- Сафа муаллим, обычно после таких неимоверно сложных психологически ролей, особенно когда в постановке присутствует сцена раздвоения личности, актеры трудно отходят от роли и долго приходят в себя. Как у вас происходил процесс выхода из роли?

 

- Верно… у меня лопнули капилляры в глазу, с глазами после этого спектакля вечно что-то происходит, особенно когда приходится выходить на сцену несколько дней подряд. Очень тяжело, конечно, я потом долго отхожу от этого образа, хотя роль Ивана очень люблю. Это доказывает, что я могу, что это продолжается, и в будущем такая психологически насыщенная роль может присутствовать в моей актерской судьбе. Я сорок лет в театре, и всякое бывало за эти годы.

Хочу отметить заслугу режиссера Ираны ханым, которая долго вынашивала в себе идею этой постановки и упорно работала над ней. Мы, актеры, вторичны в спектакле, работая над своей ролью, мы должны воплотить то, что хочет режиссер, а он-то видит весь спектакль. Я всегда говорю, что на сцене главное - партнер, потом зритель, и лишь потом ты сам. Мне думается, ансамбль в этой постановке подобран великолепный, мы много лет играем на сцене, хорошо знаем и понимаем друг друга.

 

По окончании спектакля зал долго аплодировал стоя. Многочисленные букеты цветов красноречиво свидетельствовали о безграничной любви зрителей к театру, талантливым и самоотверженным артистам, которые дарят им высочайшее наслаждение театральным искусством, воплотившим на сцене одно из гениальных и сложнейших произведений мировой классики.

 

Афет ИСЛАМ

 

Каспiй.-2020.- 18 февраля.- С.12-13.