Эльчин Гусейнбейли: "Некоторые пытаются отнять у писателей даже их славу..."

 

Интеpвью с писателем, публицистом и дpаматуpгом

 

На днях в некоторых СМИ был опубликован отрывок из романа Эльчина Гусейнбейли "Бег на перекрестке". Окончательный вариант романа еще не написан, а он уже вызвал острые дискуссии. Многие читатели расценили это произведение как протест писателя против всеохватывающей американизации и процесса глобализации. Мы решили узнать у самого Эльчина Гусейнбейли - писателя, публициста, драматурга и главного редактора журнала "Улдуз", какую же в действительности идею он вложил в свой роман.

- Меня очень заинтриговала дискуссия, развернувшаяся вокруг этого произведения. Почему "Бег на перекрестке" вызвал столько шума?

- "Бег на перекрестке" связан с очень актуальной на сегодняшний день проблемой глобализации. Этот роман повествует о судьбах людей, запутавшихся в этом глобализующемся мире. Герои произведения - люди потерянные, запутавшиеся. Душой они принадлежат Востоку, но по своему мировоззрению они европейцы. На каких ценностях нам следует остановиться, что принять за норму жизни - вот на эти вопросы герои моего романа мучительно ищут ответы...

- Вас называют новатором, писателем нового поколения. Что принципиально нового вы внесли в азербайджанскую литературу с вашей точки зрения?

- Ну, если говорить о моих рассказах, то, во-первых, здесь новшеством является сам стиль. У моих рассказов свой специфический стиль, не похожий на другие. Во-вторых, мои произведения называют очень искренними. Третье новшество связано с моими романами и драмами. Я создал новый тип романа - синтетико-синкретический роман. Здесь новшеством являются и стиль, и смешение языков.

Наряду со всем этим я совершаю экскурсы в историю, то есть здесь присутствует и исторический план. А главным новшеством является попытка синтеза прошлого и настоящего. Я ищу прошлое в настоящем и настоящее - в прошлом, стараюсь найти тесную связь между этими двумя пространственно-временными категориями. Я считаю, что, не зная своего прошлого, человек не может определиться и с будущим. Для того чтобы уметь адаптироваться в современных процессах и четко выстроить свое видение будущего, нужно обратиться к прошлому, учиться на его ошибках, делать для себя определенные выводы.

По-моему, каждый человек, и особенно писатель, должен уметь анализировать прошлое, ценить его, относиться к нему с уважением. У нас были ошибки в прошлом, но нельзя просто взять и перечеркнуть это прошлое. Из него надо лишь извлекать уроки.

- В наши дни многие писатели, музыканты, актеры пытаются причислить себя к интеллигенции, но у каждого из них свое понимание этого слова. А какое определение слову "интеллигенция" может дать Эльчин Гусейнбейли, и кого бы лично вы назвали интеллигентным человеком?

- С моей точки зрения, интеллигентным является не тот человек, у которого есть диплом о высшем образовании. Интеллигентным человек может быть и без диплома, и без высшего образования. Образование лишь помогает человеку сформировать свое мировоззрение, дает возможность увеличить знания, занять правильную позицию по тем или иным вопросам. К тому же, я считаю, что интеллигентный человек должен быть искренним, не должен лгать. Знаете, существует изречение: "Иногда человек ради какой-то высшей цели может не сказать правду, но лгать не имеет права". Интеллигентный человек должен рационально оценивать проблемы общества, давать адекватную оценку происходящего.

С моей точки зрения, интеллигентный человек всегда с осторожностью относится к происходящим в обществе и внутри нации процессам, так как он первый на себе ощущает последствия всех катаклизмов и больше всех страдает от них и в моральном, и в физическом плане. Я не знаю, насколько точно ответил на ваш вопрос, но, по-моему, интеллигентный человек - это как раз тот, кто не остается равнодушным к проблемам своего народа и умеет дать им адекватную оценку.

А что касается писателя, лично я считаю, что писатель не должен хвататься за всякие мелочи, он должен выносить на повестку дня серьезные, глобальные проблемы, волнующие всю мировую общественность. То есть писатель должен обращаться к обобщенным образам и ситуациям.

Литература создает обобщенные типы и образы. Существует изречение: "Боги создают людей, а люди в свою очередь создают образы". Мне кажется, писатель должен быть отважным, то есть уметь в своих произведениях смело высказывать собственные мысли. Другое дело, что у писателя есть также социальная функция и гражданский долг. Естественно, что писатель должен занимать свою независимую позицию по отношению к происходящим событиям, он также имеет право давать свою субъективную оценку происходящего. Но, когда речь идет о проблемах общества, здесь уже писатель в обобщенных образах должен освещать эти проблемы. Вообще, писатель может лишь в том случае добиться всеобщего признания и любви, когда он приносит в литературу проблемы своего народа, своей нации.

- В своих произведениях вы часто затрагиваете карабахскую проблему. Например, в романе "Человек-рыба" устами своего героя вы заявляете, что все наши беды начались именно с потери Карабаха, и мы должны вернуть его во что бы то ни стало. А в рассказе "Умирающие надежды" вы в символической форме прощаетесь с Карабахом.

 

 

Зеркало. – 2010. – 23 сентября. – С. 8