Мир маэстро Ниязи

 «Можно смело утверждать, что одним из музыкантов, которому азербайджанская музыка обязана своим всемирным признанием, является талантливый дирижер и композитор Ниязи». (Дмитрий Шостакович)

 

 20 августа 1912 года – 2 августа 1984 года – ровно столько времени было отведено Ниязи Тагизаде-Гаджибекову, чтобы еще при жизни завоевать статус «живая легенда». Путь в искусство для Ниязи был во многом предопределен его рождением в семье известного композитора Зульфугара Гаджибекова – брата основоположника профессионального музыкального искусства Азербайджана Узеира Гаджибейли.

 

Окружавший Ниязи с детства дух высокого творчества вкупе с природным дарованием позволили талантливому музыканту со временем заявить о себе не только как о великом дирижере, но и выдающемся композиторе, просветителе, общественном деятеле. Опера «Хосров и Ширин», балет «Читра», симфонический мугам «Раст», оркестровые произведения, музыка к драматическим спектаклям, кинофильмам, песни – композиторское наследие Ниязи узнаваемо и ценимо.

 

Через тернии к звездам

 

В начале творческого пути на долю Ниязи выпало немало трудностей, но рядом была преданная спутница жизни – красавица Хаджар, ради своего избранника тайно покинувшая родительский дом. «Ежедневно под видом занятий ко мне приходили подружки по институту и по моей просьбе в своих студенческих сумках стали выносить мои туфли, платья и другую одежду. Уже позже я благодарила себя за такую дальновидность: не скоро к нам пришли времена, когда мы смогли приобретать мне одежду», – пишет в своих воспоминаниях Хаджар ханым.

 

31 июня 1933 года 21-летний Ниязи привез Хаджар в Агдаш, где их встретил его отец.  Позже молодые обосновались в Баку – на улице Басина (ныне улизули) в комнатушке  без окон, свет падал лишь с потолка – так называемого стеклянного фонаря. «Одна стена комнаты прилегала к пекарне и можно себе представить нашу жизнь: город южный, летом жара, а тут еще весьма «горячее» соседство», – вспоминает супруга Ниязи.

 

Она безропотно донашивала одежду, вывезенную из отцовского дома, а у Ниязи был единственный костюм, который обновлялся периодическим перекрашиванием. В холодную сырую погоду он ходил галошах, «утепленных» газетной бумагой – заодно и промокали меньше.

 

Стойкость и выдержка влюбленных была вознаграждена: пришло время, когда своим трудом и талантом Ниязи завоевал право быть в числе избранных. Они прожили вместе в мире и согласии 51 год...

 

Мнения

 

Ниязи считали человеком с трудным характером. Да, он был требовательным: анти-профессионализм, непорядочность могли вызвать у него взрыв эмоций. Но…

 

«Скольким выдающимся музыкантам он (Ниязи – Ред.) помог своими советами, строгостью, доброжелательностью и неуступчивостью! Как много он значил для сохранения стабильных, а не «эластичных» критериев в музыкальной жизни республики», – таково мнение народного писателя Азербайджана Анара.

 

Сохранилось множество фактов отзывчивости маэстро, его доброты, хлебосольности, уважения к простым людям.

 

Из воспоминаний народного артиста СССР Ф.Бадалбейли:

 

«Возвращаясь в жаркий летний день из района, мы увидели девушек, собирающих хлопок. Солнце в зените, полуденный зной! Неожиданно маэстро предложил оркестрантам выступить перед труженицами. Под его руководством оркестр исполнил Увертюру к опере «Кероглу» Узеир бека. Гениальная музыка, облетев бескрайние просторы хлопковых полей, в очередной раз дала возможность ощутить величие труда во благо Родины».

 

Немного истории

 

Ниязи был удостоен самых престижных наград Советского Союза, в том числе и звания Героя Социалистического Труда. Именно Гейдар Алиев выдвинул кандидатуру Ниязи на столь высокую награду, вызвав у официальной Москвы недоумение: до сих пор никто из дирижеров не был удостоен такого звания! На что Гейдар Алиевич прямолинейно заявил: «Если дирижеры, деятельность которых достойна быть отмеченной высоким званием, до сих пор его не получили, то это ваша ошибка и ваше дело. Но я считаю и заявляю от имени Азербайджанской Республики, что Ниязи – достойнейший из всех достойных».

 

Такой аргументации было трудно противостоять, и Ниязи стал первым среди дирижеров бывшего СССР Героем Социалистического Труда.

 

Память

 

Со дня рождения Ниязи прошло 90 лет, но слава о нем жива в сердцах людей. Имя Ниязи увековечено в Азербайджане. Это славное имя носит Симфонический оркестр Азербайджанской телерадиовещательной компании, корабль, музшкола №22, одна из центральных улиц Баку, на которой установлен памятник выдающемуся азербайджанскому дирижеру.

 

Вот уже без малого 30 лет в квартире, где с 1958 года и до конца своих дней жили Ниязи и его супруга Хаджар ханым, развернута музейная экспозиция, позволяющая лучше узнать мир маэстро Ниязи. Предметы особого внимания – личные вещи маэстро: наручные часы с гравировкой, дирижерская палочка, канцелярские принадлежности, книги, ноты, рукописи. Ниязи был всегда модно и стильно одет, порой позволяя себе отходить даже от принятого профессионального дресс-кода: подчас он выходил на сцену, надев под фрак модную тогда белую водолазку, которая придавала его профессиональному имиджу особый шарм.

 

В музее активно действует Клуб любителей классической музыки, ориентированный на пропаганду и популяризацию национального и мирового искусства. Здесь проводятся творческие встречи, звучит музыка – традиции Ниязи продолжаются не только в профессиональной сфере, но и в укладе его дома, всегда открытого для друзей.

Каспий -2022.-20 августа.- С.15.