Миp Надыp Зейналов

 

Цвет жизни

 

"Искусство - капризная вещь, которая может состояться только в определенных условиях. Где бы я ни был, какие бы сильные впечатления ни получал, спокойно могу себя ощущать только на Родине. Находясь у себя в мастерской в поселке Бузовна, я получаю импульсы, идущие от родной земли, от старых стен отцовского дома, навевающих дорогие сердцу воспоминания и желание остановить время", - эти откровения народного художника Азербайджана Мир Надыра Зейналова подтверждаются всей его многогранной творческой деятельностью: будь то живопись, поэзия или музыка

...Дед завещал нам Этот вечер,

Это поле и этот ветер.

Эти скалы крошил по частицам,

Эту землю растил по крупицам.

В чем же заключен источник творческого вдохновения Мир Надыра - человека широкой эрудиции, художника-философа, с внутренним миром которого созвучны глубинные тайны Дао? Слияние с окружающим пейзажем - морем, ветром, туманом, сверкающей белизной раннего утра, золотым потоком солнечного дня, бархатной синевой ночи - и, конечно же, ощущение себя частицей живой природы - все это и составляет суть творчества художника, магическая сила которого рассеивается от света, излучаемого созданными им картинами.

"Я вышел из "почвенной" абшеронской школы и больше не хочу в нее возвращаться. Все художники моего поколения вышли из нее и ушли в разные стороны", - стоит ли буквально понимать слова художника, для которого понятие "корни" возведено на пьедестал святости и поклонения. Мир Надыр бережно относится к своим воспоминаниям. Судьбой ему было отпущено огромное счастье - жить в окружении дорогих и любимых людей. Сложные военные и послевоенные годы диктовали свои условия. Но, несмотря ни на какие сложности, в доме Зейналовых всегда царила особая атмосфера, которая поддерживалась дружбой отца с А.Вахидом, С.Вургуном, Дж. Джангировым и многими другими представителями азербайджанской творческой интеллигенции.

Тяга Мир Надыра к живописи проявилась рано. Уже в 5 лет он поражал родителей "батальными" сценами, перенося на бумагу свои впечатления от рассказов о войне, ее бедах и блестящей победе. Прошли годы. Мир Надыр начинает серьезно заниматься живописью. Его становление как художника, формирование творческого мировоззрения происходило в знаменитые 60-е годы. Это было удивительное время, отмеченное целой плеядой ярких талантливых имен. В те годы молодые художники открывали для себя Ван Гога, Матисса, Пикассо, считая при этом своим духовным и профессиональным наставником Мир Джавада Джавадова.

Их не смущало, что Мир Джавад был не признан, отстранен. Они видели в работах своего кумира "отсветы дальних миров", которые влекли, манили, завораживали...

Вся жизнь Мир Надыра Зейналова и все его творчество неразрывно связаны с желанием утвердить и воплотить через живопись идеалы вечного и вневременного. На разных этапах творческих поисков и экспериментов эти идеалы становятся целью, к которой художник стремится, но, достигнув ее, начинает понимать, что это лишь ступень на пути постижения истины. От достаточно традиционных портретов, пейзажей, написанных Мир Надыром в так называемой "фигуративной манере", до смелых, ярко индивидуальных абстракционистских полотен, которые, безусловно, не ставят точку в творческом движении, - таков результат непрестанного труда или скорее процесса самовыражения художника.

Сегодня Мир Надыр Зейналов один из ведущих живописцов Азербайджана, послужной список которого отмечен высокими званиями, наградами. Его работы являются украшением музейных экспозиций ряда стран мира, они широко представлены в частных собраниях, престижных каталогах. С недавнего времени большая коллекция картин Мир Надыра Зейналова экспонируется в Музее современного искусства, созданного по инициативе Первой леди Азербайджана Мехрибан ханум Алиевой, при поддержке Фонда Гейдара Алиева.

Идеи и образы своих картин Мир Надыр Зейналов черпает из жизни. Он много путешествует. Красота, первозданность северной природы Камчатки и Сахалина, загадочность и философичность Индии, вековые тайны Египта, возвышенное искусство Италии, восточная притягательность Ирана и Ирака - все увиденное в этих и многих других странах способствовало разнообразию состояний и ощущений, так необходимых для полноценной творческой реализации.

Каталог картин, говорящий о широте творческих интересов, дает возможность жанровой классификации работ художника. Сам Мир Надыр считает себя прежде всего пейзажистом. И, действительно, именно по этому жанру в первую очередь можно проследить эволюцию почерка художника. Показательным в этом отношении является одна из последних работ художника - "Ночной Абшерон".

Каждая картина Зейналова - частица его души, биение его сердца, созвучное Времени, которое Мир Надыр осознает и воспринимает как течение бесконечности. В череде жизненных контрастов художник на каком-то особом, интуитивном уровне отдает предпочтение Весне, воспринимая этот период как символ обновления и красоты. "Весна священная", "Цветущий абрикос", "Литургия весны" - Мир Надыра влечет расцветающая природа, пьянящая своим неповторимым дыханием, завораживающая таинством перевоплощения. С приходом весны начинается еще более активная творческая жизнь с частыми выездами на природу, созданием значительного количества этюдов, позже перерастающих в абстрактные полотна. Но, будь то пейзаж, портрет или какой-либо другой жанр живописного искусства, Зейналов всегда остается верным своему основному принципу, пропуская зримые впечатления через призму собственного философско-медитативного мышления ("Неизъяснимый путь", "Трансформация дыхания", "Созерцание").

В его работах конкретные фигуры и предметы, скрывающие в себе некую символику, созданный автором своеобразный тайный код, постепенно уступают свою вещественную определенность самой краске, которая становится не только преобладающей, но и диктующей.

В тиши рождается звук,

Отзвук зари.

Краска рождает краску,

Принимает форму пространства.

Для Мир Надыра цвета "переплетаются" с событиями жизни и приходят через ощущения, дающие расширенное понятие света. Именно поэтому основной интерес художника связан не с конечным результатом, а с самим процессом работы. Абсолютом в искусстве художник считает незавершенность, а завершенность - относительной и условной, так как мир всегда богаче самого завершенного и самого совершенного произведения. "Я отошел от конкретного искусства. Мои картины беспредметны - у них своя эстетика. Сама жизнь, ее парадоксы и случайности находят закономерности и дают новое видение и новые грани. Зритель не должен искать в холсте пейзаж или портрет, а должен суметь увидеть абсолютную красоту, которую предлагает художник". К этим словам Мир Надырa можно добавить, что абсолютная красота картин художника складывается из триединства изобразительного ряда, поэтики образов и музыкальной гармонии колорита. И это не случайно, так как живопись, поэзия и музыка образуют составные части творческой личности Мир Надыра.

Сделав изобразительное искусство делом всей своей жизни, М.Зейналов одновременно является автором большого числа стихотворных сочинений, перекликающихся с образами его художественного творчества, и не только коллекционирует струнные щипковые инструменты, но и играет на них, отдавая предпочтение глубокой концептуальной музыке.

Я наконец-то увидел

Желтый цвет и ослеп.

И услышал Голос Флейты

Выпить все это невозможно.

И темными долинами

Я возвратился домой,

Чтобы плакать.

Жизнь одарила Мир Надыра Зейналова не только творческими талантами, но и дружной семьей. Супруга, сын и дочь Мир Надыра тоже живописцы. У каждого из них - свое художественное амплуа, свой путь самовыражения.

Судьба, где твоя обитель?

Я хочу сразиться с тобой.

Какой бы ты ни была черной и сильной,

Я выйду победителем.

Свое обещание Мир Надыр сдержал. Он вышел победителем, завоевав себе славу талантливого художника, который не останавливается на достигнутом, продолжая шаг за шагом постигать законы жизненной мудрости.

 

 

Рая Аббасова 

 

Зеркало. – 2010. – 1 мая. – С. 22.