Главный музей страны

 

Чингиз Фарзалиев: Наши Фонды стоят наравне с золотовалютным запасом Республики

 

Азербайджанский национальный музей искусств по праву считается одним из крупнейших музеев страны. В его стенах хранится более 18 тысяч экспонатов. «Каждый из них - бесценен и уникален. Неудивительно, что в стенах этого здания царит особая атмосфера», - считает директор Музея искусств Чингиз Фарзалиев. Недавно, решением Международной академии наук исследований тюркского мира Чингиз Фарзалиев был удостоен звания действительного члена Академии. Он получил также медаль «Международная золотая звезда» за вклад в пропаганду турецкой культуры и удостоился международной награды «Ататюрка».

 

Корреспондент «Москва-Баку» побеседовала с директором Азербайджанского национального музея искусств, заслуженным деятелем искусств Азербайджана, почётным профессором Московского государственного академического института им. Сурикова Чингизом Фарзалиевым.

 

- Поздравляем вас с высоким званием и заслуженной медалью. Насколько мне известно, за долгие годы работы вы «собрали» внушительную коллекцию почётных наград, орденов и медалей. В их числе золотая медаль Российской академии художеств, Большой почётный орден «За заслуги перед Австрийской Республикой», государственная награда Грузии Президентский орден «Сияние», французский Орден искусств и литературы. Что для вас значат эти награды?

 

- Прежде всего, благодарю за поздравления. Безусловно, получать награды приятно. И дело здесь не в удовлетворении собственного «эго». Каждая награда - своеобразный итог очередного этапа профессиональной деятельности. Международные награды, своего рода, показатель ответственности за каждый шаг, сделанный на избранном поприще. Признание того, что направление твоего пути верно и то, чем ты занимаешься, важно для общества.

 

Приняв на себя руководство Азербайджанским национальным музеем искусств, я получил большие возможности продемонстрировать многовековое наследие Азербайджана. Представлять мировое искусство из фондов нашего музея.

 

О вверенном мне музее я могу говорить часами. Прочувствовав его специфику изнутри, мои знания приобрели ещё большую глубину и охват. Невозможно иначе, когда каждый день имеешь неограниченную возможность «общаться» с той роскошью, хранящейся в его фондах. Вследствие чего в 2010 году появилось фундаментальное издание «Государственный музей искусств Азербайджана», в подготовке которого был задействован практически весь коллектив. Ведь музей - это люди. Удивительные своей преданностью нашему музею. Мы - единомышленники. Потому радость каждой из своих наград я разделяю с ними. В каждой из них часть их поддержки, соучастия, влюблённости в дело, которому мы все посвятили себя.

 

- Вы родились и выросли в Баку. Окончили Московский государственный академический художественный институт им. Сурикова. Расскажите о том периоде вашей жизни. Часто вспоминаете студенческие годы?

 

- Время студенчества… Москва… Знаете, стоит мне закрыть глаза, и я легко могу погрузиться в ту атмосферу грандиозности. Шесть лет в Суриковском институте - не просто учёба. Это становление меня как художника. Это поиск собственного «почерка». Потрясающие учителя. Возможность увидеть многие великие произведения в московских музеях. Я ещё успел прикоснуться к творчеству шестидесятников и найти в соцреализме художественную составляющую. Меня всегда влекла Красная площадь. А ещё были московские переулки. У них особое место в моей памяти. Есть те, которые я прохожу каждый раз, приезжая в Москву. И особый студенческий маршрут. Мой личный. Будучи студентом, я снимал комнату в Кисловском переулке. А мой друг жил в районе Арбата. Ходить друг к другу в гости стало для нас традицией. И вот, направляясь к нему, я спускался в подземный переход, проходил на проспект Калинина, оттуда на Старый Арбат и далее - Староконюшенный переулок. Так вот по сей день, оказываясь в Москве, повторяю этот путь. У меня даже видеозапись в телефоне есть, и каждый раз это трогает невероятно. А самое ценное в Москве - мои друзья, с которыми меня по сей день связывают те же крепкие узы, что и много лет назад.

 

- Сегодня вы возглавляете один из самых популярных среди бакинцев и гостей азербайджанской столицы Азербайджанский национальный музей искусств. Как ваш музей пережил карантин и готов ли вновь принимать гостей со всего мира? Расскажите о самых интересных выставках и экспозициях, которые можно посмотреть в Музее искусств.

 

- Пандемия очень сильно ударила по всем музеям. И мы не исключение. Как только были объявлены карантинные меры, в течение короткого периода вся нагрузка по представлению коллекций и экспозиций перевелась в социальные сети. Но какими бы неограниченными не были их возможности, музей - это, прежде всего, люди.

 

С 25 января 2021 года музеи вновь вернулись к профессиональной деятельности. В жизнь наших научных сотрудников возвращаются исследования и изыскания. Так как под запретом массовые мероприятия, разрабатываем виртуальные. Пришло время для наработок, что намечал для себя, пока сам находился в карантине. Хочется провести несколько «живых» выставок, как только таковое станет возможным. Пока же, предлагаю всем просто прийти в музей. Поверьте, неторопливо пройтись по выставочным залам, внимательно присмотреться к постоянным экспозициям, проследить искусство Азербайджана сквозь тысячелетия - лучшее лекарство от последствий жёстких ограничительных мер.

 

Ведь, я бы сказал, в воздухе нет-нет, и ощущается настороженность. 2020 год показал, как в одночасье в «настроенный» мир вторгаются ограничения, ломающие многое привычное. Но человек - удивительное существо. По истечению какого-то времени, он начинает выстраивать новые коммуникации. Обратите внимание, мы даже к ношению масок стали лояльнее. Понятно, что каждый из нас хочет вернуть «допандемический» ритм жизни. Вот только мой жизненный опыт даёт мне право утверждать, что по-старому уже не будет никогда… Нас ждёт новый этап.

 

- В Азербайджанском национальном музее искусств хранятся тысячи уникальных экспонатов. Какие из них особенно ценны и чем?

 

- Не буду оригинальным, если скажу, что для меня нет шкалы важности и ценности экспонатов. Согласитесь, нельзя ставить в один ряд, например, полотно станковой живописи «Тебе человечество» Таира Салахова и «Портрет молодого человека» Мирза Кадыма Эривани, скульптуру Ниязи Омара Эльдарова и крохотную фигурку слоновой кости из японской коллекции. Они равноценны по значимости в художественных координатах. Наш музей по праву считается главным музеем страны. Я не устаю повторять, что его фонды стоят наравне с золотовалютным запасом республики. Не буду спорить, что каждый экспонат, если можно так сказать, выражается в денежном эквиваленте. И в данном контексте среди единиц хранения есть те, что оцениваются в несколько миллионов долларов, а стоимость одного из самых дорогих зашкаливает за десять миллионов. Вот только для меня они все бесценны. Культурное наследие гораздо выше материальной составляющей. Здесь самой дорогой валютой является преемственность поколений. Перетекание одного исторического этапа в другой.

 

- Несколько залов музея посвящены русским художникам, скульпторам и керамистам. В числе экспонатов значатся также сервизы Императорского фарфорового завода и многое другое. Расскажите о «русской» коллекции музея.

 

- Формирование коллекции русского искусства, с одной стороны, драматичная страница истории нашей республики и Российской империи, а с другой… Огромная часть её экспонатов получена в послереволюционное десятилетие ХХ века, когда проходило распределение культурных ценностей после массовой национализации. Стали частью музейного фонда и предметы искусства, бывшие в быту бакинских промышленников. Как видите, если бы не большевики, то не было бы русской коллекции. Вот только для настоящей истории не существует сослагательного наклонения. И вот уже 82 года наш музей представляет жителям столицы и её гостям возможность приобщиться к художественному наследию мира, и в частности, русской культуры. Картины, фарфор, хрусталь, скульптуры русских авторов располагаются в десяти залах Третьего корпуса музея. И это малая часть русской коллекции, насчитывающей не одну тысячу экспонатов. Оттого и в постоянной экспозиции русского искусства выставлены работы, наиболее ярко отражающие его разнообразие. Здесь и эскиз Карла Брюллова, и портретная школа, традиционные сюжеты. Картины Константина Коровина и Ивана Шишкина. Знаменитый «Вид Баку с моря» Петра Верещагина. Впечатляющая «Волга» Архипа Куинджи. На некоторых пейзажах, написанных в XIX веке изображены жизнь и природа на Кавказе и в Азербайджане. Нельзя обойти вниманием факт того, что в нашей русской коллекции представлена картина «Дорога в лесу» Ивана Айвазовского, редкая для его творчества. Особая гордость нашего музея - коллекция русского авангарда, одна из обширных на территории бывшего СССР. Мы счастливые обладатели девяти работ Василия Кандинского из 27-ми серии «Богатели». Перечислять имена можно ещё долго. Ну, а роскошь предметов, изделий из стекла и сервизов Императорских фарфоровых заводов надо видеть воочию.

 

- Вас и директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского связывают многолетняя дружба и плодотворное сотрудничество. Во время вашей последней встречи было достигнуто соглашение о создании постоянных экспозиционного зала азербайджанского искусства в Государственном Эрмитаже. Уже известно, какие экспонаты будут представлены в российском музее?

 

- С директором Государственного Эрмитажа нас действительно связывает многолетняя дружба и как творческих людей, и как коллег. Наши музеи уже ни один год связывает договор о сотрудничестве. Михаил Борисович учёный-востоковед, арабист, исламовед, разбирающийся в тонкостях и нюансах восточной культуры. Так что, мы говорим на одном языке. Известно, что в фондах Государственного Эрмитажа хранятся артефакты, относящиеся к эпохе бронзы и раннего железа, найденные на территории Азербайджана и свидетельствующие о многообразии исторических, культурных и художественных традиций, а также связей существовавших с очагами древнейших цивилизаций. Потому не удивительно, что в феврале прошлого года в рамках нашего официального визита в Санкт-Петербург было достигнуто соглашение о создании постоянного экспозиционного зала азербайджанского искусства в Государственном Эрмитаже. Представление национального искусства для популяризации культуры нашей страны в одном из крупнейших мировых музеев и научно-исследовательских центров, входящим в десятку самых посещаемых музеев мира. И мне приятно быть сопричастным к этому историческому событию для нашей республики. Вот только в феврале 2020 года мы ещё не осознавали глобальности пандемии коронавируса. Увы, обширные планы пришлось отложить. Правда стоит отметить, что экспозиция азербайджанского зала Эрмитажем была создана. Просто торжественного открытия пока не состоялось. Здоровье людей превыше всего. И сегодня мы надеемся, что в музейную деятельность больше не вернётся локдаун. Мы сможем вернуться к отложенным планам и верить, что взаимное сотрудничество станет ещё более плодотворным.

 

- Недавно исторические памятники Хуршидбану Натаван, Узеира Гаджибейли и Бюльбюля, которые на протяжении 28 лет находились на территории Музея искусств, вернулись на родину - в Шушу. Какие чувства вы испытываете?

 

- Безусловно, мы берегли их и за столько десятилетий уже привыкли к «присутствию» величественных памятников знаменитых шушинцев. Так что, можно сказать, двор нашего музея немного «осиротел». Но в сердце живёт радость от того, что они вновь обрели родной дом. И это светлое чувство перекрывает грусть расставания. Мы знали и верили, что однажды придёт этот день, и они покинут своё временное пристанище. Ежедневно, в течение многих лет, проходя мимо них, вновь и вновь переживал страдания людей изгнанных с родных земель армянскими оккупантами. Тех, кто на долгие десятилетия, волей армянских сепаратистов, принял статус «беженца». Статус «царапающий» душу и сердца людей, вынужденных учиться жить заново. Я мысленно обещал, что однажды памятники Натаван, Узеиру и Бюльбюлю перестанут также считаться «беженцами». 28 лет и 44 дня отделяли их от возвращения в родную Шушу. И вот сегодня они приняли на себя новый статус памятников непоколебимой решимости азербайджанского народа в освободительном праве на свои исторические земли. В моём сердце гордость за свою Родину, подарившую мне счастье своими глазами увидеть, как над Шушой, и другими освобождёнными городами вновь поднялся государственный флаг Азербайджана.

 

Каспiй.-2021. - 17-23 апреля. - С.11.