"Война топонимов"

 Проиграв на поле боя, армяне пытаются отыграться в информационной войне

 

Изменение азербайджанских топонимов последователями утопической идеи «великой Армении от моря до моря» — одна из составных частей армянского мифотворчества. 

Фальсифицируя названия земель, где веками жили наши предки, армянская псевдонаука пытается ввести мировую общественность в заблуждение и обосновать свои притязания на территории других государств. 

 

 К нам обратился директор Президентской библиотеки, заслуженный работник культуры Маил Ахмедов: «Недавно, перебирая нужные для работы материалы, я наткнулся на весьма интересное издание — Большой советский атлас мира, изданный в 1939 году». 

 

 «Полистав II том атласа, я обратил внимание на карту Армянской ССР (стр.117—118), и в ней большинство сел, расположенных вокруг озера Гейча, который армяне называют Севан, имеют тюркские, азербайджанские топонимы. Я тут же поискал эту территорию на карте Google и, естественно, там все названия были уже армянскими», — сказал Маил Ахмедов. 

 

 По атласу 1939 года, вокруг озера Севан, историческое название которого — Гейча, расположены села с тюркскими топонимами — Гаджи Муган, Чубухлу, Басаркечар, Агбулаг, Дере, Беюк Мезре. На современной карте эти же территории переименованы в Товазард, Тсовагюг, Варденис и т.п. Даже реку Зенги, которая берет начало из озера Гейча, переименовали в Раздан. 

Это означает, что в последующие годы армянские лжеисторики сфальсифицировали топонимы, пытаясь скрыть их азербайджанское происхождение и, соответственно, историческую принадлежность. 

 

Подавляющее большинство географических наименований, измененных армянскими псевдоучеными, имеют азербайджанское происхождение. Это доказывает, что на территории нынешней Армении — в историческом Западном Азербайджане — абсолютное большинство населения составляли азербайджанцы. 

В связи с этим Маил Ахмедов напомнил о книге «Вандализм: геноцид против исторических названий», изданной Институтом истории НАНА, составителем которой является ученый-исследователь Назим Мустафа. В книге автор приводит факты арменизации в нынешней Армении исторических названий азербайджанских населенных пунктов, памятников истории, культуры, религии. В книге в том числе приводится список сел, расположенных вокруг озера Гейча (Севан) с их историческими, тюркскими названиями, и новые названия с указанием даты армянской фальсификации. 

 

Таким образом, отметил Маил Ахмедов, начиная с 1919 года и до современного периода в Армении были изменены исторические названия нескольких сот азербайджанских населенных пунктов. 

 

 Стоит отметить, что Президент Азербайджана Ильхам Алиев последовательно развенчивает армянские мифы, поднимая проблему исторической принадлежности земель, на которых создана нынешняя Армения. 

 Неоднократно акцентируя внимание на том, что абсолютное большинство топонимов на нынешней территории Армении, то есть исторического Западного Азербайджана, имеет азербайджанское происхождение, глава государства призывает наши научные круги выработать единую концепцию, которая позволит исключить ошибки и разночтения в том, что касается этой проблемы. О том, что она существует, свидетельствуют неоднократные серьезные замечания, которые Президент высказывал руководителям исполнительной власти районов по поводу топонимов на картах, относящихся к различным периодам азербайджанской истории. 

Президент требует не ограничиваться только лишь вывешиванием карт в историко-краеведческих музеях, а предельно внимательно относиться к их содержанию. «Повесили карту и считаете, что на этом все закончено? Эта карта — наша история. Придут дети и что они поймут из этой карты об истории? Вообще непонятно, что это. Одному Аллаху известно, откуда вы это взяли. К этому нельзя так относиться. Заполняете музей экспонатами и думаете, что на этом дело закончено? Причем это детская комната. А если ребенок придет и спросит, что это, где моя родина? Где мои древние города?» — эта цитата как нельзя лучше отражает пристальное внимание, с которым азербайджанский лидер относится к данному вопросу. 

 Так глава государства дает понять, что топонимы — это не просто географические названия, а ценнейший исторический источник, с помощью которого устанавливаются факты и развенчиваются мифы. Они наглядно доказывают, что армяне на наших землях — пришлый народ, переселенный сюда царской Россией из Ирана и Восточной Анатолии по Туркманчайскому (1828) и Адрианопольскому (1829) договорам. 

 Констатируя этот факт, Ильхам Алиев напоминает, что нынешняя столица Армении, построенный азербайджанцами древний город Иреван был уступлен армянам в 1918 году в обмен на отказ от других притязаний к Азербайджану. Но аппетиты армян не убавились, и Армении был передан другой азербайджанский край — Зангезур, и это, лишив основную часть Азербайджана границы с Турцией, привело к географическому разделению Великого тюркского мира. Но и после этого армяне не отказались от притязаний на азербайджанские земли, спровоцировав нагорно-карабахский конфликт и до сих пор удерживая под оккупацией 20 процентов территорий Азербайджана. 

Таким образом, Ильхам Алиев однозначно дает понять, что и Иреван, и все остальные территории, на которых была создана Армения, — это исторические азербайджанские земли. 

 То же касается и древних азербайджанских памятников, мечетей, святилищ, идентичность которых армяне пытаются изменить. По историческим свидетельствам, только в Иреванском ханстве было более 300 мечетей, которые после 1918 года были варварски разрушены. 

До 160 культурных, исторических, религиозных памятников подверглись осквернению и вандализму на оккупированных территориях Азербайджана. Всю лицемерную сущность Армении наглядно демонстрируют фальшивые работы по «восстановлению» историко-религиозных памятников на захваченных землях, за которыми кроется стремление присвоить или скрыть их принадлежность наследию азербайджанского народа. 

К примеру, за «реставрацией» мечети Верхняя Говхарага (Джума) в Шуше — а на самом деле ее адаптацией под образец персидской архитектуры кроется попытка бросить тень на тот факт, что Шуша — это древний азербайджанский город. 

 

 

 

Мечеть, которую армяне теперь называют «центром персидской культуры», была построена в XIX веке по приказу Говхараги, дочери правителя Карабаха Ибрагим хана. Ту же цель преследуют планы «восстановления» Шушинской крепости, фундамент которой был заложен в XVIII веке основателем Карабахского ханства Панах­али ханом Джаванширом. 

 Уничтожение, попытки изменения назначения и искажения происхождения многовековых образцов культуры и истории азербайджанского народа должны бы заставить задуматься международные организации, поскольку такая тенденция представляет угрозу и для мирового культурно-исторического наследия в целом. 

 

 

Неделя. - 2020.- 25 декабря.- С.6.