В жизни всегда есть место подвигу

 

Он был личным врачом Его Королевского Величества

Каждый из нас в какой-то степени наделен способностью оценивать свои мысли, слова, поступки. Этот дар кто-то из великих назвал совестью, корректирующей нашу жизнь, выступающей судьей. Совесть самой природой заложена в человеке, она есть тот кислород, без которого душа наша не сможет гореть, а значит – жить…Эти вычитанные где-то строки вспомнились, когда, взявшись за перо, я решила рассказать об, увы, уже давно ушедшем из жизни азербайджанском враче, человеке, жившем как раз по законам совести.

В начале прошлого столетия, а именно в 1952 году медицинский мир оказался свидетелем одного открытия, ставшего результатом незаурядного, прямо скажем, мужественного врачебного поступка. И совершил его наш соотечественник Салих Салихов. Факты, об одном из которых пойдет речь, истории медицины, разумеется, были известны и ранее. Но в нашей республике такое произошло, пожалуй, впервые.

В первые годы после окончания С.Салиховым медицинского института, совпавшие, наверное, с самым драматическим периодом в жизни человечества – Второй мировой войной, – и особенно в последующем десятилетии в медицинской практике стал использоваться ряд новых лекарственных препаратов, наиболее действенным среди которых считался пенициллин – изобретение англичанина Александра Флеминга. Так вот азербайджанский терапевт Салихов предложил применять метод внутривенного вливания этого препарата при лечении гнойных процессов в легких, а чтобы не подвергать риску жизнь тяжело больных, первый клинический опыт произвел на себе, предварительно написав расписку, в которой признавал свою ответственность за этот шаг. И опыт удался. Как писал тогда союзный журнал «Клиническая медицина», этот подвиг врача продвинул мировую медицинскую практику вперед на много сотен шагов. Хотелось бы подчеркнуть, что успехи, которых добивался доктор Салихов, как раз и основывались на мощном фундаменте его фармакологических знаний. «Лекарствами, – говорил он, – надо умело маневрировать». Например, блестящие результаты он получил при лечении некоторых форм ревматизма, применяя в больших дозах салициловый натрий. Доктор Салихов не признавал понятия врач узкой специализации: внутренние органы человека так взаимосвязаны, что врач, по его мнению, просто обязан разбираться во всех тонкостях каждого органа. Именно таким был он сам, что очень пригодилось ему в его медицинской практике. И не только в своей стране, но и за рубежом, где ему довелось работать.

Дело в том, что в середине 50-х годов прошлого столетия, уже после совершенного доктором Салиховым и нашумевшего в стране врачебного подвига, из бывшего Советского Союза на работу за рубеж направлялись специалисты разных отраслей, в том числе и медики. Одним из них и стал доктор из Азербайджана Салих Салихов, известный как врач широкого профиля и высокой квалификации, завоевавший еще и славу самоотверженного человека. Выбор пал на нашего соотечественника еще и потому, что король Йемена, страны, где предстояло работать азербайджанскому врачу, Его Величество Имам Ахмед, обратившись с просьбой о предоставлении ему личного доктора, выразил пожелание, чтобы врач это был непременно мусульманином.

Так оказался в далекой дружественной арабской стране Салих Салихов, к тому времени уже кандидат наук, успевший пройти школу участкового врача, проработавший клиническим ординатором и преподавателем в Азгосмединституте, а также педагогом и руководителем ряда медучилищ, возглавлявший некоторое время курорт Нафталан, а потом и больницу имени Семашко (ныне – городская клиническая больница №1).

Кого только и какие только заболевания, причем самыми современными методами, ни лечил доктор Салихов в Йемене! Приехав туда в качестве личного врача йеменского монарха и членов его семьи, посланец нашей страны бескорыстно, денно и нощно оказывал медицинские услуги также представителям неимущих слоев населения – ему приходилось ежедневно принимать до 60 больных. Аденская пресса много и с восторгом писала о нашем земляке, называя его «самым популярным доктором Королевства». А вот какую оценку дал, казалось бы, его чисто гуманитарной деятельности популярный американский журнал: «Миссия одного этого врача, – читаем на его страницах, – завоевывает симпатии арабов скорее, чем десятки танков и пушек».

Салих Салихов полюбил Йемен, его жителей, и они отвечали ему взаимностью. Память о нем и сегодня жива в сердцах йеменцев. Да и как забудешь человека, подарившего твоему народу кусочек своей души?! Усилиями доктора Салихова в Адене был создан Анатомический музей, акушерско-гинекологическое отделение, стоматологический кабинет, где, кстати, работала его супруга – Адиля ханум, мать его детей, к которой, говорят знавшие эту семью, он относился с нескрываемой нежностью. А в городе Сана и сейчас действует музей, посвященный годам салиховской работы в Йемене, материалы которого свидетельствуют о том, что и здесь, в этой стране, Салихов продолжал свои научные изыскания – в частности ему удалось всесторонне изучить одно из редких, характерных для афро-азиатских стран, заболеваний под сложным названием «бильгарциоз». Позже, уже на родине, он опубликовал труд на эту тему.

Йеменские коллеги поражались настойчивости и целеустремленности научного поиска доктора из Азербайджана. А ведь жил и работал он в условиях, далеких от комфорта. Один из местных врачей, директор больницы в городе Ходейда, говорил: «Это – единственный доктор в своем роде… Аллах внушил нашему владыке Имаму пригласить такого доктора в нашу страну, и это принесло ей многие блага…». Такое приятно читать. Просветитель по натуре – до мединститута Салихов, выпускник рабфака, а затем и Педагогического института, успешно занимался преподаванием – он и в Йемене не оставлял эту стезю деятельности. Организовав при содействии короля несколько фельдшерских училищ, преподавал там соответствующие дисциплины. И делал это на арабском языке, который сумел освоить в короткий срок благодаря таланту и работоспособности.

Более того, он убедил короля Имама Ахмеда в том, чтобы выпускники этих училищ продолжали медицинское образование в высших учебных заведениях за рубежом, в частности и в его стране.

Впрочем, с не меньшей заинтересованностью, как рассказывают, доктор Салихов относился и к своим ученикам в родной стране: знал по собственному опыту, как много значит такое отношение, с благодарностью вспоминал в связи с этим своего научного руководителя профессора Афонского – одного из основоположников терапевтической школы Азербайджана и одного из тех, кто содействовал формированию Салихова как истинного профессионала.

Подхватив эту добрую эстафету, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой, автор ряда монографий, 100 научных работ Салихов воспитал целую плеяду замечательных азербайджанских врачей, отличающихся, как и их учитель, высокой квалификацией и высокими человеческими качествами. А среди них – и его собственные дети, один из которых, профессор Мустафа Салих оглу Салихов, заведующий кафедрой Азгосмедуниверситета, любезно согласился поделиться своими воспоминаниями об отце, которому в нынешнем году исполнилось бы 100 лет.

К сожалению, мне, автору этих строк, не довелось знать профессора Салиха Салихова лично, хотя я часто слышала о нем – будучи главным терапевтом Азербайджана, он пользовался широкой славой. И не только как серьезный специалист, но и как личность высокой нравственности, как человек, при всей внешней строгости и сдержанности очень сердечный, щедрый душой.

А разве не любовь к ближним, не доброту в самом широком смысле этого слова проповедуют все религии на земле?! И совсем не случаен, думаю, такой факт в биографии профессора Салихова: возвращаясь из Йемена домой, он, доказав свою приверженность исламским ценностям, совершил, вопреки господствовавшей тогда идеологии, паломничество в Мекку, что в свое время сделал также его отец Гаджи Мустафа.

Понять лучше истоки всех поступков профессора Салихова поможет, уверена, его прошлое.

Родился в Агдаше, рано потерял родителей, рано столкнулся с нуждой. Тем не менее, упорно преодолевая все, блестяще окончил среднюю школу, приехал в столицу, где продолжил образование. Трудное детство не прошло бесследно, рубцом врезалось в сердце: доктор Салихов лучше многих понимал страдания людей и старался всячески помогать им…

В выпущенной несколько лет назад книге о нашем незаурядном соотечественнике встретились такие слова: память – это незаметный след той борозды, которую каждый из нас оставляет в лоне бесконечности… Применительно к моему герою можно сказать, что память о профессоре Салихе Мустафа оглу Салихове запечатлена не только в бронзовом бюсте во дворе Центральной районной больницы Агдаша, носящей его имя, но и в сердцах и умах благодарных пациентов, которым он принес исцеление, учеников, продолживших его дело, наконец, всех тех, кому выпало счастье общения с ним.

 

Алиева  Э.

Каспий. -2009. – 4 июля. – С.9.