Ей рукоплескал мир

 

Королеве танца – 90

 

 

В цифру, приведенную в подзаголовке очерка по настоянию самого юбиляра, трудно поверить. Но увы, это так: Амине Дильбази, великой танцовщице, человеку из «золотого века» азербайджанского искусства, как называют прошлое столетие, 26 декабря действительно исполняется 90. Грустно, конечно. Впрочем, разве возраст имеет значение, если все, кто встречается с Аминой ханым, видят перед собой удивительно привлекательную женщину – тот же острый ум, четкая память, тот же молодой блеск в глазах?.. А уж когда она начинает рассказывать о своей жизни, заслушаешься. Оно и понятно: жизнь у нашей замечательной современницы была весьма богата самыми разными событиями, пусть и не всегда радостными, интересными встречами, маленькими и большими победами. Говоря о прошлом, Амина Дильбази задумчиво улыбается, не торопясь извлекать из памяти какие-то отдельные эпизоды.

Родилась моя героиня в Газахском районе нашей республики. Росла в доброй дружной семье, которая в связи с болезнью старшего брата девочки, к сожалению, завершившейся смертью, переехала в Баку. В семь лет Амину определили в школу – сначала в азербайджанский сектор, потом – в русский. А чтобы дать дочкам – их было две – еще и музыкальное образование, как хотелось маме, их привели в музыкальную школу, к самому Узеир беку. Известно, что гениальный композитор всегда очень радовался интересу к музыке у детей из азербайджанских семей. Амина ханым считает, что встреча с великим музыкантом и положила начало ее неугасимой любви к искусству.

Однако известной нам ныне королевой национального танца Амина Дильбази стала совсем не сразу. В школе девочка увлекалась спортом – легкой атлетикой, гимнастикой. Завоевывала первые места, получала призы. Поэтому когда ей,

16-летней успешной гимнастке, предложили вдруг заняться танцами, она категорически отвергла предложение, несмотря даже на победу в танцевальном конкурсе. Но судьба, как известно, всегда оказывается сильнее. Вот и жизнь Амины ханым это подтвердила.

Сначала коллектив, в который пришла девушка, работал в клубе имени Али Байрамова, потом – в филармонии, где выступал с хором Узеира Гаджибейли, а позже – с ансамблем народных инструментов Сеида Рустамова. Амине понравилось ее новое дело – она вкладывала в него душу. Человек активный и деятельный, она хотела не только танцевать, но и ставить танцы. И пробовала делать это. Однажды за поставленный на музыку песни Узеир бека «На колхозном поле» танец ее похвалил сам автор. Песня эта, посвященная известной хлопкоробке, была в то время очень популярной, ее пели буквально все – и стар, и млад. Прежде чем ставить танец, то есть придумать его рисунок, надо было сочинить сюжет. И Амина взялась за это с воодушевлением, а потом еще и станцевала главную партию. Еще и сейчас, спустя десятилетия, Амина Дильбази с благоговением и волнением рассказывает о том, как испугалась, когда великий музыкант поинтересовался – а кто же постановщик танца? И когда она начала было оправдываться, чуть ли не извиняясь за то, что сделала это, не посоветовавшись с ним, он улыбнулся: «Да ты же отлично справилась, баладжа гыз». Так Учитель потом и называл Амину ханым.

Да, юной тогда еще танцовщице было интересно и ставить танец, и солировать в нем: ведь постановщик, рассуждала она, сможет лучше и точнее передать замысел танца. И вправду, ее постановки «Ай, гезяль» – на музыку Гылмана Салахова, «Даглар гезяли» – на музыку Ниязи, в которых она исполняла соло, пользовались успехом у зрителей. Если честно, признается сейчас Амина ханым, она и сама не заметила, как завоевала любовь и популярность. В ее репертуаре постепенно определились и особо любимые народом номера. А такие, конечно же, были у солистки Азербайджанского ансамбля песни и танца. Многие, думаю, помнят исполняемые Аминой Дильбази, всегда изумительно пластичной, грациозной, артистичной, танец со стаканчиками – «Вагзалы-Мирзаи», свадебный карабахский танец «Узун дере», очень интересный сюжетный танец «Тураджи». Кстати, с ним связаны воспоминания танцовщицы о маэстро Ниязи. Оказывается, посмотрев его, маэстро восхитился исполнительским мастерством солистки – «Молодец, Аминка!» – и решил оркестровать мелодию. Помнится, что она прозвучала в исполнении оркестра под неповторимым управлением Ниязи на правительственном концерте. А Амина Дильбази солировала в танцевальной части номера.

Воспоминания буквально захлестывают… Моей героине хочется так многим поделиться! И я с интересом слушаю ее яркий темпераментный рассказ, зримо представляя прошлое, оставившее такой неизгладимый след в жизни этой воистину великой женщины.

Я вижу Амину Дильбази, ведущую концерт на южной границе. Идет война. Солдаты пограничной заставы слушают артистку, затаив дыхание. Слушают так внимательно, что кто-то даже пошутил: «Может, вы, Амина ханым, политруком у нас поработаете?!»

Народной артисткой Азербайджана Амина Дильбази, уже давно завоевавшая всенародное признание, стала лишь в

40 лет. Это сейчас, не успев начать артистическую карьеру, иные деятели претендуют на высокие звания. Впрочем, моей героине, еще до того, как в родной республике ее удостоили звания народной, по предложению знаменитого Игоря Моисеева, как лучшей танцовщице Советского Союза, была присвоена высшая квалификационная категория. А познакомился он с искусством Амины Дильбази на Международном фестивале молодежи в Москве, где Государственный ансамбль песни и пляски Азербайджана, которым она руководила, завоевал «золото».

Надо сказать, что тонкий мастер азербайджанского национального танца, какой слыла Амина Дильбази, любила много ездить. О поездках этих она может говорить часами и взахлеб. В 60-х годах минувшего столетия ей довелось возглавлять группу артистов Азербайджанской государственной филармонии, отправившуюся на целину. Естественно, были в группе и танцоры, которые доставили покорителям целинных земель огромную радость своим зажигательным танцевальным искусством.

Нередко Амину ханым приглашали в тот или иной регион республики. И не только на гастроли, но и чтобы помогла создать какой-нибудь ансамбль танца или поставить танец. Актриса охотно откликалась на подобные приглашения, считала – это же хорошо, когда проявляется интерес к родному искусству. И всегда находила время для поездки. Помнится ей, что однажды в 70-е годы к ней обратились с такой просьбой из Нахчывана, где был организован ансамбль «Шарур». Коллективу предстояла поездка за рубеж, на Международный фольклорный фестиваль во Франции. Денно и нощно работали члены самодеятельного коллектива под руководством прославленной танцовщицы. И труд их был вознагражден: ансамбль «Шарур» завоевал «Гран-при».

Будучи в Нахчыване, Амина Дильбази выступила также с сольным концертом. Вспоминая об этом, она со смехом рассказывает, как была смущена не очень поначалу горячим приемом, к которому уже успела привыкнуть. Но это были лишь первые мгновения ее появления на сцене. Зато потом, когда, начав танцевать, она повернулась спиной к зрительному залу и взмахнула руками, зал взорвался аплодисментами.

«А ты разве не поняла, почему так произошло? – спросил ее великий лидер Гейдар Алиев, когда она однажды при встрече с ним посетовала по этому поводу. – У тебя ведь, Амина, неповторимые руки, они словно поют. Таких рук я не видел ни у одной, даже самой выдающейся танцовщицы». Об этой оценке своего творчества Амина Дильбази говорит с гордостью.

Все, кто знает Амину ханым близко, или просто встречался с ней, отмечают ее душевную щедрость. Думаю, без этого качества моя героиня не смогла бы учить, и учить в большинстве случаев успешно, не смогла бы приобщать к изумительному искусству танца других. И не только в Хореографическом училище, где многие годы она вела занятия по национальному танцу. Не только в созданной ею в Медицинском институте, где тоже долго работала, танцевальной группе «Чинар», не раз выезжавшей с концертами за рубеж и выступавшей там с триумфом. Но и на сцене филармонии, где оттачивала до совершенства мастерство уже профессиональных танцовщиц ансамбля. Амина ханым с любовью произносит имена своих талантливых учениц – Розы Джалиловой, Туты Гамидовой, Алии Рамазановой, Афаг Меликовой и других, ставших, благодаря Учителю, большими профессионалами.

Им и их наставнице не раз рукоплескал мир – Франция, Турция, Германия, Китай, Индия, Израиль, Малайзия, Пакистан, Швейцария и еще много других стран, где пропагандировали наши артисты богатую и многогранную культуру своего народа. В доме у Амины ханым до сих пор хранится бронзовая статуэтка танцующего бога Шивы, которую ей подарили в Индии. Запомнилась и поездка в тогдашнюю Чехословакию, бурная встреча, которую ей устроили зрители, долго не отпускавшие танцовщицу после исполнения ею вместе с партнером их коронного номера – танца «Наз элеме», требующего особой выразительности, утонченности, порывистости. И солистка так понравилась местным зрителям, что они вывесили на здании Чешского оперного театра огромный плакат с портретом Амины Дильбази… Такое не забывается!

Но с особым трепетом говорит и вспоминает Амина ханым обо всем, что связано с общенациональным лидером азербайджанского народа Гейдаром Алиевым, человеком, не просто любившим искусство, литературу, но и разбиравшимся в них до тонкостей, а потому умевшим дать достойную оценку нелегкому труду представителей этих сфер. Надо сказать, что и сам Гейдар Алиев, как рассказывают, довольно хорошо пел и танцевал. Однажды на одном из праздничных приемов даже продемонстрировал свое умение танцевать, приняв приглашение выступавшей на приеме Амины Дильбази.

Это очень важно, когда твой труд, получивший признание народа, по достоинству оценивается. Ровно 10 лет назад великая Амина Дильбази, легенда нашей культуры, Указом президента Гейдара Алиева была награждена высоким орденом Родины – «Истиглал». В ее честь в Театре оперы и балета состоялось юбилейное торжество. Амина ханым с благодарностью к великому лидеру думает об этом, вспоминая и о том, как пообещала тогда в шутку исполнить вместе с ним танец радости в день, когда завершится строительство трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан.

Амина ханым – не только великая танцовщица. Она – великий патриот. Мне вспоминается одно из опубликованных в печати поздравительных писем нашему общенациональному лидеру в связи с днем его рождения. Оно было подписано народными артистами Азербайджана Аминой Дильбази и композитором-симфонистом Джовдетом Гаджиевым, верным спутником жизни моей героини. Авторы выражали благодарность главе государства за внимание к вопросам культуры, что стало серьезным импульсом к ее мощному развитию в первый период его руководства страной, с удовлетворением подчеркивали его неоценимую роль в том, что, вернувшись по настоянию народа к руководству Азербайджаном вторично, он сумел сделать главное – остановить войну, кровопролитие, навести в стране порядок. «Как же мы хотим видеть нашу землю свободной!» – такими словами завершалось письмо.

Этой мечтой Амина ханым живет и сегодня. Она горда тем, как талантливо продолжает политику Гейдара Алиева его достойный преемник, президент Азербайджана Ильхам Алиев. Мне рассказывали, что не очень давно, присутствуя на свадьбе близких, Амина ханым посвятила этому волнующему всех нас вопросу свой пламенный тост.

Проходят годы… Не стало великого лидера, ушел из жизни глава семьи Гаджиевых-Дильбази. Амина ханым живет, окруженная любовью и теплом своих детей, внуков, учеников. Живо интересуется их делами, дает советы. Она гордится, что вырастила достойных людей. Сыновья Исмаил и Микаил – музыканты. С музыкой связаны также дочь Первин и внучка Эстер Мурадова, скрипачка, лауреат международных конкурсов. А сын другой дочери, врача Нармин, Джавад Магеррамзаде – международный мастер по шахматам, был чемпионом Азербайджана среди юниоров и членом сборной олимпийской команды. Словом, талантом в этой семье никто, как видно, не обделен.

Может, и умение вырастить добрых, порядочных людей тоже учитывалось, когда несколько лет назад Амина Дильбази была удостоена Американским биографическим институтом звания «Женщина года», «Женщина века»?!

Сегодня, в день своего 90-летия, Амина ханым еще раз, по ее признанию, словно пережила и перечувствовала всю свою жизнь.

– А кем бы вы стали, если бы вам представилась возможность начать все сначала?

– Конечно, танцовщицей. Мне всегда говорили, что я родилась, чтобы танцевать…

Наверное, так оно и есть. Наверное, на то воля Аллаха…

 

Эльмира АЛИЕВА,

заслуженный журналист Азербайджана

Каспий.- 2009.- 26 декабря.- С. 10.