Мусульманский мистицизм: мифы и реальность

 

Философы и кинематографисты встретились за «круглым столом»

 

«Круглый стол» на тему «Мусульманский мистицизм и его влияние на мировую культуру», прошедший в Национальном музее истории Азербайджана, явился одним из важных этапов завершившегося на днях в Баку XI Международного кинофестиваля (БМКФ) «Восток-Запад». Мероприятие было организовано Министерством культуры и туризма при активном содействии Союза кинематографистов и Фонда 100-летия мирового кино.

 

Известно, что проблема взаимовлияния культур Востока и Запада всегда была в центре внимания искусствоведов, историков и востоковедов всего мира. Что же касается состоявшейся дискуссии на столь важную тему, то она, как нельзя точно вписавшаяся в рамки действующего в Азербайджане проекта «Баку – Столица исламской культуры-2009», еще более отразила стержневую идею БМКФ «Восток-Запад», изначально нацеленного на активизацию культурного диалога между кинематографистами западных и исламских стран.

В обсуждениях за «круглым столом» приняли участие известный кинодраматург, народный писатель Азербайджана, президент БКМФ «Восток-Запад» Рустам Ибрагимбеков, председатель исламского комитета Российской Федерации Гейдар Джемаль, президент Ассоциации культуры Азербайджана (АКА) «Симург», профессор академии Государственного управления при президенте АР, культуролог Фуад Мамедов, известный российский киновед, доктор искусствоведения Кирилл Разлогов и директор Национального Музея Истории Азербайджана, действительный член Национальной академии наук Азербайджана, профессор Наиля Велиханлы.

Проблема влияния мусульманского мистицизма на мировую культуру рассматривалась в ходе мероприятия в четырех аспектах, каждый из которых был тщательно проанализирован участниками «круглого стола». В частности, в выступлении Гейдара Джемаля особый акцент был сделан на противостояние Востока и Запада в современном мире, основанное на конфессиональной почве. Совершив краткий экскурс в историю зарождения исламской религии, он подробно остановился на одном из важнейших ее направлений – суфизме как точки пересечения различных школ мусульманского мистицизма. Но что есть мусульманский мистицизм в истинном своем понимании? Ответ на этот вопрос, как правило, всегда вытекал из искаженного понимания этого философского учения. Исходя из суфийской философии, Г.Джемаль постарался раскрыть участникам дискуссии истинную суть этого понятия через призму нетрадиционного восприятия окружающего мира, основанного зачастую на внутреннем его видении, что способствует более глубокому постижению истины. Была также отмечена роль мистических доктрин в других, отличных от ислама мировых религиях, рассмотрено влияние различных вероисповеданий на образование суфийских орденов. Ученый параллельно затронул роль суфизма в решении проблемы диалога цивилизаций, которая, по его мнению, неоспорима, поскольку сама суть суфизма заключается в вечном духовном поиске и стремлении к формированию Совершенного Человека в самом высоком понимании этого слова.

Участники «круглого стола» также отметили, что в известной степени рост интереса Запада к Востоку объясняется попыткой постичь суть суфийской философии, что и послужило причиной создания ряда первых институтов суфизма на Западе.

Много интересного было сказано и о крестовых походах, противостоянии христианского Запада мусульманскому Востоку, об истоках возникновения тайны орденов на Западе от тамплиеров до масонов.

Участники и гости «круглого стола» попытались также определить параллели между зарождением суфийских орденов на территории Азербайджана, исторически расположенном на пересечении Востока и Запада, и известной толерантностью населения этого края по отношению к представителям других народов и религиозных конфессий.

Проблема влияния мусульманского мистицизма на мировую культуру была подробно освещена в выступлениях не только ученых из Азербайджана, но и их коллег из стран ближнего и дальнего зарубежья, среди которых были профессор Ганс Шлегер из Германии, киновед Кирилл Разлогов и поэтесса Алла Ахундова из Москвы.

В заключение участники «круглого стола» сошлись во мнении, что цель любой из существующих в мире религий заключается, прежде всего, в формировании нравственного кодекса верующего, укреплении и развитии в нем духовного начала. Это и есть то главное, что может и должно объединять в условиях растущей глобализации народы Востока и Запада в деле сохранения нравственных и духовных ценностей, от которых зависит судьба всего человечества в целом.

 

ЛАЛА БАГИРЗАДЕ

Каспий.- 2009.- 25 сентября.- С. 8.