"Я не могу жить без Баку"

 

Памяти Сарвера Ганиева посвящается

 

Прекрасный человек, высокий профессионал, верный друг. Такое великое триединство являлось сутью Сарвера Ганиева - музыканта, поражающего яркостью таланта, неукротимой жизненной энергией.

Семейный альбом Ганиевых - своеобразная фотолетопись, в которой отражены не только личные события этой замечательной семьи, но и, в некоторой степени, путь развития азербайджанского исполнительского искусства.

Для Сарвера Ганиева время остановилось на 74-м году жизни. 7 сентября 2010 г. азербайджанская общественность проводила в последний путь одного из самых ярких представителей национального исполнительского искусства. В прощальных словах, произносимых видными государственными деятелями и представителями культуры, звучали слова благодарности в адрес человека, посвятившего свою жизнь пропаганде азербайджанского музыкального искусства.

Несыгранные произведения, нереализованные проекты - их осталось немало. Достигнув определенных высот в искусстве скрипичного исполнительства и дирижерского мастерства, завоевав авторитет своими безграничными организаторскими способностями и человеческими качествами, народный артист Азербайджана, профессор, кавалер ордена "Шохрет" Сарвер Ганиев никогда не останавливался на достигнутом. Движение вперед, стремление к новым достижениям, желание приносить пользу людям и быть востребованным в искусстве составляли смысл его жизни. А требовательность к себе, целеустремленность и удивительная работоспособность являлись отражением не только характера этого удивительного человека, но и его непоколебимой влюбленности в музыку, которая вошла в его жизнь еще в раннем детстве и осталась навсегда.

Сарвер Ганиев родился 4 августа 1937 года в Баку. Его отец Солтангамид Ганиев был представителем прославленного рода Солтанмеджида Ганизаде - известного писателя-публициста, общественного и политического деятеля. Сарвер был вторым ребенком в семье, появившимся спустя год после рождения старшей сестры Алмаз. Время было сложное. Сталинские репрессии не обошли стороной и дом Ганиевых. Отца арестовали, приговорив сначала к расстрелу, но благодаря профессионализму адвоката расстрел был заменен десятилетним заключением. Надо ли говорить о том, какие тяготы легли на плечи Джахан ханум, которая осталась одна с двумя малолетними детьми. Несмотря на знатное происхождение, эта мужественная женщина, не зная ни сна, ни отдыха, не покладая рук работала, чтобы прокормить своих малышей, не дать им почувствовать безотцовщину.

Карабахские корни, в которых практически всегда присутствует "ген" музыкальности, возможно, способствовали приоритетам Джахан ханум, определившей своих детей (в 1944 году) в школу-десятилетку (ныне специализированная музыкальная школа имюльбюля) при Азербайджанской государственной консерватории. Алмаз занималась по классу фортепиано, а Сарвер впервые взял в руки скрипку, и этот инструмент стал его неразлучным спутником на всю жизнь. Увлеченность детей занятиями по музыке вселяла в Джахан ханум большие надежды. Она мечтала увидеть своих чад состоявшимися людьми, и эта вера матери в их способности являлась огромным стимулом для начинающих музыкантов.

Прошли годы, в 1947 году отец вернулся из заключения, но проживание в Баку для него было запрещено. Он едет в Гянджу. Вскоре в семье рождается третий ребенок, Талех, который в будущем тоже станет музыкантом и в определенный период возглавит оркестр Азербайджанского государственного театра музыкальной комедии.

Судьба была жестока к Солтангамиду. Спустя некоторое время он был сослан в Сибирь, откуда в 1956 году вернулся тяжело больным и вскоре умер.

Суровые жизненные испытания закалили детей. Они понимали, что помощи ждать неоткуда, что, только став успешными музыкантами, они смогут пробить себе дорогу. Надежду на такой исход давало общение с замечательными педагогами. В школе под руководством А.А.Гроссмана Сарвер заявляет о себе как о способном, ярком ученике. В 1954 году он поступает в Азгосконсерваторию в класс знаменитого педагога А.Н.Амитона, где день ото дня совершенствует свое мастерство. Постепенно в его исполнительской манере проявляется индивидуальность прочтения произведений, продиктованная стремлением понять и проникнуть в глубину авторского замысла. Видя явные успехи ученика, Александр Наумович Амитон вместе с 19-летним Сарвером едет в Москву с целью показать талантливого юношу выдающимся мастерам скрипичного искусства. Встречу с Давидом Ойстрахом, Юрием Янкелевичем, Дмитрием Сигановым Сарвер запомнил на всю жизнь, так же как и то волнение, которое он испытал, исполняя свою программу перед кумирами музыкальной молодежи того времени. Прослушав юношу и дав положительную оценку его игре, они тем самым вселили в Сарвера уверенность, что его мечта учиться в Московской консерватории может стать реальностью. Но все было не так просто. Пришлось преодолеть немало препятствий, прежде чем Сарвер Ганиев предстал перед авторитетнейшей приемной комиссией Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. Играть перед И.Безродным, Д.Ойстрахом, М.Рабиновичем, Г.Бариновой, Дмигановым было не только очень ответственно, но и очень почетно (далеко не каждому выпадало такое счастье!)

Пять лет консерватории и два года аспирантуры в Московской консерватории сыграли определяющую роль в формировании Ганиева и как музыканта, и как личности.

В 1963 году он возвращается в Баку, чтобы открыть новую страницу своей творческой биографии. Молодой скрипач дает огромное количество концертов, композиторы доверяют ему первое исполнение своих сочинений. 60-е годы вошли в историю как период смелых исканий и новаций. Воспитанный на высокой классике, Сарвер Ганиев без устали и безотказно играет новую музыку. Он не боялся, что она будет не понята, что она звучит непривычно смело, часто вызывая совершенно непредвиденную реакцию слушателей, доставляя порой и самому исполнителю немало проблем. Но Сарвер был уверен: нельзя останавливаться в своем развитии, "ведь просеивая песок, можно найти самородок".

Именно такая позиция вызывала к исполнителю глубокое уважение и доверие. "Сарвер Ганиев - один из самых блестящих азербайджанских исполнителей, чье искусство играет особую роль в воспитании эстетической культуры нашего народа", - констатирует Фикрет Амиров.

 

 

Рая Аббасова

 

Зеркало. -2010. – 16 октября. – С. 23.