Дискриминация режиссеров-женщин в Азербайджане, увы, есть.

 

Три года назад мы познакомили наших читателей с талантливой актрисой из США, азербайджанкой Джабраил Тахминой Рафаэллой Азад. За это время девушка сняла свой дебютный полнометражный фильм под названием «Бану», в котором  выступила режиссером, исполнительницей главной роли и сценаристом.

Его сюжет повествует о молодой учительнице Бану, которая борется за опеку над сыном. События разворачиваются на фоне 44-дневной Отечественной войны. Премьера кинокартины состоялась на 79-ом Венецианском кинофестивале.

Media.Az поговорила с Тахминой Рафаэллой о фильме «Бану», режиссуре и дискриминации женщин в киноиндустрии.

- Как вам пришла идея кинокартины «Бану»?

- Идея пришла давно. Я часто разговаривала с женщинами, чьи истории аналогичны ситуации моей героини: бывшие мужья пытались получить полную опеку над детьми, утверждая в суде, что их бывшие жены психически нездоровы или являются девушками легкого поведения. Как мы знаем, подобные обвинения не всегда соответствуют действительности. Я заинтересовалась этой проблемой, и в 2020 приступила к написанию сценария. А осенью того же года началась 44-дневная Отечественная война в Карабахе…

В тот период меня переполняли эмоции, так как встречала женщин, которые потеряли на фронте сыновей, мужей, братьев и отцов. Я решила включить эту сюжетную линию в сценарий. Было страшно идти на такой шаг, ведь тема деликатная… Осознаю, что не все поймут и согласятся с моим взглядом на войну. Но я считаю, что в кино нужно показывать эти страшные события с перспективы женщин.

- Вы создали эту кинокартину в рамках программы Biennale College Cinema. Что она из себя представляет?

- Biennale College Cinema – это программа для тех, кто хочет снять свой первый или второй фильм. Начинающие режиссеры отправляют сценарий будущей кинокартины. Авторы четырех лучших работ посещают семинары по режиссуре, а далее производят при поддержке профессионалов полнометражный фильм. Организаторы выделяют на создание каждого из них бюджет в размере 150 тысяч евро (256 тысяч манатов – Авт.).

Мы с моим продюсером решили не упускать такую возможность и подали заявку. Я стала первым режиссером из Азербайджана, кто прошел отбор в Biennale College Cinema. Благодаря этой программе получила больше знаний, чем за годы обучения в университете.

- С какими трудностями вы столкнулись в процессе производства фильма?

- Знаете, когда на подготовку, съемки и монтаж полнометражного фильма отводится всего восемь месяцев и выделяется ограниченный бюджет, сложности встречаются на каждом шагу. К тому же я была не только режиссером и сценаристом, но и исполнительницей главной роли. Совмещать три профессии было непросто. Я справилась благодаря своей команде и супругу, который тоже является режиссером. Так что мне повезло. У нас с мужем совпадают взгляды на кинематограф, нам легко работать вместе.

- Насколько сложно эмоционально вам далась роль Бану?

- Проживать эту тяжелую историю было непросто. В фильме есть сцена, которая далась мне сложнее всего. Не хочу описывать ее, чтобы не раскрывать все карты для тех, кто еще не видел фильма. Но, думаю, когда они посмотрят его, сразу поймут, что я имела в виду.

- К слову, будет ли фильм доступен на цифровых площадках?

- В данный момент «Бану» еще недоступна на цифровых площадках. Пока фильм продолжит «ездить» со мной по кинофестивалям, скоро его покажут на FilmFest Hamburg 2022 и Азиатско-Тихоокеанской кинопремии. Надеюсь, когда-то в Баку будет организована премьера «Бану». Я буду рада, если мой фильм повлияет на то, что в Азербайджане появится больше женщин-режиссеров, отношение общества к ним станет более серьезным. Хотелось бы, чтобы в отечественном кинематографе чаще освещали проблемы, с которыми сталкиваются азербайджанки, и открыто говорили на спорные для многих темы. Это возможно, если вся киноиндустрия будет развиваться.

- Пока фильм посмотрели только участники Венецианского фестиваля. Какую обратную связь вы от них получили?

- Все говорили, что тема фильма универсальная, так как женщины со всего мира сталкиваются с подобной проблемой и домашним насилием. Да и тема войны очень актуальна. Мы видим, что происходит сейчас между Россией и Украиной… Поэтому хочу, чтобы «Бану» посмотрели не только азербайджанки, но и девушки из других стран.

Если фильм заставит людей задуматься и начать говорить о важном, значит, мои усилия были потрачены не зря. К слову, недавно меня пригласили в Глобальный кампус по правам человека. У меня проходила дискуссия со студентами, которые получают образование в области прав человека. Они расспрашивали меня о фильме. Мы обсуждали, как освещать проблемы женщин в кино, как с ними бороться.

- Поговорим о режиссуре. Почему вас, да и многих других актеров, тянет в эту сферу?

- Потому что актеры невольно учатся этому ремеслу на съемках фильмов,  со временем у многих появляется любовь к этому делу. Я считаю, что лучший способ овладеть любой специальностью в кинематографе – это практика на киноплощадке. Я написала свой первый сценарий в 19 лет, но тогда мне не хватало образования и смелости, чтобы самостоятельно снять дебютный фильм. Зато на основе моего сценария режиссер Ильгар Сафар создал кинокартину «İçəri şəhər» («Внутренний город»), в которой я сыграла главную роль.

Фильм «İçəri şəhər» повествует о любви Арзу, молодой студентки, живущей желаниями, далекими от простых амбиций ее сверстников, и Рафаэля - ветерана Первой карабахской войны, чьи мечты рухнули - (Авт.).

- Не хотите со временем полностью уйти за кадр?

- Очень сомневаюсь, что это когда-то произойдет, ведь я люблю актерское ремесло. Это то, с чего я начала, не хочу останавливаться на достигнутом. Найду возможность совмещать эти профессии, буду сниматься не только в своих работах, но и в кинокартинах других талантливых режиссеров. Главное, чтобы был интересный сценарий.

- Сталкивались ли вы, как режиссер-женщина, с дискриминацией в киноиндустрии?

- Конечно. И все, кто отрицает существование дискриминации в этой сфере, лукавят. Однажды режиссер-мужчина сказал мне, что женщины не могут писать про других женщин. А другой известный режиссер прямо на телевидении заявил, что девушкам нет места за кадром. Часто слышу, что женщины не умеют снимать фильмы, а их работы продвигаются на кинофестивалях только потому, что они освещают «модную» тему. Такие разговоры сплошь и рядом. Но мне без разницы, я продолжаю заниматься любимым делом.

- Кто из режиссеров-женщин вас вдохновляет?

- Андреа Арнольд и Джейм Кэмпион. Они вдохновляют меня своими работами и видением. В наше время для девушек открывается все больше возможностей, поэтому и количество режиссеров-женщин увеличивается.

- Поделитесь вашими любимыми фильмами от режиссеров-женщин?

- Андреа Арнольд – «Аквариум», «Американская милашка»;

Джейн Кэмпион – «Пианино», «Власть пса»;

Ясмила Жбанич – «Куда ты идешь, Аида?»;

Сюзанна Бир – «После свадьбы» и «В лучшем мире».

 

Неделя.-2022. - 30 сентября - С.19.