Ушла из жизни королева азербайджанского танца

 

Вчера на 91-м году жизни скончалась легендарная азербайджанская танцовщица Амина Дильбази

 

Как сказал Игорь Моисеев, "труднее всего в жизни понять танцы". Поэт скажет все словами, композитор донесет свою мысль при помощи музыки. Танцору же приходится вынимать всю душу.

Танец "Тураджи" до сих пор никто не исполняет так, как это делала Амина Дильбази. Маленькая птичка прилетела на полянку, чтобы порадоваться солнышку, цветам. Поначалу она опасливо оглядывается - нет ли рядом страшных охотников, а потом, успокоившись, танцует. И вдруг - выстрел. У нее ранено крыло. Птичка падает, просит природу помочь ей. "Она все это так могла донести до зрителей, что у них мурашки по коже пробегали", - говорит любимый ученик Амины ханум Таир Эйнуллаев. Природа залечивает ее рану, и она снова порхает среди цветов под лучами солнышка...

Она как птичка, со свойственной ей легкостью, порхала по своей непростой жизни, удачу часто сменяла горечь от тех событий, которые ей приходилось переживать, но Амина ханум, будучи стопроцентной оптимисткой, никогда не унывала и всегда верила в лучшее...

Вчера, 30 апреля, на 91-м году жизни скончалась народная артистка Азербайджана, кавалер ордена "Истиглал", легендарная танцовщица Амина Паша гызы Дильбази, покорившая еще в 30-х - 50-х годах прошлого века своими танцами "Тярякямя", "Иннабы", "Вагзалы-Мирзаи", "Джейраны", "Наз элямя", "Тураджи" весь бывший Советский Союз.

В 10 лет ее поразил паралич. В 15 лет ее заставили танцевать. В 25 лет ее талантом и красотой восхищались Сталин и Багиров, ей рукоплескал весь мир, пишет сайт baku.ru. И только через десять лет она получила звание заслуженной артистки Азербайджана. Ее исключали из декады, снимали с работы, но потом снова приглашали, видя, что без нее программа "не идет".

Судьба много раз испытывала будущую королеву танца, прежде чем открыть ей предназначенный свыше путь. Ей было 10 лет, когда из-за осложнения после ангины ее сразил паралич.

Эту болезнь называют еще "пляской Святого Витта". "Я все слышала, видела, всех узнавала, но двигаться не могла, это что-то страшное", - вспоминала Амина ханум. Врачам удалось вернуть девочке здоровье, но опасность повторного заболевания оставалась. Амине Дильбази запретили заниматься музыкой, ходить в школу, где ее могли невзначай обидеть, рассердить, и тогда "Святой Витт непременно возобновил бы свою пляску". Амина с трудом упросила родителей отпустить ее учиться вместе с другими детьми.

Как-то в школу явилась комиссия, чтобы отобрать детей в создающийся народный танцевальный ансамбль. Директор выбрал Амину - в то время она занималась гимнастикой, подавала большие надежды. В спортивном зале бывшей грузинской школы города Баку собралось много народу. "Когда все стали по очереди танцевать, я подумала, что директор все напутал - это не мое место. Я ведь совершенно не могла танцевать. Попытка убежать из зала мне не удалась".

Все претенденты оттанцевали, очередь дошла до Амины. На вопрос музыкантов, под какую музыку девочка будет танцевать, она ответила, что единственный известный ей танец - "Хоп-ца". Музыканты вопросительно переглянулись - такой музыки они не знали. "Не знаете - тогда я и танцевать не буду!" - заявила Амина, порадовавшись про себя, что теперь-то ее точно отпустят. Комиссия оказалась хитрее: "Тогда сами пойте и танцуйте свою "Хоп-цу". "Мне ничего не оставалось, как закрыть глаза и пойти в пляс, выкрикивая: "Дум-ба-да-ба, дум-ба-да-ба, хоп-ца, хоп-ца!" Музыканты кричат: "Это же "Лезгинка"!" Стали мне аккомпанировать. А я ничего не слышу, кричу себе: "Хоп-ца!", вытворяю невесть какие па. Открыла глаза, гляжу - члены комиссии от хохота под стол попадали, музыканты в слезах от смеха. Но разве надо мной можно смеяться? Я никогда не допускала этого. В школе была номер один в драках. Не дай Бог, кто-нибудь девочек из нашего класса заденет - я шла в бой. Когда я увидела, как весь зал содрогается от хохота, я схватила свой плащ и удрала".

На следующий день Амину вызвал директор. "Я решила, что сейчас мне попадет за вчерашнее. Захожу, смотрю та же комиссия, все улыбаются. Ну, думаю, точно попадет. "Вы знаете, "Хоп-ца ханум", мы берем вас в ансамбль", - сказал мне один из членов комиссии.

..

 

С.Алиева 

 

Зеркало. – 2010. – 1 мая. – С. 24.