Как Менделеев помог Баку обогнать Америку

 

 

Все началось с Василия Александровича Кокорева, богатейшего русского предпринимателя 19 века. В конце 50-х годов, его состояние достигло сумасшедших 8 млн. золотых рублей, и он активно искал места для его применения.

 

Портрет Василия Александровича Кокорева. 1860-е. Художник Василий Тимм

А тут — только нарождавшийся нефтяной бум в Баку — огромное поле для денежных вложений. А главное — суперприбылей. Опытный коммерсант сразу почувствовал "золотую жилу", и в 1857 году создает «Закаспийское торговое товарищество» (с уставным фондом в 2 млн.).

 

До прихода братьев Нобелей еще оставалось 15 лет.

 

В 1858 году, в Сураханах, Кокорев начинает строить фотогеновый (керосиновый) завод. Проект заказывается у известного немецкого ученого Юстуса фон Либиха (через два года ставшего Президентом Баварской Академии Наук).

 

Построенный в начале 1859 года, он стал первым в мире нефтеперегонным заводом.

 

Основанный на самых передовых, на тот момент, технологиях, находившийся вплотную с Храмом Огнепоклонников (Атешгях), завод стал гордостью Российской Империи.

 

Так выглядел завод Кокорева в 70-х годах 19 века

Но в реальности все оказалось достаточно печальным. Практическая эффективность теоретической немецкой разработки была очень низкой. На выходе получалось не более 15% не очень чистого керосина. Производство "осветительных масел" не окупалось.

 

Тогда, в 1960 году, на завод приглашается российский специалист Вильгельм Эйхлер.

 

Вильгельм Эдуардович Эйхлер, будучи магистром химии и фармации в Московском Университете, приехав в Баку, остался здесь навсегда. Дав начало известной бакинской фамилии эйхлеров.

 

Он сам, будучи избран контролером качества "Союза Нефтепромышленников", за свой счет привозил экзотические растения для Губернаторского (тогда Михайловского) сада. Его брат, открыл известную всему Баку "Аптеку Эйхлера" на площади Парапет.

 

Двухэтажное здание — аптека Эйхлера

А его сын, Карл Эйхлер, был автором проектов множества построек старого Баку, в том числе Лютеранской кирхи и мечети Ашумова.

 

Мечеть Ашумова и Кирха (Баку)

Приезд Эйхлера ознаменовался полной перестройкой предприятия.

 

До него керосин гнали из специально подготовленной густой субстанции наподобие кира, он же предложил прямую перегонку из сырой нефти. Это вылилось Кокореву в копеечку, но делать было нечего.

 

К 1863 году, завод выходит на полную мощность. Однако, хотя эффективность повысилась, Кокорева уже невозможно было удержать. Тем более завод продолжал быть убыточным.

 

Ушлый бизнесмен понял, что находится на передовом крае науки, где возможности ограничены, только полетом научной мысли. И он начинает искать гениального самородка.

 

Дмитрий Иванович Менделеев

В это время, 29-летний приват-доцент Менделеев занят преподавательской и научной работой.

 

Приват-доцент Менделеев

Он недавно возвратился из годовой командировки в Гейдельбегрский Университета («для усовершенствования в науках»), после чего написал учебник "Органическая химия" (1862 год). Преподает химию и физическую географию в Императорском Университете (Санкт-Петербург).

 

Но неожиданно, его учебник производит фурор. Академическое сообщество в восторге:

 

Книга стала редким явлением самостоятельной обработки науки в краткое учебное руководство; обработки, … в высшей степени соответствующей назначению книги как учебника. (с) Из отзыва академиков Зинина и Фрицше

Более того, за учебник, Менделееву присуждается Демидовская премия — самая престижная негосударственная премия императорской России.

 

Естественно, что Кокорев не мог пройти мимо этого. Молодой, очень перспективный, к тому же химик-органик ... и он зазывает Менделеева в Баку.

 

В 1905 году, 71-летний Менделеев, вспомнил об этом эпизоде своей жизни в "Заветных мыслях":

 

На самом деле было не все так просто. Гений Менделеева заключается в том, что он не просто Великий химик, а действительно гениален. Во всем.

 

Вместе с Эйхлером они начинают модернизировать завод. Придумывает непрерывный способ перегонки сырой нефти. Но взгляд Менделеева намного шире. Он первым в мире понимает, что львиная часть цены на нефтепродукты складывается из из транспортировки. Сначала нефти на нефтеперегонный завод, потом керосина в места сбыта.

 

Менделеев

Именно тогда, в Баку, в 1863 году, Менделеев предложил идею создания трубопроводов для нефти и нефтепродуктов. Подвел под это доказательную базу, обрисовал конструктивные особенности.

 

Когда Дмитрий Иванович во второй раз посетит Баку, в 1878 году, на Апшероне будет введен первый в России нефтепровод (длиной в 10 км). Из Балаханов в Черный город. Он будет спроектирован известным инженером Владимиром Григорьевичем Шуховым

 

К сожалению, это было на 4 года позже, чем нефтепровод в Пенсельвании.

 

А пока:

 

В то время, нефть разливали в деревянные бочки и транспортировали гужевым транспортом. Излишки сливались тут же. На Апшероне, где каждый второй колодец наполнялся не водой, а нефтью, ее ценность совсем не ощущали.

 

Нефть из колодца наливается в бочку

Менделеев берется и за эту проблему. Предлагает наладить производство жестяных бочек, освоить морскую перевозку, поставить резервуары для хранения нефти и готовой продукции.

 

Его идеи и предложения сформировали базовое направление развития нефтедобычи на десятилетия вперед. И это всего за несколько недель работы в Баку.

 

Когда через год после реформ Менделеева, Керосиновый Завод Кокорева стал давать значительную прибыль, тот вновь обратился к Дмитрию Ивановичу. На это раз с предложением о постоянной работе.

 

Из воспоминаний Менделеева ("Заветные мысли", 9 том)

10 тысяч рублей, даже не считая 5% дохода, это сумасшедшие деньги по тем временам. По оценкам специалистов, такой доход от торгово-промышленной деятельности имели всего несколько тысяч человек на всю Россию. А тут наемному работнику предлагается.

 

Но самое интересное, что похоже, на склоне лет, Дмитрий Иванович пожалел о своем отказе. И не из-за денег, а потому-что понял, что мог принести стране значительную пользу.

 

Америка и опять Баку

После Баку тема нефти навсегда становится одним из ведущих интересов Менделеева. Приехав в Питер, он активно выступает против откупных аукционов, которые тормозят развитие нефтепромышленности на Апшеронском полуострове, пишет ряд трудов по нефти. Обращается со своими предложениями к государственным чиновникам.

 

В 1867 г. Менделеев составил обстоятельную записку о необходимости отмены нефтяных откупов и передал ее Н. М. Романовскому, герцогу Лейхтербергскому (племяннику Александра II), почетному председателю РТО. После нескольких лет борьбы откуп нефтяных промыслов был с 1 января 1873 г. отменен, а точнее, заменен долгосрочной арендой и акцизным обложением. Нефтяная отрасль тут же совершила заметный рывок: если за все 40 "откупных" лет в Бакинском районе было добыто лишь 7,4 миллиона пудов нефти, то за следующие 13 лет — уже 458,7 миллиона пудов.

Он настолько увлечен, что 1876 году едет в США, изучить на месте, как обстоят дела у мирового лидера нефтедобычи.

 

По итогам своей поездки он пишет книгу "Нефтяная промышленность в североамериканском штате Пенсильвания и на Кавказе". В которой отмечает:

 

Нашим бакинским… техникам нечему учиться у американцев относительно перегонки, можно, если что заимствовать, так это некоторые механические приспособления.

На Ниагарском водопаде, 1876 год.

Приехав во второй раз в Баку, в 1878 году, Менделеев особое внимание уделяет производству смазочных масел. После увиденного в США, где добыча нефти дается намного сложнее, он понимает, как кощунственно использовать нефть с бакинских месторождений на отопление и освещение.

 

Даже растопку печей для перегонки он предлагает осуществлять каменным углем. Доказывает большую выгоду получения из нефти не только лёгких фракций, но и смазочных масел.

 

К этому периоду относится и крылатое выражение Менделеева «Нефть - не топливо, топить можно и ассигнациями».

 

Баку, 1880 год

Всего через два года Менделеев опять в Баку. В 1879 году он участвует в проектировании первого в России завода по производству машинных масел, а в Баку пытается продвинуть свою главную ошибку — ученый считал, что строительство перерабатывающих предприятий в жарком климате экономически не выгодно.

 

Такой подход авторитетного ученого привел ко многим проблемам в дальнейшем развитии нефтяного комплекса. Когда большую часть сырой нефти приходилось транспортировать на север из-за нехватки мощностей для обработки в Баку.

 

Дмитрий Иванович Менделеев

В эту же поездку он сближается с Зейналабдином Тагиевым, который в восхищении от русского ученого (его фото с автографом, потом украсит кабинет нефтепромышленника и мецената на долгие годы).

 

А вот что Менделеев пишет о Тагиеве:

 

Весьма важным местным двигателем бакинского нефтяного дела должно считать Хаджи Тагиева, который с большой настойчивостью, приобретя местность Биби-Эйбат, вблизи моря и Баку, начал там бурение.

Провел много буровых скважин, которые почти все били фонтанами, устроил обширный завод прямо около добычи, завел русскую и заграничную торговлю и все дело все время вел с такой осторожностью, что спокойно выдерживал многие кризисы, бывшие в Баку, не переставая служить явным примером того, как при ничтожных средствах (в 1863 году я знал Тагиева как мелкого подрядчика), но при разумном отношении ко всем операциям, нефтяное дело могло служить к быстрому накоплению средств. (с) "Нефть", Менделеев.

Баку, 1886 год

Эта была официальная командировка от Министерства Государственного Имущества. Менделееву было поручено оценить перспективность бакинских месторождений нефти.

 

К этому времени в Баку уже работают Ротшильд, братья Нобели, появилась плеяда нефтемиллионнеров, и государство опасается, что запасы могут иссякнуть.

 

По окончании поездки, Менделеев пишет обширный доклад на 135 страниц. Там все, от анализа запасов, до его видения будущего нефтяной промышленности. Этот доклад настолько полноценен и закончен, что на десятилетия становится настольной книгой нефтедобытчиков. Он издается отдельной книгой "Бакинское нефтяное дело".

 

Начало книги "Бакинское нефтяное дело"

Вердикта Менделеева ждут не только в правительстве. В последнюю его поездку в Баку, его встречают, как короля. Вся нефтяная элита с нетерпением ждет его заключения. Ведь от его прогноза во многом зависят их дальнейшие действия.

 

И Менделеев успокаивает всех:

 

Мне не известно ни одного признака начала истощения нефти в эксплуатируемых окрестностях Баку и мне известны давние, дышащие интригою страхи близкого наступления истощения этих мест… Бакинской нефти достанет на весь свет.

В 1899 году Императорская Россия обгоняет США по добычи нефти, 95% ее добывается на апшеронских месторождениях под Баку.

 Р.Кафаров

Вышка - 2023.- №40- 20-26 октября.- С.10.