Где очей моих отрада

 

Любви и роскоши приют?

 

В ноябре президент Азербайджана Ильхам Алиев побывал в Шамахы. В ходе знакомства с проектом реставрации Джума мечети, которая намечена Фондом Гейдара Алиева, глава государства был проинформирован о том, что данное архитектурное строение является вторым старинным религиозным памятником на Южном Кавказе. Разрушенная в результате страшного землетрясения 1859 года, мечеть впоследствии была восстановлена. Землетрясение 1902 года также нанесло Джума мечети серьезный ущерб. Позже мечеть была отреставрирована. Джума мечеть является также свидетелем бойни, устроенной в 1918 году в Шамахы армянскими дашнаками. В то время дашнаки насильственно согнали в мечеть и заживо сожгли 1800 местных жителей – женщин, детей и стариков. Следы огня видны на стенах мечети и сегодня. В 70-80-х годах прошлого века в ходе раскопок во дворе мечети были обнаружены медресе, кельи и могилы. Несмотря на то, что в советский период здесь проводились мелкие ремонтные работы, шамахинская Джума мечеть ныне находится в плачевном состоянии. В настоящее время в рамках проекта Фонда Гейдара Алиева «Адрес толерантности: Азербайджан» предусмотрена капитальная реконструкция этого дома Аллаха. Мечеть занимает территорию в 0,80 гектара, а площадь его молельни составляет 1316 квадратных метров.

 

В прошлом году, будучи в Шамахы, я посетил местный Историко-краеведческий музей, сотрудники которого подарили мне несколько отрывочных листков о трагическом январе 1902 года, найденных Борисом Петровичем Черницким среди выброшенных книг, который писал, что ввиду трудного материального положения он не может выслать всю статью «Землетрясение в Шамахы» некоего журнала (название не указывает), где она была напечатана. И тем не менее, этот благородный человек заключил:

 

«Если указанная документация представляет для вас какой-либо интерес или любопытство, напишите мне и отошлите ваше письмо авиапочтой или дайте телеграмму.

9.02.1972. Краснодар»

 

Но еще более неожиданным было то, что, вернувшись в Баку, я ни в одной библиотеке (не говоря о Центральной республиканской библиотеке им. М.Ф. Ахундова) не мог найти журнал «Нева» (где она, как известно, была напечатана). Даже в Тбилиси мои надежды не оправдались, хотя и был я уверен, что уж здесь-то «Нева» обязательно будет числиться в каталоге центральной городской библиотеки – ведь в то время город этот был «столицей Закавказья». Но, увы, в высланных Черницким отрывках статьи было всего лишь несколько фотографий Ю.Зелинского, удостоенного высокой награды его императорского величества государя-императора Николая II, и как бы «особняком» находился снимок, который сразу привлек внимание к нему, и оно сторицей было вознаграждено, ибо это оказался проект восстановления Джума мечети, самого древнего религиозного храма исламского вероисповедания на Южном Кавказе (743 г.), авторами которого, как свидетельствует профессор Шамиль Фатуллаев, являются польский инженер Иосиф Плошко и уроженец Шамахы, первый азербайджанский архитектор с высшим образованием Зивяр бек Ахмедбеков. История, роль и значение Джума мечети в архитектуре Азербайджана заслуживает исключительного внимания, но прежде остановимся на том, как произошло столь разрушительное землетрясение, стершее с лица земли цветущий город.

Как писал журнал «Нева» в январе 1902 года, до этого страшного но неизбежного события, город Шамахы резко делился на две части – «европейскую» и «татарскую» (мусульманскую). Первую населяли немногочисленные русские и армяне, и находилась она в нагорной местности, в так называемом верхнем городе. «Татарская» же часть, в которой проживала и трудилась основная масса населения, тянулась вдоль долины. В ней находилось восемь мечетей и базар с деревянными лавками. И если в «европейской» части города улицы были хорошо распланированы с широкой проезжей дорогой, то в мусульманской была высокая скученность построек с узкими коридорами вместо улиц, что и оказалось самой губительной причиной гибели многих людей во время катастрофы 31 января 1902 года.

Город Шамахы с незапамятных времен тревожили землетрясения, ибо по геолого-географическому положению он оказался одним из главных центров сейсмической активности на Южном Кавказе. Это и естественно, потому что Кавказ находится в полосе самых молодых (по геологическому возрасту) горных сооружений на нашей планете, где земная кора еще не обрела, образно говоря, платформенный покой малоподвижной поверхности, и здесь продолжают расти исполинские вершины гор, а вся территория упомянутой полосы постоянно испытывает колоссальные напряжения в слагающих ее горных пластах, что и приводит к землетрясениям при их разрыве между собой. Вот почему они так часты на северном побережье Средиземного моря, в Турции, на Кавказе, в Иране и в Памиро-Гималайской горной системе…

Как писал журнал «Нева», «Шамахы испытала всю палитру бедствия, и картина катастрофы буквально не поддается описанию. Еще утром 31-го числа были замечены легкие сотрясения почвы, но к этому все шамахинцы сыздавна привыкли… Но в половине часа пополудни внезапно прокатился глухой гул со стороны северо-западных гор, и земля страшно дрогнула… Последовали один за другим пять сильных ударов – и города словно не существовало… Люди, животные, птицы беспорядочно метались кругом, охваченные неописуемым ужасом… Стройные мечети склонялись на бок и исчезали в каком-то бесформенном и окутанном черной пылью хаосе… Погибло свыше 2000 человек, 16000 остались без крова, без куска хлеба. Более 4000 домов, восемь мечетей, базар исчезли в развалинах и сгорели. «Татарской» части города Шамахы уже не существовало. Разрушена знаменитая Джума мечеть, гордость Шамахы, незыблемо простоявшая девять столетий… Сотни домов в «европейской» части совсем разрушены.

Больше всего пострадали мусульмане и, главным образом, женщины с детьми, находившиеся в момент катастрофы в 11 городских банях. Землетрясение случилось в четверг, как раз накануне чтимой мусульманами пятницы, поэтому татары в этот день усиленно посещали

бани»…

Сохранились сведения о том, что малоизвестный поэт-мечтатель, репортер, путешественник Владимир Александрович Шуф (конец ХIХ – начало ХХ веков), будучи корреспондентом «Петербургского листка», вместе с художником И.Владимировым был командирован в Шамахы, где едва не погиб в расщелине треснувшей земли. Возвращаясь в Петербург, сидя в вагоне, он создал яркую поэтическую картину-поэму «Сальфа. Гибель Шамахы», в которой представил ужасы землетрясения и разрушения цветущего города.

Вдруг гром подземный прокатился,

Тревожно вздрогнула земля,

Вершины гор, холмы, поля…

Смятенье, ужас… Пали груды

Каменьев, щебня и земли.

Смешались люди и верблюды

И, ослепленные, в пыли,

Бегут по трупам, по обвалам,

Вдоль улиц, в страхе одичалом…

 

Где Шемаха, очей отрада,

Любви и роскоши приют?

Развалин каменных громада

Одна лежит во прахе тут…

Надежды рушились, как зданья,

Мелькали тени, очертанья,

И исчезал былого след.

Во мгле развалины сквозили,

И вдруг, над облаками пыли,

Мечети рухнул минарет…

Вырученные от реализации книги средства Владимир Шуф передал в пользу пострадавших от землетрясения.

Как отмечалось выше, Шамахы подвергался жесточайшим землетрясениям, и поэтому архитектурные памятники, некогда украшавшие город, почти не сохранились. Тем большую ценность представляет Джума мечеть, являющаяся выдающимся памятником не только Азербайджана, но и региона в целом. Построенная в VIII веке, она после повреждений, нанесенных землетрясением в 1859 году, была реконструирована Гасым беком Гаджибабабековым настолько прочно (с использованием темного камня), что выдержала ряд последующих сейсмических потрясений. Однако после последнего и наиболее разрушительного землетрясения в 1902 году она все-таки оказалась значительно повреждена. Как писала газета «Каспiй»: «Даже развалины мечети внушали к себе уважение, обрушившиеся стены не разрушились, как другие постройки, они только упали и будто состоят из одного цельного камня...»

Геолог Шахнули после землетрясения 1902 года определил дату основания Джума мечети – 126 год по мусульманскому календарю, что соотносится с 743 годом, и таким образом шамахинская Джума мечеть оказывается самой ранней мечетью на Южном Кавказе.

Профессор Ш.Фатуллаев отмечает, что ныне действующая Джума мечеть построена на фундаменте мечети, разрушенной землетрясением 1902 года, ибо по шариату новое здание мечети должно быть заложено на фундаменте старой постройки. Отличительная особенность шамахинской Джума мечети в том, что ее трехчастное членение внутреннего пространства разделено на самостоятельные отсеки с собственными михрабами, направленными в сторону священной Каабы, что по планировочной структуре уникальное решение в зодчестве ислама и почти не имеет аналогов. «Можно предположить, – пишет Ш.Фатуллаев, – что центральная, наиболее нарядная, предназначена для ширваншаха и его приближенных, а в боковых происходили службы для простого люда, с женской и мужской половинами».

В 1903 году был организован комитет по сбору пожертвований для восстановления Джума мечети, но ее строительство (с участием гражданского инженера И.К.Плошко, автора здания Исмаийлие в Баку) из-за отсутствия больших материальных средств так и не удалось довести до конца, а в 1918 году она значительно пострадала во время сильного пожара. Впоследствии хотя и произошли некоторые отступления от проекта Плошко, однако качество работ и строительный материал – известняк – в какой-то степени восполнили те искажения, на которые пошли реставраторы ради экономии и восстановления святыни Ширвана.

Интересна история создания Джума мечети, обретшая уже полубылинный характер: «По одному преданию, – пишет Д.Александрович (Насыфи), – она построена Абу-Муслимом (в VIII веке по р.х.), а по другому – ширваншахом Ахтисаном (в XII столетии по р.х.), который в истории Мирхонда называется Абу-Музафар-Менучехром. Он титуловался Ахтисаном (благодательным) и Хагани-Кебирвеликим Хаганом». Царствование его воспето в касыдах (одах) живших в его время знаменитых восточных поэтов Низами, Хагани... Судя по вышесказанному, можно предположить, что мечеть была построена Абу-Муслимом, а впоследствии реставрирована одним из этих ширваншахов».

 Юрий Мамедов

Каспий.- 2009.- 19 декабря.- С. 9.