Памятники зодчества

 

Архитектурно-художественные особенности культовых сооружений Ичери шехер

 

В XII веке в Северном Азербайджане наряду с расцветом науки и культуры особое развитие получили ремесленное производство и архитектутра. Искусные зодчие создавали свои шедевры в крепости Ичери шехер в Баку и других городах Северного Азербайджана. Архитектура этого периода представлена многочисленными сооружениями, в том числе оборонительного характера. Среди многочисленных сооружений стоит выделить памятники мемориальной архитектуры, в особенности культовые сооружения. В списке сохранившихся до наших дней изумительных памятников архитектуры особое место принадлежит шедевру средневекового зодчества – дворцовому ансамблю Ширваншахов в Бакинской крепости.

С распространением ислама в Северном Азербайджане средневековая культовая архитектура, не порывая связь с преемственностью, постоянно совершенствовалась и отвечала требованиям времени. При этом особое внимание уделялось архитектурному убранству культовых сооружений, мечетей в частности.

Строительство мечетей и сегодня в центре внимания зодчих. По этому поводу существует мудрое изречение пророка Мухаммеда: «Тот, кто построит мечеть с надписью на нем имени Бога, тому в раю будет построен дворец».

Мечеть Мухаммеда ибн Абу Бекра (1078-1079 гг.), считающаяся одним из шедевров мирового зодчества, расположена в прибрежной части Бакинской крепости. Само здание мечети по своему возрасту более старинное, нежели примыкающий к ней минарет. Настоящая мечеть, по предположениям ученых, является прототипом первоначальной – согласно традициям ислама, на территории культовых сооружений, в особенности мечетей, запрещалось строить здания другого предназначения. В случае построения на месте разрушенной мечети новой, последняя должна была строго соответствовать предыдущей. Проведенные учеными исследования мечети Мухаммеда ибн Абу Бекра дают все основания полагать, что при строительстве последней был строго учтен план первоначальной.

Минарет мечети Мухаммеда ибн Абу Бекра, известный в народе как «Сыных-Гала», является первым датированным памятником в списке творений азербайджанских зодчих. Минарет высотой 12 м. находится к западу от мечети. В северной стороне мечети, около дверного проема, высечена арабоязычная надпись, сообщающая, что сооружение это возведено устадом (мастером) Мухаммедом, сыном Абу Бекра в 471 г.х. (1078-79 гг.). Что касается названия «Сыных-Гала», означающего в переводе на русский «разрушенная башня», то оно связано с повреждением минарета во время обстрела Баку кораблями Петра I в 1723 году. Минарет сложен из тесаного камня – известняка-ракушечника и представляет собой утончающуюся массивную цилиндрическую башню, увенчанную кольцевым балкончиком для муэдзина – «шэрэфэ». Балкон огражден каменными плитами и поддерживается сталактитовым карнизом. Ряд мелких сталактитов образует переход от башни минарета к ее ребристому куполу. Внутри минарета имеется узкая винтовая лестница, начинающаяся за дверным проемом и выводящая через проем стрельчатого очертания на балкон муэдзина. В минарете имеются небольшие проемы бойничного типа, освещающие лестницу.

Считающийся наиболее ранним культовым сооружением в Северном Азербайджане, минарет «Сыных-Гала» привлекателен еще и тем, что по силуэту и трактовке архитектурных форм он напоминает донжоны замков и сторожевых башен. В мечети «Сыных-Гала» сохранилась куфическая надпись: «Приказано сооружение этого здания мечети было Сеядед-дином сыном Мухаммеда I, в 471 г.х.».

XIV век в архитектуре Северного Азербайджана, в частности Баку, можно охарактеризовать возросшей декоративностью и выразительностью архитектурно-пространственного построения и смелостью конструктивного решения. В этот период особое внимание уделялось строительству джума-мечетей, которых, к сожалению, сохранилось не так уж и много. В основном более-менее уцелели их минареты, планировка и внешний облик которых, по убеждению ученых, не подвергались переделкам. Примером тому служит уцелевший минарет Джума-мечети (XIV в.) в Ичери шехер, расположенной южнее Гыз Галасы, у восточного подножья холма, где размещен комплекс дворца Ширваншахов. К сожалению, о самой мечети подробных описаний не сохранилось, и о ней можно судить только по сообщению архивных источников.

Предположительно, Джума-мечеть была построена на фундаментах более древнего языческого храма. По проекции она напоминает прямоугольник с двумя южными и западными срезанными углами. Очевидно, к южной стене срезанного угла примыкал квадратный молитвенный зал со сталактитовым сводом, который был перекрыт наружной, «шатровой главой». У наружной стены помещался михраб, а к молитвенному залу примыкали ряд помещений, переходов и галерей. Помещения в западной и северной частях здания отводились для женщин. Здесь же, в северной части здания, находится маленький дворик с колодцем, когда-то прикрываемый куполообразной крышей. Мечеть освещается окнами, скорее отдушинами, выходящими на улицу и придающими зданию некоторую таинственность. Имеются два выхода: один – с запада, предназначенный для мужчин, другой – с севера, рядом с минаретом, для женщин. От старой Джума-мечети сохранился только минарет, расположенный в нескольких метрах от нее. Как следует из надписей, Джума-мечеть была построена Халилуллой I в 841 г.х.

(1437-1438 гг.). У подножия минарета высечены древние арабские надписи:

гулагид Ольджайту Ходабенде Мухаммед, 700 г.х. (1300-1301 г.);

строитель Шараф Эддин Махмуд, реджаб, 709 г. (1310 г. декабрь);

Надписи имеются и на самом минарете:

султан Халилулла, 841 г.х. (1437-38 гг.);

мечеть обновлена, 860 г.х. (1456 г.);

обновлена во второй раз в царствование Султана, сына султана, хакана, сына хакана, Шаха Сулеймана I Сефеви, Эль Мусеви, Эль Хюсейни и Бахадыр хана… (Сулейман 1078-1106 г.х. – XVIII в.).

Предположительно, во времена Ильханидов в Бакинской Джума-мечети находился диван – государственная казна.

Согласно традициям ислама, совместное отправление молитвы мужчинами и женщинами запрещено. Для женщин в мечетях отводились отдельные помещения или же в пределах общего молельного зала для них устраивались ложи. Это все не могло не отразиться на архитектурно-планировочных решениях азербайджанских культовых сооружений, в частности, мечетей. По преданию, один из храмов огня и башня, на месте которых была построена в XV в. Джума-мечеть, посвящались богине зеленой звезды Веге, которую звали Зиммуриада (зумруд – изумруд).

Джума-мечеть, находящаяся неподалеку от мечети Мухаммеда, неоднократно обновлялась, а в начале XX века одним из местных богачей-ревнителей была заново отстроена. Первоначальный ее план известен по обмеру, выполненному в 1888 году русским архитектором академиком А.Павлиновым, а общий облик – по старинным фотографиям и зарисовкам. Неправильный шестигранник плана здания со срезанными южным и западными углами отразил сложность архитектурной задачи. Мечеть сооружалась на освященном традицией, тесно обустроенном участке. А.Павлинов не без основания полагал, что на этом месте некогда находилось языческое капище.

Помещения мечети невелики, вплоть до предназначавшегося для мужчин купольного зала, не говоря уже о молельной комнате для женщин. Особенностью архитектурного стиля являлся конический купол. В убранстве его важное место принадлежало поливным изразцам, привозному декоративному материалу, сравнительно редко встречающемуся в архитектуре северных областей Азербайджана. Надпись, высеченная на Джума-мечети, сообщает, что в период правления Ильханидов там размещался диван, который передает содержание текста ярлыка ильханидского султана Мухаммеда Ольджайту (1304-1316 гг.).

Таким образом, на однообразном фоне застройки Баку XII-XIV веков выделялось лишь несколько массивных объемов башен и сверкающий своим изразцовым убранством канонический купол Джума-мечети. К сожалению, старинное здание за время своего существования не раз перестраивалось (в последний раз – в 1905 году бакинским предпринимателем Дадашевым). От прежней постройки ничего не осталось, так как новое здание выстроено в современном персидском стиле.

К числу ранних мечетей, построенных в Ичери шехер, принадлежит квартальная мечеть Ашура (1169 г.). Этот памятник старины состоит из небольшого подвального помещения и верхнего молельного зала. Здание мечети в плане вытянутой формы со сводчатым покрытием и имеет два проема с полукруглой аркой, выходящих наружу. Молельный зал площадью в 55 кв.м. имеет два михраба. Михраб, расположенный по оси зала, богато декорирован, а покрытый сферическим сводом молельный зал, визуально, разделен на две секции арочным поясом. В узких стенах зала расположены небольшие ниши, а над михрабом имеется маленькое окошечко; входная дверь находится в углу юго-восточной стены. Снаружи здание напоминает призму. Более древняя нижняя часть кладки стен выполнена из относительно крупных камней различного размера. Верхняя же часть стены выложена из камней одинакового и небольшого размера. Главный фасад здания завершает карниз простого профиля.

Отличительной особенностью мечети Ашура является куполообразный сталактитовый михраб, втопленный в угол стены. Мечеть без купола, длиной 14 и шириной 11 метров. На ней высечена дата постройки – 565 г.х. (1169 г.). Она построена на месте памятника периода Сасанидов. Эту мечеть иногда ошибочно называют «Ləzgi məsсidi» («Лезгинская мечеть»).

В мечети Ашура сохранился древний каменный михраб, выполненный еще в 1171 году Ашуром, сыном Ибрагима, который в строительной надписи именовался не просто недджжаром – резчиком по дереву, но и устадом, то есть мастером большой квалификации, достигшим высокой степени общественного признания.

На вершине одного из холмов в старой части Баку, называемой Ичери шехер, находится комплекс зданий, известный как ансамбль Дворца Ширваншахов – выдающийся памятник азербайджанского зодчества XV века. В ансамбль входят шахский дворец, диванхана, усыпальница (тюрбе), шахская (дворцовая) мечеть с минаретом и другие постройки.

Шахская мечеть расположена на нижней площадке дворцовой усадьбы, в ее южной части, рядом с тюрбе. Композиционно мечеть призматической формы, завершают ее два заостренных купола. В северо-восточном углу здания возвышается стройная вертикаль минарета. Здание мечети состоит из двух молельных залов и нескольких небольших подсобных комнат. Она имеет три входа: главный, северный вход, обращенный к усыпальнице, подчеркивается своим порталом; несколько скромным порталом выделен восточный вход, который был предназначен для самого ширваншаха и его окружения; западный же вход, ведущий в женскую молельню, ничем не выделяется и расположен со стороны участка дворцовой территории, предназначенной для хозяйственных нужд. Композиционным центром здания мечети является большой двусветный молельный зал, покрытый слегка заостренным куполом, опирающимся на паруса. Четыре глубоких сводчатых помещения обращены к подкупольному квадрату и придают залу крестообразную форму. Гыбла, обращенная к Мекке, отмечена скромным михрабом, а небольшой участок пола перед ним устлан бирюзовыми поливными плитками и огорожен невысокой каменной решеткой. Строгую гладь стен зала оживляют лишь резные каменные решетки, которыми забраны небольшие оконные проемы.

Минарет мечети был сооружен намного позднее, чем она сама. Надпись указывает имя заказчика и дату постройки: «Повелел возвышение этого минарета величайший султан Халил-Улла…845 г.х. (1441-1442 гг.)»

В 1920 году мечеть была отреставрирована. Тайный проход, связывающий ханский дворец с дворцовой мечетью с особой лестницей и дверью, был заложен. Нижний двор, где находятся дворцовая мечеть с минаретом и усыпальница ширваншахов, обладает совершенно иным обликом. Он состоит из двух небольших участков, несколько камерных по своему характеру. Первый из них образован глухой стеной и обращенными к нему главными фасадами служебных каморок. И тем не менее интерьеры эти все же различны. Здесь проявилась характерная для средневекового зодчества черта – разнообразие трактовки и совершенствования не только вошедших в традицию, но даже канонизированных композиционных приемов и архитектурных мотивов. В западной части мечети находится односветный молельный зал, предназначавшийся для женщин. Покрытая «ползучим» сводом лестница ведет в средний двор, где находятся остатки древней мечети Кей-Кубада (XIII в.) с пристроенным к ней чуть позже мавзолеем придворного астронома Сеида Яхья Бакуви (Мавзолей дервиша).

От мечети Кей-Кубада, находящейся на расстоянии нескольких метров от дворца, сохранились лишь остатки наружных стен и базы колонн купола. Мечеть была разрушена в 1918 году во время пожара. Характерна строгость архитектурного решения: гладь стен с обычным для Ширвана XV века чередованием рядов кладки, разнящихся по ширине, колориту и фактуре, подчеркнута глубоко затененным под арочным пространством порталом и небольшими проемами окон. Внизу, в резком ракурсе, просматривается замкнутый дворик мечети с круглящимися куполами зданий и стройной башней минарета. Вход в Мавзолей Бакуви соединен с проемом в разрушенную мечеть. Такого рода пристройки мавзолеев к мечетям – явление обычное.

Архитектурно квартальные мечети не выделялись особой застройкой, а размещение их в организме города носило явно случайный характер. Мечети этого периода, в частности, архитектура их фасадов и интерьер отличались своей скромностью. Входные и оконные проемы, выходящие на фасадную сторону здания, имели особые элементы убранства – профилированные обрамления, орнаментированные медальоны и вязь лапидарных надписей. Так, например, в Хыдыр-мечети, датируемой 1301 годом, фасад украшают резные медальоны и надписи, а украшением интерьеров служат лишь небольшие михрабы с профилированными деталями. Или взять хотя бы мечеть Моллы Ахмеда, которая расположена в восточной части крепости и является характерным образцом зальных квартальных мечетей, распространенных в средневековом Баку. На главном фасаде мечети размещен скромный стрельчатый вход, два прямоугольных окна и строительная надпись.

Мечеть Моллы Ахмеда была построена Махмудом, сыном Сада, в XIV в. Она ничем не выделяется от квартальных мечетей. На стене мечети высечена дата строительства – 700 г.х. (1300-1301 гг.) и имя зодчего – Махмуд ибн Сад.

Со временем азербайджанские зодчие стали уделять декорации мечетей особое внимание. Об этом свидетельствует появление сталактитов в порталах и михрабах мечетей Баку. Примером этому может служить вход в Гилек-мечеть, 608 г.х. (1308-1309 гг.), который обрамлен порталом со сталактитовым поясом сложного характера. В южной ее стене, у линии карниза, имеется оконный проем со вставленной каменной решеткой, поле которой состоит из сочетания восьмиконечной звезды с крестом. Подобный мотив встречается очень часто в декоративных украшениях. Вся композиция из просветов в виде звезд и крестов заключена в рамку, верхняя часть которой разрешена сложной стрельчатой аркой – эти мотивы получают больше распространение в графическом исполнении в росписях стен жилищ. Орнамент растительного характера дополняет прекрасный образец резьбы по камню.

Гилек-мечеть с двумя куполами имеет длину 14 и ширину 10 метров. К старому зданию мечети пристроено помещение длиной 11 метров. Полукупольное пространство молельного зала Гилек-мечети имело форму равностороннего креста, который дополняли до квадрата небольшие помещения в углах.

Похожие декоративные элементы можно встретить и в Хыдыр-мечети, входные и оконные проемы которой обрамлены сложно профилированными резными наличниками.

Мечети Ичери шехер представляют собой небольшие, незатейливого плана однозальные сооружения. Внутреннее убранство их ограничивается более или менее богато декорированным михрабом, который указывает молящимся направление Мекки.

В Ичери шехер были и другие мечети, ничем не выделявшиеся от остальных. Среди них можно отметить мечеть Мирзы Ахмеда. Она без купола, имела длину 7 метров, с надписью – 746 г.х. (1345 г.) и именем Мовлана Ахмед ибн Мухаммеда.

Мечеть Чин (XIV в.), по-видимому, обслуживала жителей соседнего района, деятельность которой была тесно связана с жизнью дворца. Рядом с овданом расположилась Джин-мечеть (мечеть Имам Османа) с датированной надписью

– 777 г.х. (1376 г.).

А Мектеб-мечеть, или так называемая мечеть Моллы Мирзы – 1056 г.х. (1645 г.), с круглым куполом, длиной 14 и шириной 9 метров, относится к периоду правления шаха Аббаса II.

Кстати, в период правления шаха Аббаса II широкое развитие получил и тип ширванского минарета. Этот элемент, впервые примененный в мечети Мухаммеда в XI в., в дальнейшем встречается и в Джума-мечети в Ичери шехер, в мечети Дворца Ширваншахов и в какой-то степени напоминает донжоны замков и сторожевых башен. Он имеет цилиндрическую башню из тесаного камня с характерным уточнением и ребристый куполок, где балкон муэдзина поддерживается сталактитами.

В Ичери шехер существует и ряд других квартальных мечетей – мечеть Гаджи Бану (XVI в.), мечеть Шейха Ибрагима (1415 г.), мечеть-медресе (1301г.), мечеть Ханлара (XIX-XX в.). В отчете Дорна отмечена еще одна мечеть – «Məsçidi bazzaza» (мечеть торговцев матерей). По некоторым данным, она находилась вблизи Гыз Галасы. Следует отметить, что мечеть Мухаммеда и развалины мечети Кей-Кубада внесены в Список шедевров всемирного культурного наследия UNESCO.

 

Алигусейн Искендеров

Каспий.- 2009.- 7 ноября.- С. 11.