Ода родному Лачину

 

В Музейном центре открылась персональная выставка члена Союза художников Азербайджана Юсифа Мирзы – Can Laçın («Сердце мое, Лачин»). На вернисаже представлено 70 его работ: живопись, графика, объемные коллажи и скульптура.

 

Воспрянув духом

 

Мероприятие, организованное по инициативе председателя парламентского комитета по культуре Ганиры Пашаевой Министерством культуры Азербайджана и Музейным центром, приурочено к первой годовщине освобождения города Лачин от армянской оккупации. Это событие в свое время стало блестящим итогом 44-дневной Отечественной войны.

 

Знаменательная дата не случайно отмечена выставкой именно этого автора, ведь Юсиф Мирза – не только уроженец села Садынлар Лачинского района, но и самобытный, яркий художник, посвятивший внушительную часть творчества своей малой родине. Отметим, что его работы хранятся в музеях и частных коллекциях в Азербайджане и за рубежом, причем особую популярность он приобрел в скандинавских странах.

 

На данной выставке представлены в основном те его работы, которые так или иначе связаны с Лачином, историей и природными красотами этого края. Есть среди них и те, что созданы до Отечественной войны, за последние десятилетия, однако на выставке, к которой художник готовился без малого год, прежде всего показан целый ряд новых произведений, где горечь утраты родных мест сменилась радостью и зарей надежды.

 

Освобожденное озеро

 

Юсиф Мирза – мастер пейзажей, открытый стилевым экспериментам. Так, лаконичные по колориту «Силуэты войны» холодны и печальны, от них веет одиночеством и запустением. Это отражение разоренного захватчиками города. В работах этой серии часто встречаются арки и колоннады – полупризрачный собирательный облик Лачина. Арки между колоннами – это фасад лачинского Дома культуры, в котором художник работал в 1980-е годы, вернувшись после окончания Азербайджанского государственного педагогического института в родной район.

 

Пастельные работы из серии «Времена года» напоминают роспись по ткани, где общий раппорт – деревья, окрашивающиеся в сезонные оттенки. Посвящение Лачину там скрыто, зашифровано, но именно его дивная природа вдохновляла художника. Печальный подтекст состоит в том, что после оккупации Лачина знаменитые леса тех мест, в том числе дубовые, были варварски вырублены – оккупанты продавали драгоценную древесину за рубеж.

 

Изобразил Юсиф Мирза и расположенное в Лачинском районе горное озеро Гарагель, близ которого в наши дни разворачиваются важные события истории Карабаха, связанные с демаркацией границ с Арменией. Кристальные воды Гарагеля, считающегося у азербайджанцев священным местом, за десятилетия пребывания под игом оккупантов загрязнены отходами животноводства. Кроме того, из-за неумеренного использования его вод для орошения земель на прилегающей территории Армении уровень этого маленького реликтового озера понизился так, что ему угрожало полное исчезновение.

 

Взгляд в прошлое

 

Большинство работ на выставке отражают взгляд художника в прошлое. Причем не только в сравнительно близкое, в виде карабахский событий рубежа прошлого и нынешнего веков, но и в более давнее, а иногда даже в седую древность. В серии «Ностальгия» сияют яркими фрагментами осколки давно минувшего быта – керосиновые лампы, пестрые геометрические узоры на обитых жестью сундуках… Привычная среда обитания для тех, кто застал вторую треть прошлого века, тем более в сельской местности, – и глубокий винтаж для рожденных в гораздо более поздние десятилетия. Сюда же можно отнести коллаж «Воспоминания», фрагментами которого служат ключи и замки.

 

Близка тематике ностальгии и серия на тему мифов, занимающая важную часть в творчестве Юсифа Мирзы. На выставке можно увидеть такие работы из этой серии, как «Феникс», «Древняя легенда», а также имеющую прямое отношение к тематике данного вернисажа пастель «Память о храме Агоглан».

 

Речь идет о расположенном на берегу одноименной реки в Лачинском районе храме времен Кавказской Албании (V-VI вв.). Легенда об Аглоглане – Белом, то есть красивом юноше, основавшем этот храм, – одно из сокровищ азербайджанского фольклора. В годы оккупации этот памятник архитектуры был превращен в армянский монастырь под названием Цицернаванк и варварски перестроен: захватчики изменили его алтарь и базилику, уничтожили албанские элементы надписей, добавив армяно-григорианские. В настоящее время монастырь Агоглан возвращен албано-удинской религиозной общине Азербайджана.

 

Пепел родного очага

 

Глядя на проникнутые ностальгией, затянутые романтичной дымкой патины прошлого пейзажи, где художник запечатлел по памяти виды родного села Садынлар, невольно проникаешься благостным ощущением. «Вечер в нашем селе», «Поселок», «Весна в горном селе» – даже специфическая манера письма автора, далекая от фотографической точности, позволяющая «видеть душой», не скрывает удивительной архитектуры этого населенного пункта, дома в котором, кажется, намного старше современной эпохи.

 

Так оно и есть. Точнее, было. Большинство домов села Садынлар Лачинского района действительно являлось памятниками архитектуры XVI-XIX веков. Но во время оккупации все его выжившее население было вынуждено покинуть свои родные дома, а само село разрушили армянские захватчики – дома сожжены, окрестные леса полностью вырублены, а местное кладбище перепахано бульдозерами…

 

В ходе первой Карабахской войны Юсиф Мирза участвовал в боях за эти места. Когда в 1987 году он переехал из Лачина на постоянное жительство в столицу республики, вряд ли думал, что несколько лет спустя вернется в родные края с оружием в руках, стремясь защитить свою землю от оккупантов. Что ж, как и многие в те годы, он сделал все, что мог…

 

Впрочем, в истории часто случается, что круг событий замыкается самым неожиданным образом. Замкнулся он и для Юсифа Мирзы: в нынешнем году именно этому художнику выпало почетное право разработать дизайн памятного нагрудного знака в честь освобождения Лачина, учрежденного по инициативе азербайджанской диаспоры в Украине.

 

Наиля БАННАЕВА,

Каспий - 2021. - 4 декабря - С.15.