Эльчин Асадов: "Любое творчество есть столкновение двух энергетик..."

 

В гостях у "Зеpкала" молодой pежиссеp

 

Афет Ислам  

 

В 2007 году в рамках XIX Форума национальных кинематографий Конфедерация союза кинематографистов стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии провела Первую международную киношколу для начинающих режиссеров, драматургов, критиков и продюсеров со всего бывшего Союза. Председателем конфедерации является Рустам Ибрагимбеков.

В нынешнем году с 22 октября по 2 ноября в Москве во ВГИКЕ уже в третий раз были организованы международные мастер-классы с участием ведущих кинематографистов СНГ и Балтии. Нашу страну представляли режиссер Эльчин Асадов, режиссер Фариз Ахмедов и сценарист Эсмира Эюбова. Их участие в мастер-классах было обеспечено отобранными комиссией кинематографическими работами, которые они представили.

Выпускник первой международной киношколы Р.Ибрагимбекова, режиссер, успевший зарекомендовать себя фильмами, не оставшимися незамеченными на международных кинофестивалях и завоевавшими высокие награды, Эльчин Асадов - гость "Зеркала":

- Поделитесь впечатлениями о своей поездке в Москву.

- Я представил фильм "Мессия", он был принят, и после этого меня пригласили на участие в мастер-классах. Момент, удививший меня в самом начале приезда, заключался в том, что первым в списке дебютного кино в программах и журналах, составленных из творческих работ участников, стоял мой фильм, т.е. он был пpезентован в первый же день мастер-классов.

Мастера, с которыми мы работали, конечно же, выдающиеся деятели кино: это режиссер, сценарист и актер Дмитрий Астрахан, уникальная личность Сергей Дворцевой - и как мастер, и как режиссер. На кинофестивалях фильмография режиссера превалирует над полученными призами, т.е. если у режиссера всего 5 фильмов и 38 наград - это считается высшим показателем!

Затем оператор и режиссер Павел Костомаров, операторская работа которого в 2010 году в фильме Андрея Попогребского "Как я провел этим летом" был удостоен приза "Серебряный медведь" Берлинского кинофестиваля за выдающийся вклад в киноискусство.

Киновед и кинокритик, член российского Оскаровского комитета, программный директор международного кинофестиваля им.А.Тарковского и кинофестиваля "Восток-Запад" (классика и авангард) Сергей Лаврентьев. Кинокритик, президент Гильдии киноведов России, президент экспертного совета национальной премии Виктор Матизен. Именно он обсуждал с нами программу наших фильмов, презентаций и мастер-классов.

Кинодраматург и вице-президент академии "Ника" Павел Финн, режиссер и сценарист Али Хамраев, Андрей Хржановский, супружеская чета Людмила Кожинова и Валентин Черных, грузинский режиссер Эльдар Шенгелая и другие.

В течение 10 дней с 10 утра и до 10 вечера мы были фактически на казарменном режиме, но зато получили колоссальный творческий и энергетический заряд. Неофициально мне было объявлено одобрение за успеваемость и пунктуальность.

- А что входило в понятие успеваемости?

- Помимо активного участия в дискуссиях, учитывалась также актуальность поднимаемых вопросов и тем, тесное общение с участниками и мастерами. Нам втроем удалось показать высокую успеваемость и профессионально-творческую активность. Организация мастер-классов была на очень высоком уровне, было предусмотрено все до мельчайших нюансов и располагало к напряженной работе. По окончании нам выдали диплом-сертификат III международной киношколы.

- Что профессионально удалось "вынести" из этих мастер-классов: углубились ли знания, изменилось ли ваше творческое видение после того багажа, который вы получили в Москве? С каким чувством вы приехали домой?

- Я вернулся с большим творческим зарядом и моральным подъемом. Целую неделю одна половина моего существа все еще оставалась и жила там, я надышался там высоким и чистым воздухом неповторимого творческого общения и профессионального единения людей, близких по духу и тому делу, которому они отдали жизнь.

Мастера излучали столь мощную и позитивную энергетику, что не впитать ее в себя было невозможно. Мне даже пришла мысль о том, что останься я там еще столько же или чуть больше, я уже сам мог бы вести эти мастер-классы, - настолько был высок уровень мастерства наших Учителей и глубоким восприятие слушателей.

- Были какие-либо завязки относительно творческого тандема с другими слушателями?

- Безусловно, творческие контакты завязались со многими участниками мастер-классов. Вообще, следует сказать, что III международная киношкола отличалась своим необычным форматом, потому что участники делились на три группы: режиссерскую, сценарную и критиков. В конце серии показов дебютных фильмов все голосовали за фильмы. Отрадно, что наш Фариз Ахмедов получил приз драматургов за свой фильм "Наследство" (фильм был удостоен также диплома на международном кинофестивале студенческих фильмов во ВГИКЕ).

- Вы окончили международную школу Р.Ибрагимбекова и международный мастер-класс в Москве, и эти две школы составляют солидный образовательный потенциал. Что послужило большим импульсом к творчеству, большим оптимизмом и желанием работать и творить? Можно ли вообще и в каком именно ракурсе сравнивать эти две профессионально-образовательные школы?

- Уверен, что без первой бакинской киношколы не было бы и московских мастер-классов. Я с большим почтением отношусь к своим бакинским преподавателям. Кстати, о них вспоминали и в Москве, говорили об их работах, их помнят. По большому счету я не вижу особой разницы между ними, поскольку наши педагоги тоже в свое время окончили ВГИК, - Рамиз Ровшан, скажем, был студентом А.Тарковского, который в свою очередь был студентом М.Ромма. Выходит, так или иначе, все мы являемся непосредственными последователями Вгиковской школы. Преемственность налицо. От Джамиля Гулиева, Надежды Исмайловой, Аяза Салаева, Рамиза Фаталиева, Кенана Мамедова, Шафиги Мамедовой, Надира Алиева и других я получил немало информации о становлении режиссера как личности ничуть не меньше, чем в Москве. Все это составляет единое целое, подразделяющееся на некоторые этапы.

- Как вы считаете, режиссер больше режиссер или личность? Эти два понятия тоже взаимодополняются или уравновешиваются?

- Режиссер в первую очередь должен быть личностью, чтобы быть интересным зрителю. Только тогда его внутренняя энергетика найдет путь к зрителю через его творческие выражения. Личностный фактор доминирует, при этом ничуть не убавляя его профессионального мастерства. Я задумываюсь о том, что пора уже при тех запасах и ресурсах, потенциалах и знаниях, которые я получил до сих пор, участвуя как в мастер-классах, так и кинофестивалях, переключиться и перешагнуть на более серьезные задумки, снять масштабный фильм. Возможно, в устах начинающего режиссера это звучит несколько нелепо, но это так.

- Творчеству свойственны не только удачи, но и некоторые остановки, выжидания, которые можно было бы интерпретировать как состояние накопления и переосмысления?

- Да, иногда просто необходимо пересмотреть достигнутое. В даосизме, например, есть такая мысль, которая гласит о том, что в жизненной борьбе побеждает не самый сильный или самый быстрый. Рано или поздно тот, кто побеждает, оказывается тем, кто считал себя на это способным. Если творческому человеку есть что сказать, надо непременно это сделать.

- Есть ли конкретные творческие задумки?

- Работать, работать и работать! Задумки есть, поскольку я больше снимаю артхаусное кино, нежели мейнстрим (коммерческий фильм, доступный для общей массы - примвт) в обнаженном виде. Я не рассчитываю на массового зрителя, скорее, на профессионалов и критиков, но порой зритель способен подметить такую точную деталь, на которую киноман может закрыть глаза и пройти мимо. В таких случаях думаешь о том, что лучше быть умным зрителем, нежели невежественным критиком. Поэтому я пытаюсь сделать нечто среднее между мейнстримом и авторским кино - артхаусом, что применяется сегодня известными мировыми режиссерами. Удивительный парадокс - кинематограф придумали французы, заложили его основы русские, а диктуют новые законы и экспортируют свою кинопродукцию по всему миру американцы. Не поверите, на Каннском фестивале до сих пор самую большую часть наград, как авторское кино, получили американские фильмы.

В советские времена были и авторские фильмы, и коммерческие, но артхаусное кино изживает себя и устаревает, хотя можно поспорить на этот счет: кино Чаплина - авторское кино или мейнстрим? Или фильмы Феллини?

- Скорее, все зависит от угла зрения и ракурса, от рассматриваемого и приоритетного аспекта?

- Да, вы правы. Скажем, во время мастер-классов С.Дворцевой открыл мне эстетику документального кино, которое не было мне так близко, пока я вплотную не столкнулся с этим мастером. Документальное кино может быть настолько же серьезным, как и игровое кино: эти точно подмеченные жизненные мотивировки, которые потом будет включать в себя документальное кино, - именно в них суть.

- У вас прекрасное перо. Как насчет литературных опытов: кажется, кино поглотило вас целиком?

- У меня есть идея написать книгу, скорее, поработать над собственной идеей о Теории Ошибочных Мнений. Это будет нечто вроде научного трактата, хотя художественные произведения тоже думаю продолжить. Хотел бы издать книгу собственных афоризмов, в рукописном виде они уже собраны. Попутно пишутся и сценарии, т.е., понимаете, дорога одна, просто к ней попеременно присоединяются маленькие тропинки, которые делают ее шире. Любое явление есть взаимодействие, это некая внутренняя энергия, - если она есть, дело идет, оно накручивается оборотами и начинает взаимодействовать. Если с утра мы получаем позитив, он "работает" на нас весь день. А можно искусственно приобщить себя к нему или вызвать его в себе. Поэтому чаще я пребываю в возвышенных вибрациях, хотя иногда приходится, как бы, смазывать винты, чтобы привести себя в нужное русло. Любое творчество или начинание есть столкновение двух энергетик...

 

 

Зеркало. – 2010. – 7 декабря. – С. 8.