Война с мертвыми

Азербайджанский народ всегда относился с большим почтением к памяти предков и соответственно - к различным захоронениям, кладбищам, мавзолеям. Шуша в этом аспекте всегда была показательна.

 

ШУША

 

Три некрополя

 

Кладбища являются одним из визуальных факторов, указывающих на этнокультурную и историческую принадлежность населенных пунктов. Это своего рода архив города. Поэтому отдельные старинные некрополи официально признаются музеями под открытым небом.

 

По визуальному облику склепов и надгробий можно проследить черты главенствующего в ту эпоху архитектурного стиля, а знаки на надгробиях говорят о национальной и идеологической принадлежности покойных.

 

Именно из-за этих особенностей кладбища становились чуть ли не первоочередной целью разного рода оккупантов, вандалов, «идейных борцов» и фальсификаторов истории. Не обошла эта печальная участь и шушинские кладбища.

 

Всего на территории Шуши имелись три кладбища: кладбище Мирза Гасан, кладбище Мир Фасех ага и некрополь мечети Верхняя Говхар-ага.

 

Каждое из этих поминальных мест имеет свою историю, неразрывно связанную с историей самого города. Так, расположенное рядом с Джыдыр-дюзю кладбище Мир Фасех ага, известно надгробием поэта и ученого Мир Мохсуна Навваба. В 1960 году по линии ЮНЕСКО на месте захоронения были проведены работы и установлен памятник-барельеф из красного мрамора. Памятник, как и все кладбище, был разрушен во время оккупации Шуши.

 

Больше всего не повезло тем, кто был захоронен во время Первой карабахской войны: изымая останки из могил, изуверы мстили мертвым азербайджанцам за сопротивление безумным идеям «миацума».

 

Пострадал и древний некрополь при мечети Верхняя Говхар-ага. После разного рода надругательств могилы вместе с мечетью были огорожены и взяты под охрану. Это спасло кладбище от полного уничтожения. Однако некоторые поваленные надгробия говорят о том, что «война с мертвыми» продолжалась и тут.

 

Кладбище в честь любви

 

Интересна история кладбища Мирза Гасан, носящего имя поэта Мирзы Гасана Везирова. Согласно легенде, он завещал похоронить его у дороги, по которой в молодости шла его возлюбленная. Поэтому в 1840 году на юго-восточной оконечности Шуши, на дороге, ведущей в Ханкенди, был захоронен прах поэта и от этой даты ведется отсчет истории кладбища.

 

Со временем знатные фамилии стали огораживать для себя участкиак в 1850-х годах здесь заложил семейный склеп принц Бахман Мирза Каджар.

 

Помимо этого, на кладбище были захоронены поэт и публицист Гасым бек Закир, архитектор Кербалаи Сефихан Карабаги, врач Мирза Мухаммедгулу и многие другие известные всему Карабаху люди. За 100 лет кладбище значительно увеличилось в размерах и фактически заполнило весь склон ниже Шушинской тюрьмы.

 

После захвата Шуши армянскими вооруженными формированиями кладбище Мирза Гасан стало систематически уничтожаться. Были стерты надписи и портреты на могильных плитах, дорогостоящие надгробия из мрамора или гранита снимались и шли на строительство, а менее дорогие просто разрушались.

 

Еще более гнусные деяния армян были зафиксированы после деоккупации Шуши. На кладбище были обнаружены выкопанные скелеты с поврежденными черепами: исследователи утверждают, что вандалы искали золотые зубы у мертвых.

 

Сегодняшнее состояние кладбища удручающееерритория заросла бурьяном и колючками. Там и тут разбросаны могильные плиты. Однако некоторые могилы расчищены, надгробия восстановлены, установлены фотографии похороненных тут людей. Это знак того, что шушинцы возвращаются в родной город. Приезжая сюда в качестве туристов они находят старые захоронения предков и отдают им дань памяти.

 

Оскверненная память

 

Оккупанты не пожалели и память воинов Второй мировой войны. Установленный к 20-летию Победы над фашизмом мемориал был традиционным местом сбора шушинцев на празднованиях 9 мая. Здесь ветераны вспоминали прошедшие бои, а юные пионеры давали клятву бороться с фашизмом. Естественно, что временно победивший фашизм в лице армянских оккупантов не мог спокойно смотреть на этот памятник. Нацисты издевались над мемориалом как могли. Более всего досталось барельефу с тремя красноармейцами, изображающими танкиста, пехотинца и пилота. Расстрелянные из автоматического оружия разных калибров, разбитые отдельные части композиции – так над советскими солдатами не издевались даже эсесовцы.

 

Входящая в общий ансамбль стелла выстояла после варварского нашествия, однако орден «Победы» в верхушке монумента искорежен до неузнаваемости: и здесь оккупанты тренировались на меткость стрельбы.  Отдельная композиция «Матери и ребенка» тоже прострелена в нескольких местах. Мемориальная плита же с именами павших в боях шушинцев варварски разрушена и уничтожена.

 

Армяне пытались оправдаться тем, что памятник подвергся разрушению во время штурма города в 1992 году. Однако существуют документальные свидетельства, доказывающие обратное: на фото, сделанном сразу после оккупации города, мемориал стоит в первозданном виде.

 

Сегодня мемориал и сквер перед ним напоминают скорее картину постапокалипсиса. Но чума, пронесшаяся над Шушой, канула в лету, в город вернулись его истинные хозяева и они обязательно восстановят память отцов.

Каспий. - 2022.- 27 августа.- С.13.