Музыкальный пpоект "Лицом к лицу со вpеменем"

 

презентовало Министерство культуры и туризма Азербайджана

 

Вот уже второй раз Министерство культуры и туризма АР осуществляет проект "Лицом к лицу со временем", включающий цикл концертов Азербайджанского государственного камерного оркестра им. К.Караева. Художественным руководителем этого проекта является профессор Московской государственной консерватории Фарадж Караев, координатором - композитор Эльмир Мирзоев, главным дирижером - знаменитый украинский дирижер Владимир Рунчак.

В сезоне 2007-2008 гг. было проведено 12 концертов, в репертуар которых были включены как музыка барокко и классицизма, так и произведения современных композиторов, многие из которых были исполнены в Баку впервые. Нынешняя реализация проекта "Лицом к лицу со временем" осуществляется на сцене Азербайджанской государственной филармонии в рамках десяти концертов с широчайшим репертуарным диапазоном и привлечением таких знаменитых музыкантов, как дирижеры Александр Ивашкин (Великобритания), Бернард Вулф (Германия), Симон Камартин (Швейцария), Фуад Ибрагимов (Азербайджан). В числе исполнителей на концертах выступят Юлия Пургина (Австрия), Шеппард Скарвед (Великобритания), Тереза Малик (Германия), Каоко Амано (Австрия) и другие. Главной отличительной чертой этого проекта, как и в прошлом сезоне, является тот факт, что многие произведения зазвучат в Баку впервые.

Заключительный концерт проекта, завершающий сезон 2010-2011 гг., состоится 18 июня 2011 года. В своем обращении к любителям музыки министр культуры и туризма Азербайджана Абульфаз Гараев выразил надежду, что цикл концертов проекта "Лицом к лицу со временем" будет воспринят музыкальной общественностью, как и в прошлом сезоне, с большим интересом и воодушевлением.

Проект стартовал 31 октября выступлением Государственного камерного оркестра им. К.Караева, которым дирижировал дирижер Владимир Рунчак. В программу концерта были включены Концерт N1 для фортепиано с оркестром Д.Шостаковича в исполнении лауреата международных конкурсов Фарида Адыгезалзаде, траурное "Посвящение" В.Лютославского памяти Б.Бартока, "Румынские танцы" Б.Бартока. Прежде всего хотелось бы отметить прекрасную игру азербайджанского камерного оркестра, хорошую профессиональную подготовку музыкантов, которые играли слаженно и сыгранно, их индивидуальные качества в совокупности и в отдельности в концертном исполнении проявились очень сильно. Оркестр продемонстрировал свежее, энергичное исполнение, чувствовался молодой задор, индивидуальная работа над собой. "Румынские танцы" Б.Бартока поразили слушателей многоликостью образов и ярким, зажигательным темпераментом румынских народных мелодий. Траурная музыка "Посвящения" В.Лютославского, написанная под впечатлением смерти Б.Бартока, - произведение очень сильное и сложное по музыкальному языку и глубокой выразительности. В нем отражен трагизм ухода и потери большого музыканта, очень ощутимо передан излом яркой и сильной жизненной структуры, она как бы обламывается и теряет свою земную суть, переходя в духовную сущность и звуча при этом очень сильно.

И, наконец, фортепианный концерт Д.Шостаковича: Фарид Адыгезалзаде играл его настолько проникновенно и продуманно, что невольно угадывалась тонкая психологическая связь между пианистом и композиторской школой Д.Шостаковича, в частности, К.Караевым.

концерт Шостаковича очень интересен по своему материалу и фактуре, его музыка очень свежа, хорошо слушается, что произошло еще и благодаря тому, что интерпретация исполнителя была довольно ясной и четкой, ему удалось показать новизну, свежесть, язык Шостаковича, который понимает не каждый. Каждое исполненное оркестром или солистом произведение вызывалось на бис, концерт имел большой успех у публики, среди которых было много иностранных гостей. По окончании концерта мы встретились с лауреатом международных конкурсов пианистом Фаридом Адыгезалзаде:

- Вы около 20 лет работаете в Турции. Как удается совмещать преподавательскую работу в консерватории города Эскишехер с концертными выступлениями?

- Поскольку в Турции укороченный курс музыкального обучения, программа чрезвычайно сложна, и на педагога ложится большая нагрузка и ответственность. Я строю свой график очень строго таким образом, чтобы каждое утро иметь возможность позаниматься несколько часов. Но преподавать в Турции я стал не сразу, а поначалу выступал в качестве солиста в Анкарской опере. Могу с гордостью сказать, что за годы моей работы в консерватории Эскишехера мне удалось подготовить несколько (!) лауреатов международных конкурсов, в том числе и самого первого лауреата престижного московского конкурса в истории Турции. Мои выпускники преподают во многих консерваториях и университетах. А что касается концертной деятельности, могу сказать, что меня часто приглашают как в разные города Турции, так и за рубеж, причем каждый раз я использую эту возможность для пропаганды азербайджанской музыки. Бывая в Баку, увожу с собой кипы нот произведений наших композиторов. Разве не здорово, что в Турции, например, была поставлена опера "Кероглу" великого Узаджибейли?

Нашу музыку очень любят в Турции, причем как сами музыканты, так и публика. Однажды на уроке современной музыки мы поставили диск "Дон Кихота" К.Караева, так все студенты месяцами напевали запомнившиеся мелодии из этой сюиты, выискивая не только их, но и произведения других наших композиторов в Интернете. Поверьте, но мы действительно не знаем, каким несметным богатством обладаем! Наш народ безумно талантлив во всех видах искусства. Возвращаясь к концертам, отмечу, что я часто играю на гастролях не только сольно, но и в ансамблях с камерным оркестром, виолончелистами, альтистами, случалось даже с контрабасистом.

- В Баку родные стены помогают?

- Поверьте, что дома играть сложнее всего - ответственность сильнее, волнение, наш слушатель искушеннее, ведь он в свое время слышал и Ван Клиберна, и Рудольфа Керера, и других знаменитых пианистов. В Баку, как вы знаете, всегда приезжали замечательные музыканты, в залах всегда был аншлаг.

- Выбор репертуара происходил коллегиально или в индивидуальном порядке? Что вы можете сказать об оркестре и дирижере В.Рунчаке?

- Программу я обговаривал с профессором Фараджем Караевым, это было и его пожелание тоже, а готовиться к концерту начал еще летом, когда закончились занятия в консерватории. Наш камерный оркестр оставляет очень хорошее впечатление, с дирижером у меня как-то сразу получился творческий диалог, я очень доволен и буду рад вновь встретиться на сцене с этим талантливым музыкантом. Ну и, конечно же, прекрасная акустика нашей филармонии, в которой играть - одно удовольствие!

- Вы в 23 года стали лауреатом 1-й премии сложного и престижного Закавказского конкурса, затем успех на I Международном конкурсе им. П.Владигерова в Болгарии. Помимо этого, премия Ленинского комсомола республики, которой удостоились всего два музыканта - Фархад Бадалбейли и вы. Скажите, кто обучал и направлял вас, потому что многие музыканты единогласно отмечают глубоко вдумчивое исполнение, утонченное музыкальное мышление, свойственное довольно зрелым музыкантам? Рассказывают, что знаменитая Фанни Уотерманн после исполнения вами сонаты N10 Скрябина на конкурсе в Болгарии специально подошла к вам с вопросом: откуда в таком возрасте столько философии? И это не случайно: в вашей игре чувствуются интеллектуальная глубина и зрелость мастера. Как вы считаете, только ли педагоги-музыканты принимают участие в становлении музыканта как личности?

- Я окончил консерваторию у замечательного педагога профессора Намика Султанова, затем брал уроки в Москве у знаменитых пианистов Веры Горностаевой, Рудольфа Керера и Сергея Доренского, каждый из которых дал мне что-то особенное, свое. Вы правы, становление личности музыканта - процесс довольно сложный и длительный. Безусловно, нельзя не отметить роль моего отца профессора Зохраба Адыгезалзаде, а также тот момент, что мой дедушка, писатель Имран Касумов, с самых малых моих лет уделял моему образованию и развитию много времени, он подолгу беседовал со мной, направлял мое чтение и образование. Этот человек очень много вложил в меня, и я всегда благодарен его светлой памяти.

- Что для вас интереснее и предпочтительнее играть: сольные или ансамблевые концерты?

- Если честно, я больше люблю выступать с сольной программой. Открою маленький секрет: я давно вынашиваю идею об организации концерта, составленного из не исполняемых до сих пор в Баку произведений. Покопавшись в Интернете, я нашел прекрасные сонаты для клавесина (в фортепианной редакции) итальянского композитора Галуппи в стиле барокко. Это потрясающая музыка! Ноты достать было чрезвычайно сложно, я выписал их в Интернете, найдя только в одном виртуальном магазине Америки. Представьте, что эти ноты были изданы всего лишь один раз и только этим издательством. Еще хотел бы сыграть мистическую сонату N10 Скрябина, которую я исполнял на конкурсе в Болгарии, принесшей мне успех. Есть еще такое произведение Оливье Мессиана "Двадцать взглядов на лик младенца Иисуса" - это огромный цикл, из которого я исполню две пьесы. Еще "Хораловые вариации" французского композитора Анри Дютие - ему 96 лет и он до сих пор дирижирует. Эти произведения до сих пор в Баку никто не исполнял (я играл их в Москве, где их тоже никто не играл), и думаю включить их в программу.

- Когда вы думаете порадовать столь необычным концертом с широчайшим репертуарным диапазоном бакинских любителей музыки?

- Наверное, уже к весне, даст Бог. Программа очень насыщенная и сложная, есть идея тщательно продумать все постановочные нюансы.

- Вы много гастролируете, что можете сказать о бакинской публике, о слушателях Турции или Москвы?

- В Турции всегда принимают хорошо и тепло, непременно стоя аплодируя исполнителям. Публика там не столь искушенная, как у нас, но очень приветливая. Кстати, в Москве тоже очень теплая публика, в этих странах играть легче, здесь - сложнее, потому что перед своими, как я уже отметил, играть труднее и ответственнее.

 

 

Афет Ислам 

 

Зеркало. – 2010.  - 9 ноября. – С. 8.