«Город детства»

Изумруд Кулиевой

 

Состоялась презентация книги

живущей в Москве нашей соотечественницы

 

В клубе Натаван Союза писателей Азербайджана (СПА) состоялась презентация книги живущей в Москве нашей соотечественницы, члена Союза писателей Российской Федерации и СПА Изумруд Кулиевой. Книга включает четыре прозаических произведения, объединенных под общим названием «Город детства».

 

 

Написанные в жанре киноповести, эти произведения воспринимаются как живой рассказ о самых разных людских судьбах и захватывают умением талантливого автора и с юмором, и всерьез говорить о самых тонких струнках в человеческих отношениях, о том, что волнует всех нас, буквально зримо показывая своих героев. И это стало достойным поводом для содержательного разговора о судьбе талантливого литератора на презентации.

Мероприятие открыл народный писатель, председатель СПА Анар. С теплыми воспоминаниями о прошедших в Баку юношеских годах Изумруд Кулиевой, о ее первых стихах и других литературных опытах рассказали пришедшие на церемонию друзья ее детства, педагоги, коллеги. Гюльрух Алибейли, Эльмира Алиева, Михаил Забелин, Сиявуш Мамедзаде, Алина Талыбова и другие, тепло приветствуя хозяйку мероприятия, отметили ее целеустремленность, широкий круг творческих интересов, всегда обеспечивающих успех ее творениям.

Те из собравшихся, кто успел прочитать презентуемую новую книгу за несколько дней до церемонии и высоко оценить ее, в своих выступлениях с большим удовольствием высказывали суждения о повестях «Белая лошадь с серебряной гривой», «Да святится имя твое», «Сторож» и «Как пройти к Белому дому».

Накануне этого волнительного не только для автора, но и для участников встречи события мне удалось встретиться и побеседовать с писательницей, но прежде чем приведу ее ответы на далеко не личные вопросы, постараюсь представить собеседницу читателям.

Не скрою, знаю ее не просто с детства – с самого рождения. Жили мы в одном доме, по адресу улица Лермонтова, 121, и было у нас много общих впечатлений, наверняка сформировавших и круг общения, и систему взглядов на людей, на окружающую жизнь, да и свою роль в этом мире.

В детстве Изумруд слыла ребенком капризным, своевольным, но, как сейчас понимаю, это и было той своеобычностью, тем свободолюбием, которое позволило сформироваться неординарной личности, которая всего добивается сама, не уповая на помощь со стороны, – благо, родители создали ей для этого все возможности...

Она рано стала писать стихи – не по-детски талантливые, прекрасные, отмеченные умением найти меткое слово, образ и даже выразить достойное отношение к окружающему миру.

Ныне, встретившись после 35-летней разлуки – не только со мной, но и с родным городом, с близкими знакомыми, Изумруд Кулиева могла бы предстать перед нами девочкой, когда-то писавшей что-то для себя, любившей показать свое умение на людях и даже легко и достаточно рано получавшей трибуну такого ранга, как каналы Азербайджанского государственного телевидения.

Едва окончив заочный факультет журналистики БГУ, Изумруд Кулиева получила от мэтров право самостоятельно выбирать темы популярных познавательных передач на AzTV, готовить их с достойными собеседниками и неординарно вела их. Она рано услышала, как звучали в эфире написанные маститыми композиторами на ее стихи песни, исполнявшиеся даже самим Муслимом Магомаевым. И было бы всех этих фактов биографии достаточно, чтобы с уверенностью говорить, что наша Зюма рано состоялась, если бы сегодня мы не получили возможность уверенно добавить к этим выводам еще и убежденность, что она не растратила Богом данный талант и гордо несет свой крест по жизни. Но новая книга…

На волне «опусов» расплодившихся современных авторов очень легко не только испортить вкус, но и потерять веру в литературу, все реже и реже одаривающую нас достойными сочинениями талантливых и добросовестных писателей. И когда встречаешь такие вот всполохи света, идущие от ума и сердца, воспринимаемые как глоток свежего воздуха, нисходит некая благодать, приносящая веру в то, что все совсем не так уж плохо, а высшие достижения – не расхожий товар.

Читая книгу «Город детства», я старательно ищу у автора ответа на возникшие вопросы, но, понимая, что однозначными они быть не могут, сама начинаю путешествие в то далекое, где только и мог начинаться источник, питавший сердце и разум одаренного человечка.

Веря, что талант может состояться лишь там, где с ним соседствует труд, целеустремленный поиск, один лишь умеющий сделать труд счастливым состоянием, закономерно обнаруживаю, как, вобрав многообразные впечатления, автор не спешит выдавать нам правду о себе ради того, чтобы, не слукавив, порадовать искрой солнечного озарения…

Первая повесть в книге это, безусловно, рассказ о себе – маме и папе, о сынишке, его отношениях с отцом. Но это не биографическая справка, сдобренная парой лирических отступлений. Это абстрагированный, по-писательски переосмысленный пласт жизни, трогающий за живое благодаря умению автора не просто пронзительно сказать о тонких материях так, как никто прежде этого не делал. При всей похожести ситуации описанная история не могла произойти ни с кем другим. Это индивидуально, непохоже, это талантливо.

– Десятки населяющих ваши повести людей вполне узнаваемы – они и в самом деле списаны с конкретных людей?

– У меня был соблазн списать их с тех, кто стал прототипом, но тогда это уже не художественное произведение.

– И вы пошли по пути обобщений…

– Если вы это заметили, могу радоваться, что удалось написать повести о времени, а не об отдельных судьбах и персонажах.

– По мне, такое быстро не пишется…

– Да уж… Первая повесть писалась почти десять лет.

– Зато сделана добротно!

– Спасибо!

– Вы назвали книгу «Город детства», а события в повестях происходят не только в Баку, но и в Одессе, Москве, США… Хотите показать, что способность воспроизводить образы не похожих друг на друга людей, по-писательски мыслить вобрали в себя опять же там, в родном, колоритном и необычном городе?

– Специально я такой целью не задавалась, но, если задуматься… Возможно, окажется, что именно они, мои ровесники-бакинцы, в свое время научили многое подмечать, запоминать впечатления, чтобы потом удивлять находками, как это было принято в среде наших соотечественников… Мы старались побольше читать, много юморили – человек в наше время ценился за знания.

– Как живется в Москве? За 35 с лишним лет много воды утекло…

– Вырос сын Самир, ждем третьего внука. Публикуюсь. В фильмах, которые снимает мой супруг – заслуженный деятель искусств РФ Валерий Кремнев, выступаю в роли сорежиссера-постановщика. За эти годы изданы мои стихи, увидели свет сценарии, ярко иллюстрированные детские книжки.

– Знаю, вас приглашают на литературные вечера и другие мероприятия, где не отпускают со сцены, упрашивая читать свои стихи. Торжественно отметили юбилей…

– Да, на отсутствие внимания не жалуюсь.

– И азербайджанская диаспора к вам, насколько известно, не равнодушна?

– Не то слово!

Конечно, тонкий писатель, теплый, неравнодушный человек, дружбой с которым гордятся многие бакинцы и москвичи, в те две недели, что провела в Баку, была, как говорится, нарасхват. Побывала в театрах и со слезами на глазах посетила квартиру, в которой родилась и прожила почти 30 лет. Восхищалась добрыми переменами в нашей столице. А благодаря организаторам и многочисленным участникам достаточно помпезной презентации со слезами на глазах обратилась к сидевшим в уютном зале клуба Союза писателей «Натаван» со словами:

– Берегите наш родной Баку!

 

 

Галина МИКЕЛАДЗЕ

 

Каспий. – 2009. – 8 октября. – С. – 8.