Баку - Астана: по пути стратегического партнерства

 

На постсоветском пространстве самым надежным и предсказуемым партнером для Азербайджана является Казазхстан

 

специально для "Эхо" (Вашингтон-Астана)

Визит президента Казахстана Н.Назарбаева в Баку - лишь продолжение той расчетливой и взаимовыгодной политики экономического и политического сближения, которую проводят в последние годы две каспийские республики. И как показал прошедший в Астане международный энергетический форум, именно на Азербайджан планирует делать свою ставку в регионе Казахстан, особенно в плане доставки своих энергоресурсов на европейские и азиатские рынки.

На сегодня Азербайджан и Казахстан связывает не только общий выход к Каспию, но и наличие крупных запасов нефти и природного газа, с помощью которых и Астана, и Баку сами в состоянии играть роль финансовых и экономических доноров на территории СНГ (без согласования с США, Евросоюзом и Россией), а также других соседних государств. Помимо этого именно между этими двумя республиками существуют наилучшие шансы укреплять и взаимовыгодное сотрудничество в области энергетики, используя общность как чисто экономических, так и геополитических интересов.

Казахстан и Азербайджан планируют вкладывать деньги друг в друга, а также в те страны, где они быстро дадут отдачу

Как было заявлено в ходе проведения энергетической недели в Астане под эгидой ассоциации "Казэнерджи", в ходе визита в Баку президента Казахстана Н.Назарбаева планируется подписать соглашение о создании совместного предприятия между Государственной нефтяной компанией Азербайджана и казахстанской компанией "Казмунайгаз" по сооружению Транскаспийской нефтеносной транспортной системы. По ней нефть из Казахстана будет поставляться в Баку для дальнейшей транспортировки в Европу.

По словам Тимура Кулибаева, возглавляющего "Каээнерджи", вариант нового транспортного маршрута из Казахстана в Азербайджан позволит Астане максимально диверсифицировать свои энергопоставки в зависимости от складывающейся на рынках конъюнктуры через Иран, Россию или Азербайджан. И хотя финансовая и экономическая составляющая этого проекта до конца еще не просчитаны, ясно, что он становится новым практическим шагом на пути дальнейшего укрепления отношений между Астаной и Баку

Ни для кого не секрет, что президент Азербайджана И.Алиев является большим поклонником стиля и методов работы на своем посту президента Казахстана Н.Назарбаева. Импонирует в этом плане Баку не только весьма эффективно проводимая многовекторная дипломатия Казахстана (в любом случае дружить по возможности со всеми, с кем можно, все лучше, чем со всеми своими соседями беспрерывно ссориться и выяснять отношения), но и использование накопленного финансового и экономического капитала для работы на территории стран СНГ и других, близко географически расположенных к Каспию странах.

Как и Казахстан, Азербайджан довольно долго налаживал свою финансовую систему, накапливал финансовые ресурсы (которые в условиях кризиса хоть и сократились, но все еще значительны для внешних инвестиций). Теперь же явно настало время (даже при условии, что посткризисные явления какое-то время и будут давать о себе знать) более активно зявить о своих претензиях в районе Закавказье как Баку, так и Астане, особенно в плане инвестиций.

 

Напомню, что и Казахстан, и Азербайджан еще совсем недавно не имели реальных возможностей инвестировать в зарубежные проекты. Причин тому было много (помимо нынешнего финансового глобального кризиса), но одной из них являлась откровенная боязнь негативной реакции со стороны и Соединенных Штатов, и России, и Китая, которые располагая куда большими финансовыми возможностями, сами вовсю стремились поучаствовать в разнообразных проектах в Центральной Азии и Закавказье, особенно в сфере энергетики.

Сейчас же, по причине продолжающегося глобального финансового кризиса ни Соединенные Штаты, ни Россия, ни Иран в те же Таджикистан или Кыргызстан деньги вкладывать по-серьезному явно не торопятся. Что же касается Китая, то он по-прежнему в этих странах используют больше крединтную схему, нежели заинтересован в долгосрочных инвестициях в крупные проекты.

В последние месяцы с учетом определенного роста цен на нефть на мировых рынках и Баку, и Астана могут вполне пересмотреть собственную энергетическую политику и более прагматично подойти к сотрудничеству как между собой, инвестируя в совместные энергетические проекты, а также расширить связи по работе на территории своих ближайших географических соседей.

Азербайджан уже давно стремится не просто продавать как можно больше нефти на мировые рынки, а строить в странах - основных получателях своего "черного золота" нефтеперерабатывающие заводы и продавать тем самым за рубеж уже не сырую нефть, а куда дороже стоящие там нефтепродукты.

В этом плане и у Казахстана, и у Азербайджана самые выгодные и перспективные сделки могут быть заключены с Грузией. Учитывая те недружественные отношения, которые ныне сушествуют между Москвой и Тбилиси, и также связи с теми постсоветскими республиками, которые с Грузией отношений на данном этапе не испортили, как у Баку, так и Астаны есть очень даже неплохие шансы закрепиться на грузинском рынке и расширить на территории Грузии собственные нефтеперерабатывающие терминалы.

С учетом того, что в отличие от других постсоветских стран, Азербайджан вынужден тратить огромные средства на вооружение своей армии из-за нагорно-карабахского конфликта, для Баку на сегодня приоритетно сохранять стабильные отношения с другим своим непосредственным соседом - Тбилиси. Так, Государственная нефтяная компания Азербайджана уже приобрела в Грузии нефтетерминал в Кулеви, и на очереди еще несколько подобных проектов.

Для работы в Грузии Азербайджан создал дочернюю компанию "СОКАР Энерджи Джорджия", главной задачей которой является строительство по всей республике автозаправочных станций, нефтяных терминалов, а также крупных нефтебаз. На всех этих обьектах будут продаваться только азербайджанские нефтепродукты, что позволит Азербайджану сделать из этой транзитной закавказской республики (которая вполне может сыграть немалую роль на будущее не только по поставкам каспийской нефти, но и центральноазиатского газа) важный рынок сбыта для собственных нефтепродуктов, многие из которых будут производиться прямо на грузинской территории.

Планирует Азербайджан построить в Грузии и новый нефтеперерабатывающий завод, для которого будет куплен участок земли возле грузинского порта на Поти Черном море. В этом проекте наряду с азербайджанской стороной вполне мог бы участвовать и Казахстан, тем более что поставки нефти из этой республики через Каспий будут и в дальнейшем расширяться (об этом в Баку как раз и должны говорить И.Алиев и Н.Назарбаев).

"Турецкий марш" Баку и Астаны

Не забывают в Азербайджане и Казахстане и о Турции, которая во всех энергетических схемах Каспия будет играть ключевую роль, даже если многострадальный и давно уже афишируемый проект по поставкам газа из Центральной Азии в Европу под названием "Набукко" так и не будет на практике осуществлен.

Показательно, что сотрудничество с Турцией у Баку развивается по-прежнему очень активно, в том числе в энергетическом комплексе (даже с учетом последних трений из-за планируемой нормализации отношений между Арменией и Турцией). Пока основной интерес в Турции Азербайджан проявляет к порту Джейхан, где заканчивается магистральный нефтепровод, идущий от бакинских терминалов на Каспийском море. Поэтому не случайно, что именно в этом порту азербайджанская сторона планирует построить крупные нефтеперерабатывающий и химический заводы.

Азербайджан намерен не только стать владельцем таких заводов, но и поставлять получаемые там нефтепродукты и в Турцию, и в другие страны Средиземноморья. Само строительство энергетического комплекса там будет осуществляться за счет азербайджанских вложений, и к этому проекту в перспективе вполен мог бы присоединиться Казахстан.

Общая стоимость всего этого проекта, как ожидается, составит примерно 4 млрд. долларов. И если Джейханский проект будет успешо осуществляться, то Азербайджан сможет инвестировать на турецкой территории и в некоторые другие важные объекты энергетической сферы.

Учитывая огромный интерес, который проявляют к выводу нефтеносных и газовых труб из региона Каспия к Средиземноморью европейские страны, Азербайджан всячески пытается задействовать и их потенциал. Так, Азербайджан совместно с Казахстаном может успешно инвестировать в нефтяную и нефтеперерабатываюшую сферу Румынии и Болгарии, которые неоднократно подчеркивали свою заинтересованность в природном газе (на случай, если проект "Набукко" по доставке казахстанского и туркменского газа в Европу будет в конечном итоге когда-нибудь осуществлен).

Но в том, что касается поставок газа в Европу, и Азербайджан, и Казахстан, и Туркменистан все-таки настаивают, чтобы на подобный проект раскошелились страны Евросоюза и Соединенные Штаты. А вот в том, что касается инфраструктуры подобного проекта, и азербайджанская, и казахстанская сторона вполне могли бы вложить свободные средства в некоторых европейских странах, в частности, в сооружение перерабатывающих предприятий и станций распределения газа.

В свою очередь турецкие компании уже предлагали Азербайджану совместное сотрудничество в сфере поставок природного газа, и расширение уже имеющегося газопровода из Азербайджана в Турцию. А в этих проектах мог бы участвовать и Казахстан, особенно при условии координации своих инвестиционных возможностей с Баку.

Совместные вложения в страны СНГ - партнерство или соперничество?

Если внимательно посмотреть сегодня на постсоветское пространство, то можно заметить, что Казахстан и Азербайджан потенциально намереваются инвестировать в одни и те же экс-советские республики. При этом Казахстан пытался прийти на эти рынки со своими инвестициями еще несколько лет назад, а Азербайджан лишь сравнительно недавно начал уделять внимание подобной деятельности.

К примеру, такие республики СНГ, как Украина, Молдова, Таджикистан сами выходят на азербайджанское руководство с просьбами посодействовать с поставками энергоресурсов. Кишинев и Киев вообще видят в Баку своего рода альтернативу российской нефти и природному газу, тем более что и сам Азербайджан не прочь занять столь выгодную и важную нишу снабжения восточноевропейских республик бывшего Союза нефтью и в перспективе - природным газом.

И Молдова, и Украина уже обращались к Азербайджану с просьбой помочь им с поисковыми работами на нефть в районе шельфа Черного моря. С учетом того, что азербайджанские инженеры и морские геологи являются признанными мастерами своего дела еще с советских времен, подобное сотрудничество может быть очень даже перспективным и выгодным для всех участвующих в нем сторон. Не будем забыть и о том, что Азербайджан приобрел в Молдове нефтяной терминал на реке Дунай, который уже весьма успешно действует.

Показательно, что те же самые республики, которые заинтересованы в сотрудничестве в сфере энергетики с Азербайджаном, обращаются регулярно с аналогичными просьбами и к Казахстану. Ведь по самым различным планам и проектам поставок нефти и газа из Каспийского региона именно энергоресурсам Казахстана отводится в этих республиках важное место (независимо от того, в каком в конечном итоге направлении и виде пойдут каспийские газо - и нефтепроводы: под дном моря или вдоль каспийских берегов).

Надеется на инвестиционную и энергетическую помощь со стороны как Азербайджана, так и Казахстана президент Таджикистана Э. Рахмон. Со стороны своего коллеги И. Алиева он уже получил заверение по целому ряду инвестиционных проектов. Однако не будем забывать о том, что в Таджикистане давно и активно работают компании и финансовые структуры из Казахстана (пусть и в меньшем масштабе, чем ранее, из-за кризиса).

К примеру, Казахстан приобретает акции местных банков, рассматривает возможности на перспективу вложений в энергетические проекты Таджикистана, которые могут стать не только важными с точки зрения сиюминутной экономической выгоды, но и в потенциале поменять коренным образом весь экономический и политический расклад влияния в регионе Центральной Азии.

Таджикистан давно уже планирует построить целый ряд энергетических объектов и плотин для использования горных вод при таянии снегов и затем регулировать подачу и сток этой воды в долины - то есть на территорию Казахстана, Узбекистана и Туркменистана. И если Узбекистан уже пригрозил за это Таджикистану "принять ответные меры", то у Душанбе и Астаны в этом плане куда больше взаимопонимания.

В этой связи взаимным интересам соответствовало бы укрепление сотрудничества между Казахстаном и Азербайджаном, особенно с учетом тех "трубопроводных планов", на которые завязаны регионы Центральной Азии и Закавказья, а также той несомненной выгоды, которую могут получить обе стороны в случае не просто координации действий на том или ином рынке соседних стран, но и при осуществлении там совместных инвестиций.

Кстати, подобное расширение двустороннего сотрудничества между Казахстаном и Азербайджаном приветствуется в Вашингтоне. Сейчас у Соединенных Штатов наладились достаточно дружеские и доверительные отношения и с Астаной, и с Баку. В обеих этих республиках власти лояльно настроены по отношению в работе там американского бизнеса, так что перспективы казахстано-азербайджанской кооперации с подключением американских денег и технологий (в том числе в сфере совместных инвестиций в энергосектор) выглядят перспективными и многообещающими.

Символично, что, не дожидаясь проведения очередного саммита каспийских стран, который планируется на конец года в Баку, президенты Казахстана и Азербайджана демонстрируют, что они разделяют на практически все ключевые международные и экономические проблемы схожие взгляды, да и географическая близость двух республик велит им по максимуму активизировать двусторонние связи.

Конечно же, не обойдется в этом случае и без некоторых неизбежных изъянов многовекторности. Тем более что и Россия, и США, и Китай не очень жалуют, когда кто-то "дружит домами", не приглашая их к подобному сотрудничеству. Но пока цены на нефть на мировом рынке держатся на вполне приемлимом уровне, и Баку, и Астана вполне могут себе позволить по минимуму оглядываться в двустороннем сотрудничестве что на север, что на юг, и совместно осуществлять взаимовыгодные проекты, выступая при этом не как жесткие соперники, а как союзники и стратегические партнеры.

 

Юрий СИГОВ

 

Эхо.- 2009.- 3 октября.- С. – 1,3